Версия // Культура // Цены на шедевры мирового искусства и не думают снижаться

Цены на шедевры мирового искусства и не думают снижаться

2099

Требует жертв

Рекордная продажа «Нарциссов» Матисса на порядок повысила ставку на другие работы мастера
В разделе

Несмотря на финансовый кризис, интерес в мире к произведениям искусства не снижается. Ярким доказательством тому может послужить прошедший недавно аукцион Christie’s, где успешно была распродана коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, собравшая 373,9 млн. евро. На торгах было установлено несколько мировых рекордов в следующих номинациях: частное собрание, коллекция живописи импрессионистов и модернистов, собрание изделий из серебра и произведения декоративно-прикладного искусства. 16 лотов были проданы за суммы свыше 5 млн. евро.

Известный французский кутюрье Ив Сен-Лоран и его деловой партнёр и друг Пьер Берже начали собирать свою коллекцию в 1958 году. За пять десятилетий в неё вошло более 700 предметов искусства: картины, рисунки и графика художников XIX–XX веков, предметы интерьера в стиле ар-деко, шедевры античных времён и многое другое. Когда Пьер Берже прошлым летом заявил о желании продать коллекцию, это вызвало настоящую сенсацию. Эксперты тогда говорили, что коллекция может стоить более полумиллиарда евро. В подобную сумму не оценивалось ни одно частное собрание, когда-либо выставленное на торги. Однако после того, как финансовый кризис расправил свои крылья, стали звучать более осторожные прогнозы – 200–300 млн. евро. Хотя многие сомневались, что они уйдут «с молотка» и за эту сумму.

Тем не менее стоимость многих лотов превзошла ожидания, а многие из них и вовсе побили все рекорды. Так, полотно Анри Матисса «Нарциссы и скатерть в синих и розовых тонах» ушло за 35,9 млн. евро – это абсолютный рекорд по продажам работ этого художника. Обновили свои личные рекорды и другие знаменитые авторы: Пит Мондриан, Марсель Дюшан, Джорджо де Кирико, Пауль Клее.

Самый же любопытный рекорд трёхдневных продаж – кресло с драконами работы Эйлин Грей, которое было продано за 21,905 млн. евро. В этом случае, впрочем, сыграли свою роль имена его владельцев: «, – объясняет такой интерес к торгам президент аукционного дома «Гелос» Олег Стецюра. – После аукциона они исчезнут ещё лет на 50. Этим и объясняется высокая итоговая стоимость лотов. Настоящие ценители искусства давно ждали этого редкого момента и аккумулировали средства, невзирая на кризис».

Глава международного отдела русского искусства Christie’s Алексей Тизенгаузен, в свою очередь, уверен, что все предметы на аукционе приобретены именно коллекционерами, а не дилерами для последующей продажи. И, следовательно, в ближайшее время на рынке они не появятся.

В самом же «Гелосе» недавно прошёл «Аукцион года» – главные ежегодные торги «Гелоса», для которых аккумулируются лучшие предметы искусства и антиквариата, предметы музейного уровня по разделам живописи, прикладного искусства и букинистики. В этом году «под молоток» попало почти вполовину меньше лотов, чем планировалось. Как объясняют это в «Гелосе», подобная ситуация вызвана кризисом, охватившим мировой арт-рынок.

При этом, однако, на аукцион попали лоты не только из России, но и из филиалов компании – венского, парижского, лондонского. Среди топ-лотов в разделе букинистики – последнее прижизненное издание «Евгения Онегина» Александра Пушкина, проданное за 650 тыс. рублей. Кроме того, среди топ-лотов на торги были выставлены «Портрет принцессы Maria Antonovna Naryshkina» Йозефа Грасси (приблизительно 1807 г.) – он ушёл за 30 тыс. долларов – и полотно Ивана Айвазовского (последняя четверть XIX века.), купленное за 150 тыс. долларов.

«По итогам аукциона можно сказать, что в последнее время наибольшее внимание аудитории привлекает антикварное оружие. Результатом стали напряжённые торги по большинству этих лотов. Так, топ-лот аукциона – «Аркебуза XVII века» – был продан за 420 тыс. рублей, что почти вдвое превысило стартовую сумму. Неизменным спросом продолжает пользоваться русская икона. «Наметилась интересная тенденция – большой интерес покупателей к современной живописи, – рассказал директор музея «Гелос» Эдуард Стецюра, – и отсутствие интереса к русской живописи, которая раньше, наоборот, пользовалась неизменным спросом. Так, не нашли своего покупателя работы таких художников, как Илья Репин, Василий Поленов, Константин Сомов, Николай Рерих, Михаил Клодт и др. Думаю, что цены на этих художников в связи с кризисом будут корректироваться и снижаться. Интерес к современному искусству объясняется тем, что покупателям среднего класса оно более доступно, и при этом у него есть потенциал, а цены на него в дальнейшем могут вырасти».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.03.2009 13:27
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх