Версия // Власть // Новые пошлины на ввоз подержанных иномарок могут оставить без работы полмиллиона жителей Дальнего востока

Новые пошлины на ввоз подержанных иномарок могут оставить без работы полмиллиона жителей Дальнего востока

1901

Приморье без колёс

Темур Козаев
В разделе

…Автомобильный бизнес Приморья сейчас напоминает тонущий «Титаник». Выжить хотят все, но реальные шансы на это есть только у тех, кто занимает каюты первого класса. Остальные пойдут на дно, поскольку спасательных шлюпок на всех не хватит... После введения 12 января 2009 года новых пошлин на автомобили иностранного производства ввоз японских и южнокорейских машин через приморские порты сократился в 18 раз. Небольшие дилерские компании разоряются одна за другой, а те, что покрупнее, вынуждены прибегать к сокращению штатов, чтобы удержаться на плаву. Постоянную работу только в январе потеряли более 2 тыс. человек, и это далеко не предел. В ближайшем будущем волна увольнений накроет не только дилерские, но и экспедиционные фирмы, а также таможню и ГИБДД. Корреспондент «Нашей Версии» во Владивостоке решил оценить масштабы этого социально-автомобильного бедствия.

31 января во Владивостоке состоялась очередная акция протеста автомобилистов против повышения пошлин. В отличие от предыдущих мероприятий в этот раз они шли в одной колонне с коммунистами. Городские власти долго не давали разрешения на проведение шествия по главной улице города. Однако представители КПРФ заявили, что намеченная демонстрация состоится в любом случае, даже если этому будет препятствовать милиция. Памятуя о резонансных событиях полуторамесячной давности, когда противников повышения пошлин с центральной площади Владивостока разогнали бойцы отряда «Зубр» подмосковного ОМОНа, мэрия со скрипом согласилась санкционировать митинг.

«Мы неоднократно получали предупреждения со стороны прокуратуры о том, что будем привлечены к ответственности, но в последний день прошло совещание в городской администрации, и мы за час до начала шествия получили разрешение его провести», – сообщил «Нашей Версии» первый секретарь приморского краевого комитета КПРФ Владимир Гришуков.

31 января колонна коммунистов, автовладельцев, представителей движения «ТИГР» (Товарищество инициативных граждан России), краевого профсоюза работников автотранспортных предприятий, депутатов приморского Законодательного собрания и городской думы под красными и голубыми флагами прошла по главной улице Владивостока. Люди держали в руках плакаты и транспаранты: «Власть должна служить народу», «Мы не против АВТОпрома, мы не любим КАЛОпрома»… Милиция, наблюдавшая за демонстрантами, не пыталась задержать кого-либо из граждан и следила лишь за тем, чтобы не было беспорядков.

«Я далёк от мысли, что повышением пошлин правительство действительно хочет поддержать отечественный автопром, в противном случае необходимые меры давно были бы приняты. Считаю, что идёт лоббирование отдельных интересов. Есть Европа, а есть Азия. В данный момент, похоже, надавила Европа, особенно немцы, – поделился наблюдениями с «Нашей Версией» Владимир Гришуков. – А иначе зачем оставлять без работы людей? По нашим данным, на Дальнем Востоке с автобизнесом связаны 500 тыс. человек, и это не считая таможни и моряков».

После того как колонна достигла конечной точки своего маршрута, рядом с памятником Владимиру Ленину состоялся митинг. На площади перед железнодорожным вокзалом собралось около 3 тыс. человек. Выразив своё мнение относительно повышения пошлин на иномарки, высоких тарифов на услуги ЖКХ и мизерных пенсий, протестующие приняли резолюцию, главным пунктом которой стало требование отправить в отставку «весь нынешний режим и его прихлебателей». Документ был направлен в адрес президента России Дмитрия Медведева, премьер-министра Владимира Путина, а также в органы местной власти, от которых коммунисты рассчитывают получить официальный ответ. Если же их проигнорируют, они станут готовиться к новым протестным выступлениям.

Но совсем без происшествий 31 января не обошлось. Корреспонденту «Нашей Версии» организаторы акции автомобилистов рассказали о комичном инциденте. Сотрудники ГИБДД задержали водителя, который, проезжая мимо колонны демонстрантов, имел неосторожность громко включить магнитолу. Из динамиков лилась песня, сочинённая приморскими авторами и посвящённая федеральным чиновникам. Ехавший следом милицейский начальник, услышав нецензурные выражения в песне, приказал остановить меломана. Молодой человек едва не угодил под арест на 15 суток. Ему хотели вменить в вину попытку перекрытия транспортной развязки. Но другие участники акции протеста смогли договориться со стражами порядка о том, чтобы задержанного отпустили.

«Вот какой парадокс: несмотря на то что происходит, на сегодняшний день не зарегистрировано падения уровня доверия к партии власти. Во Владивостоке 47% населения поддерживают «Единую Россию», в районах края – ещё больше. Однако с увеличением социальной напряжённости доверие граждан к ней будет уменьшаться. Мы ощутим это уже через несколько месяцев, – сообщил «Нашей Версии» политолог, директор дальневосточного консалтингового центра Пётр Ханас. – Прежде всего это связано с существующим процессом неадекватного принятия решений федеральными властями по отношению к регионам. Идёт зажим экономических свобод: отмена льгот, повышение тарифов на ввоз товаров из-за границы, рост стоимости электроэнергии и услуг ЖКХ, сокращение армии – в Приморье в ближайшее время из Вооружённых сил будут уволены 4,5 тыс. человек. Летом мы столкнёмся ещё и с тем, что студенты не смогут найти себе работу. Увеличение пошлин на иномарки – это часть общего кризиса в стране».

Постановление правительства от 10 декабря 2008 года «О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» вступило в силу 12 января нынешнего года. Согласно этому документу повышаются ставки на легковые и грузовые автомобили, импортируемые в Россию.

«Прошло только три недели с момента введения пошлин, а компании уже отправляют своих людей в вынужденные отпуска. Уровень сокращений составляет от 50 до 70%», – сообщил корреспонденту «Нашей Версии» депутат думы Владивостока, председатель Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий Пенязь. По его словам, под сокращение сейчас попали работники не только фирм, связанных с автобизнесом, но и приморских портов. В Зарубино, Славянке и Посьете с начала января не было зафрахтовано ни одного судна для перевозки машин.

«Мой друг, владелец небольшой судоходной фирмы, последний свой корабль ставит на прикол. Ему ничего другого не остаётся делать, потому что он зарабатывал только перевозкой японских машин. Сейчас очень многих увольняют. А что делать тем, кто взял в банках ссуды и ипотечные кредиты?» – возмущается участник акций протеста автомобилистов, житель Находки Александр Фёдоров.

Впрочем, у власти свой взгляд на возникшую проблему. Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Олег Сафонов оптимистично считает, что добросовестные предприниматели, которые «занимаются сегодня поиском, доставкой и продажей иномарок», смогут найти себе «более достойную работу с хорошим социальным пакетом и карьерным ростом». Однако в такую счастливую развязку верят не все – с альтернативными заработками в Приморье и до кризиса было туго.

«Вчера подвозили одного парня, который потерял хорошую работу. На разгрузке машин он ежемесячно получал 70 тыс. рублей, а сейчас, когда устроился в автосервис, его заработок не превышает 20 тысяч. У этого человека семья и двое детей, одному из которых восемь месяцев», – рассказала «Нашей Версии» журналист, лидер независимой организации автолюбителей Владивостока Анастасия Загоруйко.

Последние дни прошлого года побили рекорды по количеству оформляемых машин. Дилеры знали, что, если они не успеют вовремя растаможить иномарки, те из-за новых пошлин станут золотыми. Один из пароходов, перевозивший автомобили, не успел к намеченному сроку прибыть в порт, и тогда хозяева машин распорядились сбросить их за борт. Не менее 10 легковушек пошло на морское дно. Владельцам было проще их утопить, чем оформлять по новым ставкам.

Как сообщил на пресс-конференции во Владивостоке начальник Дальневосточного таможенного управления Игорь Власенко, после того, как вступили в силу новые пошлины, ввоз машин в Приморье сократился в 18 раз.

«Раньше только через таможню Владивостока ввозилось до 30 тыс. автомобилей в месяц. В день оформлялось по 900 иномарок и больше, а сейчас – всего около 50. На нынешнее состояние рынка повлияла общая ситуация в стране: упадок производства, потеря рабочих мест, прекращение выдачи банками потребительских кредитов, – говорит депутат думы Владивостока, председатель Общества защиты автомобилистов Приморского края Дмитрий Пенязь. – Покупательная способность граждан и без того резко упала, а пошлины сделали цены на иномарки и вовсе заоблачными».

Убедиться в том, что иномарки из доступного большинству дальневосточников средства передвижения стали атрибутом роскоши, несложно. Достаточно посмотреть на ценники и проследить динамику подорожания. Для сравнения: одна из пользующихся спросом моделей, Toyota Corolla, в прошлом году стоила 8 тыс. 300 долларов (199 тыс. 200 рублей; 1 доллар = 24 рублям). Сейчас эта машина продаётся за 11,5 тыс. долларов (402 тыс. 500 рублей; 1 доллар = 35 рублям). За популярную среди приморцев Toyota Ipsum, ещё недавно стоившую 12,5 тыс. долларов (300 тыс. рублей по старому курсу доллара), теперь просят 20,6 тыс. (721 тыс. рублей).

В начале минувшей недели во Владивостоке приморские «единороссы» обсуждали перспективу создания в крае сборочного автопроизодства. По итогам заседания партийцы приняли резолюцию, в которой особо отметили то обстоятельство, что в Приморье имеются все необходимые условия «для размещения и обеспечения успешного функционирования производства по сборке автомобилей разных классов и разных производителей». Соответствующее обращение направлено в Министерство экономического развития РФ.

«В Приморье за 15–17 лет развития автобизнеса сложился целый класс уникальных профессионалов, работающих с японскими авто по всем направлениям. Их можно и нужно привлекать к сотрудничеству. Есть инновационные технологии», – считает исполняющий обязанности секретаря приморского регионального отделения «Единой России» Михаил Веселов. А первый заместитель руководителя фракции «ЕР» в Государственной думе Федерального собрания РФ Владимир Пехтин предложил сделать проект партийной задачей.

«Глупо думать, что теперь дальневосточники сразу же начнут покупать российские машины. Этого не произойдёт. У наших автомобилей всегда страдало качество. Как забивали саморезы молотком, так и забивают. Приведу пример: мой знакомый купил «Форд» питерской сборки. Раз в месяц он обязательно бывает в автосервисе. Хорошо ещё, что ремонт машины оплачивает фирма», – говорит Анастасия Загоруйко.

Во Владивостоке на крупнейшем авторынке «Зелёный угол» ждут покупателей около 700 машин, ввезённых из Страны восходящего солнца и Южной Кореи в конце прошлого года. Но, несмотря на то что стоимость этих иномарок в валюте не изменилась, в рублёвом эквиваленте они подорожали в среднем на 100 тыс. из-за резкого скачка курса доллара.

По оценкам автодилеров, к середине весны машины из старого запаса будут полностью распроданы. Новых автомобилей будет завозиться немного, и их дороговизна отсечёт 70–0% покупателей. Скорее всего после этого рынок временно приостановит свою работу. До лучших времён.

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.02.2009 13:17
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх