Версия // Общество // Безопасность на дороге зависит только от нас

Безопасность на дороге зависит только от нас

5581

Война на «зебре»

Пешеходы и водители должны научиться взаимной вежливости. фото: Игорь Харитонов
В разделе

Несмотря на то что безопасностью дорожного движения занимаются уже на уровне президента и правительства, а статистика аварийности радует отрицательной динамикой, люди продолжают гибнуть в ДТП.

В марте на заседании президиума Госсовета по проблемам безопасности дорожного движения президент Владимир Путин призвал не относиться к этим вопросам «как к бытовухе». Такое внимание к проблеме не случайно. За прошедшее десятилетие в результате ДТП травмы получили около 3 млн человек, а число погибших составило более 350 тысяч. По словам Путина, это ужасные цифры. Хотя в целом кривая ДТП идёт уверенно вниз. Если 10 лет назад в России на дорогах гибло 35 тыс. человек, то в 2015 году число жертв удалось снизить до 23 тысяч. По данным ГИБДД, за январь – октябрь текущего года количество ДТП уменьшилось на 6,5% по сравнению с тем же периодом 2015 года, аварийность по вине водителей упала на 5,9%. Есть некоторые проблемы с детьми-пассажирами (минимальный рост аварийности – на 0,1%) и детьми-велосипедистами (рост на 3,2%).

Если же посмотреть на виды ДТП, то чаще всего это столкновения (41%). Затем идут наезды на пешеходов (29%). Кстати, на 12% выросло число ДТП из-за неудовлетворительных условий содержания и обустройства улично-дорожной сети. Однако самый значительный прирост ДТП – на 117% – произошёл по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств.

«Мы понимаем, что особая ответственность за состояние дорог лежит на органах власти различных уровней. Действительно, в нашей стране дороги не в лучшем состоянии, хотя мы тратим много денег на строительство новых и содержание старых. Но тем не менее основной фактор – это человеческий. Либо невозможность справиться с управлением, либо пьянство водителей, либо невнимательность, – заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий в правительстве вопросы безопасности дорожного движения. – Нужно уделить особое внимание формированию законопослушного поведения гражданина».

Штрафами – по лихачам

На Госсовете президент Владимир Путин также поднял вопрос о формировании законопослушного поведения. При этом президент отметил, что чаще виноваты в ДТП водители. «Именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям», – считает Владимир Путин.

На прошлой неделе правительство рассмотрело поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вводят новый штраф для водителей – за опасное вождение. Напомним, к опасному вождению относятся: отказ уступить дорогу транспорту, пользующемуся преимуществом; перестроение при интенсивном движении, если все полосы заняты; несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала; резкое торможение (если оно не требуется для предотвращения ДТП); препятствование обгону.

Споры о том, как и кого наказывать за безобразия на дороге, не утихают до сих пор. Но жизнь доказала: лихачи могут довести до больницы или кладбища не только себя, но и пассажиров, других автомобилистов и даже случайных прохожих. «Вы помните нашу дискуссию? Мы скорректировали в мае этого года ПДД, ввели запрет на опасное вождение, – подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев. – А теперь будет введена административная ответственность в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей».

Кстати, в Госавтоинспекции отмечают, что применение комплексов автоматической фото- и видеофиксации нарушений влияет на дисциплину водителей. С их помощью в прошлом году вынесено свыше 50 млн (67%) постановлений об административных правонарушениях. В службе также поддерживают инициативу привлекать к ответственности водителей на основании видеозаписи, сделанной другими водителями, и отмечают возрастающую в последнее время помощь со стороны социально активных граждан и общественных объединений. «В текущем году более 600 тыс. водителей было задержано в состоянии опьянения, причём каждый 15-й случай стал известен благодаря бдительности граждан и представителей общественных организаций, –

рассказывает Владимир Кузин, заместитель главы российской Госавтоинспекции. – Кроме того, за 10 месяцев 2016 года поступило около 126 тыс. обращений граждан с фото- и видеофиксацией нарушений ПДД, по которым вынесено более 75 тыс. постановлений о назначении административных наказаний». В ГИБДД уверяют, что вскоре примерить мундир инспектора смогут все россияне. Речь идёт о создании специального приложения, куда можно будет присылать фотографии и видео нарушений ПДД. Подобную схему выявления нарушителей уже с успехом опробовали в нескольких российских регионах.

«Горячая точка»

Но не стоит забывать, что никакие новейшие технологии не смогут уберечь людей от аварий на дороге, если они сами будут проявлять беспечность.

«Когда мы начали детально анализировать причины дорожных происшествий, поняли, что водитель, сидящий в автомобиле, защищён в большей степени, нежели пешеходы. Учитывая, что, по статистике, 30% смертей в ДТП – пешеходы (по разным причинам: и по собственной вине, и по вине водителей), мы прекрасно понимаем, что эта незащищённая часть требует особого внимания», – говорит Виктор Нилов, начальник ГУОБДД МВД России.

О вине пешеходов речь зашла не случайно. Так, более чем в 40% подобных ДТП виноваты именно они. Основные нарушения, которые допускают пешеходы, – переход вне «зебры», даже если она рядом; игнорирование подземного перехода, резкий выход на дорогу из-за стоящих машин, деревьев и т. д. То есть нередко пешеходы даже добросовестным водителям не оставляют шансов.

Отдельная проблема – «невидимки». Статистика показывает, что осенью и зимой количество ДТП с участием пешеходов возрастает, причём пик аварийности приходится на промежуток с 18.00 до 22.00, когда на улице темно. Однако, по данным исследования ВЦИОМ, более 70% всех пешеходов не предпринимают никаких дополнительных мер, чтобы стать заметными на дорогах. 60% просто не считают это необходимым, 16% думают, что это как-то испортит их внешний вид, а 9% просто не знают, где купить световозвращающие элементы. Сегодня ПДД обязывают пешеходов носить их только на загородных трассах, однако сейчас активно обсуждается предложение, чтобы люди «светились» и на городских дорогах.

Безусловно, нельзя снимать вину и с водителей. «В нашей стране их насчитывается десятки миллионов. При этом за прошлый год 22,8 млн нарушений ПДД совершено только водителями легковых автомобилей. Это не говоря о водителях грузового транспорта, автобусов и так далее. Эти цифры свидетельствуют о том, что, к сожалению, водители очень часто забывают, что от их внимательности, учтивости и взаимоуважения зависят дорожная обстановка, жизнь и здоровье других участников дорожного движения, особенно если в транспортном средстве находятся пассажиры», – уверен Виктор Нилов.

«Сложности перехода»

Как-то примирить водителей и пешеходов в войне на «зебре», а главное, снизить шокирующие цифры статистики (за 10 месяцев на дорогах РФ погибло более 4,7 тыс. пешеходов) призвана новая социальная кампания «Сложности перехода».

Госавтоинспекция, Российский союз автостраховщиков и экспертный центр «Движение без опасности» определили основные ошибки и заблуждения, которые чаще всего приводят к авариям: у пешеходов – переход дороги в неположенном месте, у водителей – превышение скорости и отсутствие привычки притормаживать перед нерегулируемыми пешеходными переходами. Ещё одной проблемой является невнимательность всех участников дорожного движения и отсутствие взаимопонимания. Именно поэтому главная задача кампании заключается в том, чтобы научить водителя и пешехода взаимодействовать на дороге правильно: не просто быть внимательными, а замечать друг друга, принимать правильные решения и тем самым избегать ДТП. Непосредственно образовательные мероприятия пройдут в 10 российских регионах в течение февраля – марта 2017 года.

«За последние несколько лет мы изменили культуру участников дорожного движения: научили пристёгиваться, использовать детские удерживающие устройства, пропускать пешеходов и другие, – отмечает Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности». – Но для того, чтобы добиться значительных результатов, необходимо продолжать работу. Социальный проект «Сложности перехода» – это абсолютно новая коммуникационная программа, которая объединит в себе самые эффективные инструменты, проверенные временем, и мы надеемся, что сможет существенным образом изменить ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом в России в лучшую сторону».

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 28.11.2016 03:16
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх