Версия // Власть // Три бывшие республики СССР отчалили от России и не пристали к Европе

Три бывшие республики СССР отчалили от России и не пристали к Европе

5323

Еврофуфел

Темур Козаев
В разделе

«Прощай, немытая Россия!» – махнули нам на прощание Украина, Молдавия и Грузия, взбираясь по трапу парома, который, как они полагают, в мгновение ока доставит их из безрадостного и душного «совка» к кисельным берегам европейского благоденствия. А на берегу стояла Россия и глядела им вслед, недоумевая, как можно было спутать паром с лодкой Харона? Ведь подписанное на днях Киевом, Кишинёвом и Тбилиси соглашение об ассоциации с Евросоюзом для бывших советских республик – прямая дорога не к богам на Олимп, а в Аид, царство мёртвых. Вас покоробила аллегория? Напрасно: для рванувшей прочь от Москвы троицы потери от ассоциации с Евросоюзом рискуют оказаться фатальными, причём не только для их экономики, но и вообще для суверенитета. Впрочем, уже звучат мнения, что и нашей стране смена курса «республик-сестёр» обойдётся недёшево. Попытаемся разобраться, что теряет Россия от европейского выбора наших соседей и что приобретают эти самые наши соседи.

Один мой знакомый, постигший смысл жизни в местах за высокими железными заборами, однажды так объяснил мне суть выбора между плохим и хорошим: «Нашёл замануху – не хватай, приглядись. Может, это и не замануха совсем, а фуфел». Едва ли надо переводить на литературный язык нехитрый посыл этой житейской мудрости, ведь всякому, казалось бы, ясно, что спелый плод будет полезен для организма, а от незрелого может выйти сплошное расстройство. Украинские экономисты, консультировавшие правительство по вопросу подписания ассоциации с Евросоюзом, не менее квалифицированные специалисты, нежели их российские коллеги, не смогли отличить «еврозамануху» от «еврофуфела» по одной лишь причине. Не поверите, но они даже не удосужились прочитать текст соглашения. «У нас этот текст появился в апреле прошлого года, – свидетельствует советник президента России академик РАН Сергей Глазьев. – Собственно говоря, по этому тексту украинские министры и узнали про соглашение. Но даже после того, как мы перевели его на русский язык, желающих его прочитать особо не находилось. А у тех, кто читал, волосы становились дыбом». Что же это за документ такой, от которого волосы дыбом становятся?

Среди тех, кто подписал ассоциацию с ЕС, много бывших колоний и почти нет европейцев

Вообще-то, соглашение об ассоциации с Европейским союзом – это вовсе не первый шаг к вступлению в него. Теоретически соглашение рассчитано на 10 лет, и раньше этого срока даже ассоциированное членство в ЕС для подписавшей документ страны невозможно. А на практике всё ещё туманнее. Турция, к примеру, заключила соглашение с ЕС ещё в 1960 году. Но для Анкары что тогда, что сегодня, спустя полстолетия, Европа так и не стала ближе. По сути, соглашение об ассоциации с Евросоюзом даёт подписавшим его странам возможность получить беспошлинный доступ к некоторым рынкам сбыта, а также право получать в Старом Свете финансовую или техническую помощь. И только. А что же взамен? А взамен эти страны обязуются проводить политические, экономические, торговые и судебные реформы по брюссельским лекалам, соглашаясь, таким образом, с частичной утратой своего государственного суверенитета. Вот вам и вся «ассоциация».

Достаточно беглого взгляда на список стран, подписавших соглашение, чтобы осознать, насколько на самом деле призрачны европейские перспективы Молдавии, Грузии и Украины в контексте обретённого ими статуса. Среди 17 стран-подписантов числятся в основном бывшие старосветские колонии – Тунис, Алжир, Марокко с Египтом, Палестина с Иорданией. А ещё – осколки бывшей Югославии; кроме этих осколков, ни одной европейской страны в списке стран-подписантов до последнего времени не было. Причём для экс-югославов ассоциация точно такой же эрзац, как и для постсоветских республик, выданный им взамен реального членства в ЕС. Так хитрый возница привязывает к палке морковку и помахивает ею перед глазами запряжённого в повозку осла, чтобы тот резвее бежал. Что же до африканцев с азиатами, то им соглашение было необходимо формально, чтобы иметь возможность получать подачки от их вчерашних сюзеренов. Хорошая подобралась компания, чего там. Но украинцам, грузинам и молдаванам их руководство внушает, что ассоциация – первый шаг на их европейском пути, ни больше ни меньше. И там верят – вероятно, по той же причине, по которой украинские экономисты не стремились изучить текст соглашения. Лень, должно быть, вникать.

Гастарбайтеров из Грузии, Молдавии и Украины на заработки в Россию не пустят

Но вникать так или иначе придётся – если не нынешнему украинскому, молдавскому и грузинскому политическому руководству, то их сменщикам. Наверняка. По той простой причине, что народ будет задавать политикам один и тот же вопрос: почему мы стали жить хуже? И рано или поздно придётся что-то внятное отвечать, а не отбояриваться расхожими лозунгами вроде «Европа – наш выбор!» или «Мы – европейцы!». Жители постсоветских республик почувствуют изменения уже очень скоро. Если в последние годы Украина экспортировала в Европу по 3 млн тонн зерна в год, то теперь экспорт урежут до 1 миллиона. Вместо 300 тыс. тонн сахара реализовать в странах Евросоюза можно будет в 10 раз меньше. Аналогичные ограничения ожидают грузинских и молдавских поставщиков вина и сельскохозяйственной продукции, а ведь это чуть ли не единственные экспортные статьи Грузии и Молдавии. Кстати, о сельхозпродукции. Украина обязалась ежегодно снижать экспортную пошлину на 1%, вплоть до нуля, по 24 наименованиям этой самой сельхозпродукции. Это значит, что украинским производителям придётся жёстко конкурировать с европейцами чуть ли не по всем фронтам. Сдюжат ли? Или бросят свои наделы и двинут в Европу на заработки?

Именно в Европу: путь в Россию для украинских, грузинских и молдавских гастарбайтеров будет отрезан. Сегодня в нашей стране трудятся полмиллиона молдавских и 6 млн украинских граждан – эти данные недавно озвучил секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Что такое полмиллиона рабочих мест для Молдавии, всё население которой составляет 3,5 миллиона? Это не только необременительное для официального Кишинёва решение проблемы занятости населения, но ещё и 1,5 млрд долларов в год, которые ежегодно вывозят молдавские рабочие из нашей страны. А что для Молдавии значит сокращение экспортных и миграционных доходов на годовом уровне в 1,5 млрд долларов? Это пятая часть ВВП! Представим себе, что Россия опустит шлагбаум, – куда двинут эти полмиллиона «заробитчан»? В Европу? Сомнительно, что там будут рады такому наплыву. Поляков с румынами пристроить бы. А 6 млн украинцев, которые больше не смогут кормить свои семьи «вахтенными», заработанными «на русских северах», в ХМАО и ЯНАО? Их-то куда пристраивать, в очередь за пособиями по безработице? Именно туда – больше-то некуда. Российская граница отныне для них будет закрыта.

И ещё несколько слов о сельском хозяйстве. Помнится, после вступления в ВТО украинское руководство пообещало ввести запрет на продажу мяса, сала, масла и молока, произведённых в домашних хозяйствах, но так и не рискнуло этого сделать. А теперь придётся. Мало того, что подписанное президентом Петром Порошенко соглашение накладывает ограничения на реализацию мясомолочной продукции на внутреннем рынке, так будет запрещено продавать даже мёд и соления, вплоть до мочёных яблок и квашеной капусты! Каково? И напоследок. Стандарты ЕС гарантируют равное сосуществование генетически модифицированных зерновых культур и натуральных. Так что приятного аппетита!

Оспаривать решения Евросоюза страны, подписавшие ассоциацию, не имеют права

Что же касается промышленности, то в Грузии с Молдавией никаких изменений скорее всего не ощутят – местные заводы и фабрики умерли вместе с Советским Союзом. А вот Украину ожидает немало неприятных сюрпризов. После подписания соглашения с ЕС Киеву придётся установить новые экспортные пошлины – вдвое ниже тех, которые удалось отстоять на переговорах по вступлению в ВТО. А затем в течение ближайшего десятилетия и вовсе эти пошлины обнулить. Мало того, Украина должна будет заменить национальные стандарты европейскими, а таких стандартов – более 20 тысяч. Удовольствие недешёвое, а Европа безвозмездных субсидий не предлагает. Можно написать ещё много страшилок, да только надо ли? И так понятно: проблем в ближайшей перспективе у подписавших соглашение об ассоциации с ЕС будет намного больше, нежели бонусов в отдалённом будущем.

Впрочем, ещё об одной, сугубо украинской, «засаде» стоит сказать отдельно. О газе. После вступления в силу соглашения украинская сторона лишится возможности экспортировать газ (а ещё, к слову, и электроэнергию) по ценам выше внутренних. А эти цены сейчас ниже экспортных. Следовательно, для того чтобы украинским поставщикам экспортировать свою энергетическую продукцию в Старый Свет, нужно будет повысить цены для украинских потребителей. То-то они обрадуются, так и до нового майдана недалеко.

Так, быть может, у Киева, Кишинёва или Тбилиси имеется хотя бы один шанс выторговать для себя некие преференции в рамках соглашения об ассоциации с ЕС? Увы. Все решения, касающиеся экономики Украины, Молдавии и Грузии, отныне должны проходить согласование в Совете ассоциации, состоящем из 28 представителей стран Евросоюза и одного представителя официальных Киева, Кишинёва или Тбилиси. И в чью пользу будут приниматься решения, как считаете? Да, а оспаривать решения и выводы Совета ассоциации страны, занявшие очередь в Евросоюз, как выясняется, вообще не имеют права, ибо согласно законодательству ЕС «решение, принятое соответствующим установленным органом… не должно оспариваться». Такая она, европейская интеграция. Впрочем, и об ассоциации с Европой как таковой – не то что об отдалённых перспективах интеграции – тоже говорить рановато. Для того чтобы соглашение об ассоциации с той же Украиной вступило в силу, необходима ратификация документа всеми странами – членами ЕС и Европейским парламентом. А пока это соглашение ратифицировала одна Румыния.

Экономические потери России от евроинтеграции соседних республик невелики

А что же Россия? Каковы риски нашей страны от того, что три бывшие братские республики, развернувшись к нам спинами, ищут себе новую родню в Европе? Риски есть. В случае снижения пошлин между Киевом и Брюсселем часть товаров из стран Евросоюза будет попадать к нам в обход таможенных сборов, установленных между Москвой и Брюсселем, утверждает замглавы Минэкономразвития Алексей Лихачёв. «По нашим оценкам, по некоторым категориям товаров в случае нулевых пошлин между Украиной и ЕС на 100 рублей импорта из Евросоюза 90 рублей этого импорта попадёт в Россию с минимальными изменениями в товаре», – цитирует представителя Минпромторга агентство РБК. Значит, Москве придётся вводить ограничения. И эти ограничения непременно введут в самое ближайшее время – об этом уже заявил председатель правительства Дмитрий Медведев.

Но, быть может, мы закупали в бывших советских республиках что-то такое, без чего нам никак не обойтись? Никак нет: «99% продукции, которую Россия закупает у Украины, может быть либо произведено внутри страны, либо куплено у Китая и Индии», – заверяет президент Союза российских поставщиков металлопродукции Александр Романов. Собственно, почти вся наша обеспокоенность в связи с намерениями Украины, Молдавии и Грузии подписать экономическую часть ассоциации с ЕС так или иначе сводилась к неконтролируемому наплыву товаров. Если, конечно, не принимать во внимание такие нематериальные понятия, как «братские узы». Которые, чего греха таить, нынче рвутся. Одна надежда, что не безвозвратно.

МНЕНИЯ

Сергей Глазьев, советник президента России, академик РАН:

– Для Украины соглашение об ассоциации с Евросоюзом самоубийственно. Во-первых, оно приведёт к опрокидыванию украинского торгового баланса из-за перехлёста европейского импорта, прежде всего подержанной техники, которая хлынет беспошлинно уже через месяц после подписания. Это убьёт наповал украинскую промышленность, которую заставят за 10 лет (а машиностроение – за три года) перейти на европейские технические регламенты. Соглашение не даст возможности украинскому правительству проводить самостоятельную политику, потому что все вопросы торговли, регулирования экономики, антимонопольной деятельности, госзакупок, технических регламентов, санитарных и ветеринарных норм будет определять Брюссель. То есть Украина лишится суверенитета, а украинское правительство – полномочий принимать решения практически во всех областях торгово-экономического регулирования. Для модернизации украинской экономики, только чтобы подвести промышленность под требования европейских технических регламентов, необходимо 150 млрд евро инвестиций. Кто даст Украине такие непомерные деньги? Никто.

Дмитрий Митяев, замдиректора Совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития России и РАН:

– В Киеве рано радуются. Вот, к примеру, исполняющий обязанности министра экономики и торговли Украины Павел Шеремета доложил, что подписание соглашения об ассоциации с ЕС позволит увеличить экспорт на 30%. Это, конечно, не факт – с какой стати европейцы станут поддерживать украинских производителей в ущерб своим собственным? С другой стороны, экономисты уже оценили максимальный масштаб вероятных потерь Киева от снижения объёма торговли с нашей страной – 33 млрд долларов, или 19% украинского ВВП в 2013 году. При этом Европа совершенно точно потери Украине не компенсирует – страны, которые подписывают ассоциацию с ЕС, обязуются исполнять все директивы ЕС, стандарты, технический регламент за свой собственный счёт. Даже если ЕС даёт какую-то техническую помощь, то она будет достаточно небольшой. При этом всё ещё действуют определённые барьеры, и самый главный из них – несоответствие украинских товаров европейским стандартам: к примеру, украинская машиностроительная продукция практически полностью не соответствует стандартам ЕС, поэтому она туда не будет поставляться. Но есть и плюсы от ассоциации: для Молдавии это прежде всего вопрос рынка труда, поскольку значительная часть населения этой страны работает за границей. Для Тбилиси подписание имеет скорее моральное значение, так как у страны нет границы со странами Евросоюза, и её продукция не слишком востребована на европейском рынке.

РИА Новости
РИА Новости

Сергей Глазьев, советник президента России, академик РАН
Сергей Глазьев, советник президента России, академик РАН

Дмитрий Митяев, замдиректора Совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития России и РАН
Дмитрий Митяев, замдиректора Совета по изучению производительных сил при Министерстве экономического развития России и РАН

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.07.2014 04:28
Комментарии 0
Наверх