Версия // Общество // Откуда в нашей стране берутся самозваные пророки и почему россияне охотно им верят?

Откуда в нашей стране берутся самозваные пророки и почему россияне охотно им верят?

2991

Сотвори себе кумира

Темур Козаев
В разделе

В конце ноября в центре Москвы случилось любопытное происшествие. Съёмочная группа телекомпании «ТВ Центр», приехавшая в дом, стоящий на улице Краснопролетарской, готовить репортаж, неожиданно подверглась нападению. Журналистам брызнули в глаза перцовой смесью из баллончика, после чего избили и повредили камеру. Нападениями на сотрудников СМИ давно уже никого не удивишь. Однако, как правило, подвергаются им репортёры, ведущие журналистские расследования. В этот же раз избивали журналистов не криминальные «быки», а благообразные женщины с одухотворёнными лицами. Причиной ярости дам стала попытка телевизионщиков снять их духовного учителя – «епископа» Андрея Попова, более известного последние годы как «бог Кузя».

«Если вы хотите гарантированно стать миллионером – придумайте новую религию». Неизвестно, слышал ли об этой сентенции 37-летний уроженец подмосковного Долгопрудного Андрей Попов, но воплотил её в жизнь он вполне успешно. Настолько, что сама Русская православная церковь, обычно не удостаивающая вниманием сектантов, была вынуждена посвятить «богу Кузе» специальное коммюнике.

Поводом для этого стал тревожный факт. Впервые о Попове, получившем известность как «епископ Роман», заговорили лет пять назад на православных форумах. Мол, есть такой пастырь – хоть и молодой, но мудрый и добрый. Зрит на людей сердцем, потому как сам слеп. Читает лекции о христовой вере и многим уже помог.

Последователи Попова активно работали на православных выставках по всей России, собирая пожертвования на некий «сгоревший храм» и принимая деньги за заказ молебнов и треб. При этом молебны посетителям предлагались фактически на любой случай жизни – «о помощи в судебных делах», «о решении жилищного вопроса», «об успехе в бизнесе» и т.д. Естественно, что желающих поправить свои дела с помощью божественного вмешательства находилось немало.

По данным Московского патриархата, на каждой выставке Попову могло принадлежать до 30–40 павильонов, благодаря чему деньги буквально текли рекой. Посетители не вдавались в подробности, на какой храм идут сборы и к какой епархии он относится, – раз стоят с иконами и крестами, значит, имеют право.

– Людей уверяли, что за них будет молиться некий святой старец, в самом начале даже вешали портрет Попова, – рассказывала Ольга Францева, которой удалось покинуть секту. – Для участия в выставках требуется письменное благословение от храма, его легко получали от каких-нибудь сельских батюшек, мол, мы от вашего имени соберём пожертвования и вам часть отдадим. Батюшки получали по 5–10 тыс., Попов якобы 1,5–2 млн в неделю.

Личностью «слепого пастыря» вскоре заинтересовались в церкви. В результате выяснилось – священник Попов липовый. Да и не слепой он вовсе.

После этого разоблачённый самозванец признался своим сторонникам: на самом деле он вовсе не епископ, а – бери выше – сам бог. И зовут его Кузя, так теперь и величайте.

Впрочем, посетителям выставок Попова по-прежнему представляют как епископа – новость о его божественном происхождении однозначно повредила бы бизнесу. Который достиг уже таких масштабов, что в апреле прошлого года РПЦ даже пришлось, как уже сказано выше, сделать официальное разъяснение относительно «бога Кузи». В нём его секта открыто именуется деструктивной и тоталитарной, в которой адептов подвергают психическому воздействию и избиениям.

Для многих православие – это крашеное яйцо на Пасху

Что, если встреченный вами человек однажды заявит, что на самом деле он бог? У любого вменяемого индивидуума тут же возникнет резонное сомнение в адекватности подобного утверждения. Как минимум придётся потребовать подтверждений. К примеру, превратить воду в вино, совершить променад по воде или на худой конец оживить покойного.

Поэтому самозваные божества и пророки так никогда не поступают. А то ведь и правда благодарная паства потребует сотворить чудо. Нет, тут надо тоньше, вкрадчивее, деликатнее.

«Для того чтобы члены секты последовали за своим лидером, он должен сплотить их какой-то идеей. Но эта идея непременно должна быть им близка, понятна и, более того, соответствовать внутреннему настрою сектантов, – говорит психолог Роман Дементьев. – И тогда люди сами пойдут за своим гуру. Потому что вне секты они уже не найдут ни поддержки, ни понимания».

К примеру, как говорят, тот же Кузя среди прочих постулатов своего «учения» вроде бы как продвигал канон, что аборт не является грехом. Мол, умерщвлённый плод в своей прошлой жизни сам был убийцей и теперь вот его настигло наказание.

Ядрёная Кузина смесь православия и индуизма с идеей переселения душ приводила настоящих священников в оторопь. Зато паства принимала на ура. Какая женщина, сделавшая аборт, внутренне не мучается от этого? Тем более что официальная церковь однозначно провозглашает аборт убийством. А тут появляется пастырь, который говорит совершенно обратное, даря надежду и утешение. Как не прислушаться, не уверовать…

«Одна из причин переключения интереса людей с православия на различные сектантские или оккультные учения – сочетание религиозной неграмотности с тягой к таинственному, к мистике, – утверждает ответственный редактор сайта «Православие и мир» Виктор Судариков. – О христианской догматике и церковном учении книг много, о правилах поведения в храме – ещё больше. Об истории и различных интересных людях тоже немало. А вот об отношениях человека с Богом – недостаточно. И тогда таинственное ищется «на стороне». Ну и, конечно, добавляется обычный «общечеловеческий» оккультный соблазн – получить нечто необъяснимое, некий мистический опыт, не прилагая нравственных усилий, просто что-то выполнив и кого-то признав».

Социологи отмечают: несмотря на строительство огромного количества храмов, появление православных телеканалов, радиопередач и изданий, создание института священников в армии, медицине и местах не столь отдалённых, наконец, введение в школах предмета по изучению основ православной культуры, религиозное сознание россиян остаётся на крайне низком уровне. Подтверждают это и вполне себе компетентные данные ВЦИОМ: как показал соцопрос, 70% россиян называют себя православными, однако при этом лишь 55% верят в Бога, 21% знают о необходимости причащения и лишь 2% могут назвать все 10 заповедей!

То, что для большинства паствы православие ограничивается свечкой в храме и куличом на Пасху, признают и церковные иерархи.

«У нас очень распространено такое явление, как обрядоверие, – с грустью замечал председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион. – Оно заключается в том, что люди воспринимают веру как совокупность некоторых обрядов, в которые якобы укладывается вся вера. Допустим, на Пасху надо яйца красить, в Родительскую субботу – пойти на кладбище. В этом случае люди пытаются узнать Церковь исключительно с точки зрения того, какие обычаи в ней существуют, что можно, что нельзя, что надо носить».

Какой уж после этого критический взгляд на нелепые для любого действительно знакомого с основами христианства выходки новоявленных пророков, старцев и мессий!

В результате множатся ряды «иэнэнщиков», верящих, что в цифири из налоговой закодировано «число зверя», «царебожников», сравнивающих Николая II с жертвенным агнцем и призывающих покаяться всей страной за его убийство, почитателей Григория Распутина и Ивана Грозного, алармистов, убеждённых, что биометрический паспорт – первый шаг к Апокалипсису, и прочих, которых даже некоторые священники в сердцах уже и сами называют мракобесами.

В секты идут люди, неспособные разобраться в своей жизни

Однако хватает среди духовенства и консерваторов, активно поддерживающих эти верования. Более того, создающих новые.

Осенью 2008 года под Санкт-Петербургом разразился скандал. Настоятель расположенного в Стрельне храма Святой равноапостольной княгини Ольги игумен Евстафий Жаков выставил для всеобщего обозрения и почитания икону святой Матроны Московской. Рядом с ней был изображён Иосиф Сталин, а весь сюжет иконы пересказывал распространяемый молвой апокриф о якобы имевшей место встрече генерального секретаря и слепой старицы во время Великой Отечественной войны.

Однако многие прихожане не захотели молиться «отцу народов». Сам пожилой священник, известный своим трепетным отношением к вождю, убирать скандальную икону отказался. Наконец шум достиг Патриархии, и в конце концов игумен унёс лик к себе домой, заодно попросив освободить его от должности настоятеля храма.

Гораздо хуже может закончиться другая история, разворачивающаяся как раз в наши дни. В Пермской области некий «иеромонах Евстратий» ещё осенью увёл в заброшенную деревню группу своих последователей, состоящую из 50 человек, среди которых около 10 детей. В лесу сектанты, как убеждает он, смогут спастись от мира, который наполнен грехами. Медицину и образование «иеромонах» называет в числе главных. Связи с сектантами почти нет, и смогут ли они пережить зиму в лесу вдали от цивилизации, неизвестно.

Сколько именно существует сегодня в России сект, доподлинно не знает никто. Во-первых, на государственном учёте в качестве общественных организаций или религиозных движений стоят далеко не все из них. Во-вторых, цифра постоянно меняется. Достаточно появиться харизматичному предводителю, и со временем вокруг него образуется группа последователей, готовых внимать каждому слову учителя.

«К таким, как Евстратий, идут люди, которые ищут чудес, – утверждает руководитель православного миссионерского центра «Ставрос» Виталий Питанов. – Они ищут старцев, желая избежать ответственности за свою жизнь и переложить её на очередного самозваного «чудотворца».

До 2008 года Евстратий служил в Тульской епархии. Однако затем принялся критиковать священноначалие и был лишён сана. Как правило, санкции к радикалам из числа клириков церковные власти предпочитают принимать, только когда батюшку начинает заносить уже слишком сильно – как в случае с упомянутым выше игуменом Евстафием. Однако прихожан не смущает то, что их гуру перестал быть священником – к тому времени они уже готовы смотреть ему в рот.

В РПЦ всерьёз обеспокоены: многие люди идут в храм не к Богу, а к конкретному священнику. Мало того что это противоречит всем основам христианской веры, но ещё и делает из церкви этакий «духовный универсам», где каждый прихожанин легко может найти себе пастыря по вкусу, сообразно своим взглядам и убеждениям. Ну а если со временем и священник-борец с ИНН покажется слишком либеральным, всегда можно найти себе «бога Кузю».

Мнения

Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского:

– Для того чтобы человек попал в секту, необходимо совмещение двух условий. Первое: сектантское предложение должно совпадать с интересами самого человека. Кому-то интересно просто «заниматься Библией», кого-то больше заинтересует бесплатный рок-концерт или уникальная медицинская техника, большой популярностью пользуются курсы боевых искусств, английского языка и занятия мировой философией. При этом обещают сектанты одно, а дают совершенно другое, но делают это с такой ловкостью, что человек сам не замечает, как становится членом организации. Особенно легко сознание потенциальных адептов подчинить с помощью разнообразных психотренингов типа: «Как повысить самооценку и приобрести влияние на других людей». Абсолютное большинство таких семинаров контролируется разнообразными сектами. Одно время я утверждал, что православные люди не попадают в секты, но после истории с пензенскими «сидельцами» мне пришлось пересмотреть своё мнение. Попадают, и ещё как, только приманка должна быть «православная» – «духоносный старец».

Вторым условием привлечения в секту является особое душевное состояние человека: он должен быть подавлен, находиться в состоянии стресса, когда критичность мышления понижена. Понятно, что есть люди более внушаемые, есть менее внушаемые, но в состоянии стресса внушаемость повышается, а стрессы бывают абсолютно у всех. У нас, сектоведов, есть такая поговорка: «У каждого человека есть свой гуру, и ваше счастье, если вы его никогда не встретите».

РИА Новости
РИА Новости

Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
Александр Дворкин, президент Центра религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 13.01.2014 14:51
Комментарии 0
Наверх