Версия // Общество // За что можно получить предупреждение об экстремизме

За что можно получить предупреждение об экстремизме

2856

«Сдам квартиру славянам»

Фото: РИА Новости
В разделе

Владимир Путин подписал закон, ужесточающий ответственность за преступления, связанные с экстремистской деятельностью. Изменения предполагают увеличение нижнего предела штрафа за публичные призывы к экстремизму со 100 до 300 тыс. рублей. Также с двух до четырёх лет увеличен срок лишения свободы за возбуждение ненависти по национальным и религиозным мотивам, ужесточилось и наказание за организацию экстремистского сообщества. Мотивы законодателей понятны: усиление радикализма и всё чаще случающиеся теракты заставляют власти закручивать гайки в борьбе с экстремистами всех мастей. Однако история уже не раз доказала, что буква закона – это одно, а его реальное воплощение – совсем другое.

Почти на час оказалась прервана 1 февраля работа «Живого Журнала». Причиной этого стало вступление в силу закона, позволяющего экстренно блокировать интернет-сайты с экстремистским содержанием. Прежде без санкции суда правоохранители могли блокировать лишь странички, содержащие детскую порнографию, пиратский видеоконтент, а также в случае присутствия на них пропаганды наркотиков или суицида. Теперь же Генеральная прокуратура получила возможность буквально в течение минут заблокировать любой сайт, если, по мнению представителей надзорного ведомства, в его содержании будет присутствовать информация экстремистского характера.

Работа ЖЖ наладилась после того, как вызвавший претензии прокуратуры блог под названием «Дневник славянина» был заблокирован для посещений. Тем не менее эксперты уже выразили свою обеспокоенность относительно применения требований нового закона. Ведь прежний опыт показывает, что экстремизм отечественные правоохранители и суды порой могут усмотреть в чём угодно.

Блогера отправили на экспертизу в психушку

В конце прошлого года следователи направили на прохождение психологической экспертизы блогера из Мурманска Александра Серебряникова. Уголовное дело в отношении его было возбуждено ещё минувшим летом. Владельцу, по отзывам, самого популярного в регионе блога были выдвинуты обвинения по ч.1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершённые публично или с использованием средств массовой информации).

Страничку в Интернете Серебряников завёл в 2010 году. Блог скоро набрал широкий круг читателей – основанием этого во многом стали сенсационные новости. Так, Серебряников первым сообщил о пожаре на атомной подводной лодке «Екатеринбург» и распространил видео о нарушениях на выборах в Государственную думу.

Однако не меньшую, если не большую популярность детищу блогера принесли критические публикации в отношении местных чиновников. Одной из наиболее заметных стала статья «Полярная вдова», адресованная губернатору Мурманской области Марине Ковтун. Впрочем, сам Серебряников всегда утверждал, что публикуемые им материалы являются вовсе не критикой действий властей, а выражением его личной гражданской позиции. Однако от уголовного дела это его не спасло.

О том, что любая критика властей при желании может быть истолкована как экстремистская деятельность, эксперты предупреждали ещё в 2006 году, когда законодатели решили расширить первую статью соответствующего закона, в которой как раз и закреплено определение понятия «экстремистская деятельность». Союз журналистов России выступил тогда со специальным заявлением, в котором утверждал, что нововведения «поставят крест на всяких попытках борьбы с коррупцией». В свою очередь, сторонники внесения поправок не без основания утверждали, что как раз отсутствие чёткого определения экстремизма само по себе и является основной угрозой для общества. «Даже среди экспертов – полный разнобой мнений. Кто-то, например, относит к экстремизму публичное выражение крайних взглядов. Но что такое крайний взгляд? Исходя из действующего законодательства, экстремизм можно толковать по-разному. А это опасно», – заявлял известный адвокат и общественный деятель Анатолий Кучерена.

По теме

Запрещённая новость с президентского сайта

Однако годом позже в России, а затем и в мире прогремело дело в отношении жителя Сыктывкара Саввы Терентьева, оставившего в блоге крайне гневный комментарий в отношении сотрудников МВД. Правоохранители усмотрели в посте признаки возбуждения социальной ненависти в целом к социальной группе «милиционеры». Дело получило широкий резонанс, эксперты приводили доводы о невиновности Терентьева, однако он всё равно был приговорён к году лишения свободы условно. Блогер обратился в Европейский суд по правам человека, запросил политическое убежище в Эстонии, в результате чего дело получило широкий международный резонанс и обернулось для России репутационными потерями. Не исключено, что именно этот скандальный случай побудил впоследствии Верховный суд обратить внимание на практику правоприменения «экстремистской» статьи 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды).

В итоге судьи приняли решение, что сама по себе критика в СМИ должностных лиц не должна обязательно рассматриваться как унижение их достоинства, поскольку в отношении профессиональных политиков пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц.

Тем не менее новые уточнения если и сократили количество дел по ст. 282, а также вынесенных предупреждений об экстремистской деятельности, то не сильно. Во многих случаях такие решения были оправданны, особенно когда речь шла о демаршах националистов. Однако, как говорится, заставь дурака богу молиться…

В феврале 2013 года Центральный районный суд Омска признал «полностью экстремистским» один из выпусков интернет-газеты «Радикальная политика». И всё бы ничего, вот только среди опубликованных материалов оказалась заметка о награждении Дмитрием Медведевым в его бытность президентом орденом Жукова отдельной бригады спецназа. Новость была дословно перепечатана с официального сайта президента России и после вынесения судебного решения автоматически стала считаться экстремистской. Равно как и все её перепечатки, размещённые на сотнях новостных сайтах.

Сегодня в федеральном списке экстремистских материалов, ведомом Министерством юстиции России, значится свыше 2 тыс. публикаций.

«Все эти цифры говорят только о том, что в одних регионах прокуратуры свирепствуют больше, чем в других, – считает эксперт центра «СОВА» Мария Кравченко. – Смысла во всём этом не много, федеральный список – это механизм, который не работает. И довольно часто экстремистскими признаются материалы, на которые государству вообще не стоило бы обращать внимания».

Не надо трогать Коран

В конце 2011 года на Ставрополье разгорелся скандал: прокуратура Левокумского района усмотрела признаки нарушения законодательства о противодействии экстремизму в уставе местного казачьего общества. Люди в погонах придрались к пункту устава, в котором говорилось, что состоять в казаках, а тем более стать атаманом могут только исповедующие православие. В ответ станичники ссылались на историю, традицию проводить собрания только в присутствии православного священника, отвечать в ответ на приветствие «Слава Богу!» и вообще – казаки испокон веков называют себя «христовыми воинами», так что без религии казачества не бывает! Однако одно дело – традиция, а другое – буква закона, который действительно не допускает введения ограничений по религиозному признаку.

Зато с пониманием к ставропольчанам отнеслись на Дону, где незадолго до этого в старинном казачьем городе Азове произошла ещё более курьёзная история. Газета «Читай-Теленеделя» получила предупреждение от прокуратуры за то, что разместила на своих страницах объявление о сдаче дома внаём. Хозяин жилья указывал, что предпочёл бы сдавать его русской семье. В национальном критерии надзорное ведомство и усмотрело экстремизм. То, что впоследствии подобные объявления так и не исчезли со страниц местной прессы, позволило экспертам прийти к выводу, что прокуратуру больше интересовала статистика, нежели реальная борьба с настоящим экстремизмом.

Впрочем, что там какие-то объявления – весной прошлого года башкирский суд запретил критикующую сложившиеся в стране нравы статью, размещённую в Интернете. И всё бы ничего, но, как выяснилось позже, в числе прочего эксперты то ли по незнанию, то ли по недосмотру признали экстремистскими и приведённые в публикации пять стихов из Корана. В результате такой трактовки священной для мусульман книги запахло нешуточным скандалом. В конце концов Верховный суд Республики Башкортостан пересмотрел прежнее решение: в целом статью оставили под запретом, однако Коран был «оправдан». В связи с этим видные мусульманские деятели России направили обращение к начальнику Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ Тимуру Валиулину, в котором попросили его запретить проверку на экстремизм священных книг.

И то правда, ведь при желании найти экстремизм, как выясняется, можно даже в газетном объявлении.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.02.2014 15:24
Комментарии 0
Наверх