Роспотребнадзор всерьёз взялся за «Макдоналдсы». Символично закрыт самый первый ресторан сети на Пушкинской. Впрочем, вскоре зарубежный фастфуд могут ждать ещё большие неприятности – законодатели предложили ввести в России повышенные налоговые сборы для предприятий быстрого питания, или, попросту говоря, налог на «вредную еду». Более того, в перспективе производители газировки, сладостей и всевозможных бургеров рискуют быть приравнены к производителям сигарет и алкоголя.
«Я много езжу по стране, и практически во всех регионах всплывает проблема переизбытка фастфуда. Бабушки жалуются, что внуки променяли их паровые котлетки и пюре на чизбургеры и картофель фри. Медицинские исследования также доказали негативное влияние чрезмерного потребления фастфуда на здоровье населения. До 50% всех заболеваний россиян связаны с плохим питанием. Результат – гастрит, пищевая аллергия, панкреатит и ещё целый будет недугов. В зоне особого риска дети и подростки», – пояснил автор законопроекта депутат Игорь Зотов. В предложенном им документе предлагается повысить ставку налога на прибыль для иностранных организаций, работающих в сфере быстрого питания, с нынешних 20% до 23.
Почему зарубежный фастфуд оказался вреднее отечественной шаурмы, автор законопроекта объясняет сугубо политическими причинами. «Не могу не отметить и политический подтекст данной инициативы. Это своеобразная ответная санкция в адрес США и некоторых стран Европы. Среди крупнейших американских сетей быстрого питания есть компании, которые активно финансируют крупнейшие политические партии США», – пояснил депутат.
Между тем, если отвлечься от нынешней политической ситуации, можно заметить, что наступление на фастфуд и производителей «вредной еды» за рубежом уже вовсю набирает обороты. Декларируемые причины введения запретов – забота о здоровье населения. Хотя так ли это на самом деле, ещё большой вопрос.
Чизбургер – ничто, имидж – всё
Стоит или не стоит бороться с фастфудом – вопрос, однозначный ответ на который сегодня не получен в экспертном сообществе (подробно о качестве еды в «Макдоналдсе» «Наша Версия» писала в №29 за этот год). Однако все аналитики сходятся в одном: одними налоговыми ужесточениями оздоровления населения не добиться. «Если ограничиться только повышенным налогом, предприятия фастфуда будут закупать ещё более дешёвые, а значит, ещё более вредные продукты», – отмечает глава Ассоциации производителей и поставщиков качественных и безопасных продуктов питания Елена Нагорная. По её словам, необходимо законодательно определить допустимый состав используемых ингредиентов: в частности, характеристики продуктов не должны способствовать перееданию, ожирению и приносить вред организму.
«Бессмысленно бороться с котлетой, если мы живём в мире с искажёнными социальными стандартами. Сами по себе котлета, булочка и листик салата не наносят никакого вреда. Яда в никаком фастфуде нет. Однако в современном обществе есть некие образы, создаваемые в том числе и рекламой. Так, в своё время именно реклама создала целый тип молодёжного пивного алкоголизма. И я рад, что её запретили. Так что плоха не булка или фастфуд, но создаваемый образ потребления», – рассуждает руководитель консалтинговой практики компании Reland Group Николай Григорьев. По его словам, единственным итогом фискальных методов борьбы с «вредной едой» может быть лишь некоторое наполнение бюджета.
Стало известно, что основатель Facebook (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ) Марк Цукерберг решил подготовиться к концу света.
При этом совсем не очевидно, что это наполнение произойдёт непременно за счёт именно зарубежных корпораций. «Мне не нравится эта идея, мы обещали бизнесу, что поднимать налог не будем. В данном случае всё равно – российская или не российская компания. Сейчас непонятно, какая компания, когда давно всё продали российским инвесторам. Есть просто название, получают франшизу – и больше ничего», – напоминает вице-спикер Совета Федерации, член Комитета Госдумы по бюджету и финансовым рынкам Евгений Бушмин.
Между тем, по мнению некоторых экспертов, даже нынешнюю политическую ситуацию и чисто политические запреты вполне можно обратить на пользу российскому рынку. «Я вообще обязала бы их (предприятия фастфуда. – Ред.) поднимать отечественное сельское хозяйство, обязав покупать российские продукты в качестве сырья, – предлагает Елена Нагорная. – Тогда наши производители и поставщики будут иметь определённый объём продаж, что поможет им встать на ноги. Сейчас многие охают, а ведь ситуация уникальная: отечественные производители стали хозяевами рынка. И бизнесу и государству надо использовать эту ситуацию».
Всем миром против сахара
Интересно заметить, что во всём мире нападки на фастфуд и производителей «вредной еды» давно уже стали тенденцией. Больше других в этом направлении преуспела Мексика, власти которой в настоящее время готовы даже ввести частичные ограничения на телерекламу высококалорийной пищи и газировки. И это при том, что в стране с прошлого года уже действуют повышенные налоговые ставки на газировку. Кроме того, с будущего года все производители в Мексике будут обязаны отдельно маркировать содержание сахара и жиров на всех пищевых продуктах и напитках.
, прежде всего мороженого, пользующегося большой популярностью у тамошних потребителей. С инициативой введения дополнительного налога на сладкую газировку выступилии в Великобритании.
Примечательно, что общемировая кампания по борьбе с «вредными продуктами» поддерживается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), традиционно находящейся в контакте с крупными фармпроизводителями. Так, ещё в 2010 году ВОЗ представила доклад, в котором была сделана попытка сопоставить данные о потреблении сахаросодержащих прохладительных напитков (в первую очередь газировки) с данными о заболеваниях диабетом, проблемами с сердечно-сосудистой системой, некоторыми видами рака, сравнив всё это в конечном итоге с данными об уровнях смертности от этих болезней в разных странах. В докладе в числе прочего содержался вывод о том, что в 2010 году 132 тыс. случаев смертей от диабета, 44 тыс. – от сердечно-сосудистых заболеваний и 6 тыс. – от рака были связаны с чрезмерным употреблением сладких напитков.
Правда, Американская ассоциация производителей безалкогольных напитков указала тогда на научную несостоятельность исследования. «Ввиду того, что этот доклад не был опубликован в рецензируемом научном журнале, как это делается обычно, применённая авторами методология не поддаётся проверке», – говорилось в заявлении ассоциации.
Бизнес на здоровье
В 50-е годы прошлого века в США столь же активно начиналась борьба с производителями сигарет. Тогда часть экспертного и научного сообщества с жаром доказывала вред курения. И доказала. Только вот очевидными выгодоприобретателями от доказанности этого вреда стали вовсе не потребители, о чьём здоровье вроде бы беспокоились борцы с вредной привычкой, а крупные фармацевтические компании, заинтересованные в продаже антиникотиновых препаратов. Примечательно, что, по данным открытых источников, только в США фарминдустрия на лоббизм своих интересов тратит по 150 млн долларов в год.
Борьба с «вредной едой» в этом смысле сулит ещё большие прибыли. Ведь производителей продуктов не так-то просто будет заставить признать свою продукцию вредной. «Ну давайте тогда майонез тоже отменим, сметану жирную отменим. Попробуйте есть каждый день по литру жирной сметаны – и вы умрёте раньше, чем от чизбургеров. Конечно, если ваш ребёнок каждый день выпивает двухлитровую бутылку газировки, в которой содержится пачка сахара, ждите у него диабет 2-го типа. Если же ребёнок получает пол-литра воды на день рождения, то с ним ничего не будет», – замечает Николай Григорьев.
Однако кампанию по борьбе с «вредной едой», похоже, уже не остановить. Ещё в 2013 году, то есть до начала «санкционных войн», наш Роспотребнадзор представил доклад, в котором говорилось, что в 34 российских регионах количество страдающих ожирением превышает средний уровень по стране. А у 95% россиян отмечается чрезмерное потребление жирных блюд.
Правда, борцы с «вредной едой» почему-то забывают связать все эти данные с уровнем жизни в стране и с уровнем доступности полезных, экологически чистых продуктов.