Версия // Общество // Вопрос об отношении Церкви к роскоши и богатству начинает тревожить не только общество, но и самих церковных иерархов

Вопрос об отношении Церкви к роскоши и богатству начинает тревожить не только общество, но и самих церковных иерархов

11644

Искушение золотом

Фото: РИА Новости
В разделе

Вопрос о происхождении имущества РПЦ для многих тайна за семью печатями. Вся информация о доходах приходов и отдельных священнослужителей закрыта. Но мы видим, что одни священники ведут аскетический образ жизни, а другие начинают походить скорее на удачливых предпринимателей, чем на духовных пастырей. И это вызывает вопросы уже внутри самой Церкви.

По поводу имущества РПЦ и её отношения к роскоши существует официальная точка зрения, озвученная председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиреем Всеволодом Чаплиным. «Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества, которое любой верующий человек считает центральным», – полагает он. Тех же, кто упрекает духовенство в роскоши, протоиерей Чаплин назвал недоброжелателями и сравнил с Иудой: «Продолжая мысль... можно прийти и к тому, чтобы раззолотить купола, сломать по крайней мере храмы, нуждающиеся в поддержании, и поставить стеклобетонные коробки».

Тем не менее вопрос о том, на какие деньги покупаются дорогие иномарки и квартиры в элитном центре, будоражит общественное мнение. Роскошь РПЦ становится показной и вызывающей. Так, автопарк патриарха включает в себя несколько Cadillac Escalade, Toyota Land Cruiser, Mercedes S-класса, включая бронированную модификацию. Церковные земли используются и под строительство объектов недвижимости. Подтверждением тому бизнес-центр «На Спартаковской». Согласно контракту 30% его площадей должно было отойти правительству Москвы, 70% – инвестору. Но затем в контракт был включён Богоявленский патриарший собор, и власти города передали ему свою долю.

У входа в любую известную московскую или петербургскую церковь есть лавки церковной утвари «Софрино». А вход в храм Всех Святых на Соколе недавно и вовсе обустроили через эту лавку. Таким образом, дорога к храму пролегла через магазин. Причём торгуют в нём не только свечами и молитвословами. Вина, ювелирные украшения, золото – всё это красуется при входе в храм.

Магазины РПЦ – так называемые иконно-книжные лавки именуются таковыми условно. Основную часть их дохода составляют ювелирные изделия, за ними следуют марочные вина. Вся эта «утварь» находится в ведении художественно-производственного предприятия «Софрино», которое возглавляет Евгений Пархаев.

Пархаев является по совместительству председателем совета директоров банка, по нашему мнению, инвестирующего в «магазинный проект» и контролирующего 17% уставного капитала фирмы-подрядчика, на счету которой коттеджный посёлок на Рублёвке, офисные центры на Полянке и в Замоскворечье. Примерно год назад социальные сети обошла скандальная фотосессия дня рождения Пархаева, который он отмечал в банкетном зале храма Христа Спасителя с якобы приглашёнными артистами, девицами, танцами и ломившимися столами...

По нашему мнению, храм Христа Спасителя всё больше начинает походить на некое предприятие или бойкую торговую точку. Несколько лет назад мне позвонили представители одного московского банка и попросили провести у них корпоратив. Я спросила, где будет проходить мероприятие. И мне ответили: «В храме Христа Спасителя». В ответ на моё недоумённое молчание заказчики торжества успокоили: «Не волнуйтесь, там есть и банкетный зал, и гримёрная, и комната отдыха, если что...» Опережая вопросы, скажу, что я отказалась.

По теме

Роскошь – черта не только некоторых российских священников. Стоянки под зданиями Верховной рады, задний дворик Трапезной церкви в Киево-Печерской лавре (въезд туда разрешён лишь духовенству) напоминают скорее элитный автосалон. Журналисты обнаружили там, в частности, массивный внедорожник Honda Pilot (от 45 тыс. долларов с учётом скидок), BMW X5 (от 100 тыс.), Mercedes-Benz S500 (от 150 тыс. долларов).

Владыка Житомирский и Новоград-Волынский Никодим (УПЦ МП) ездит на Lexus LS (от 120 тыс. долларов), его руководитель, митрополит УПЦ МП Владимир, как и его давний соперник патриарх УПЦ Киевского патриархата Филарет, передвигается на люксовом Mercedes-Benz S600 Long (от 200 тыс. долларов). Автомобиль Mercedes-Benz S 500 Long стоимостью от 100 тыс. обслуживает владыку Павла. А настоятель Десятинной церкви архимандрит Гедеон приезжает на службу на Range Rover Vogue, стоимость которого стартует с 79 тыс. долларов.

Вопрос об отношении к роскоши и богатству, судя по всему, начинает тревожить и самих церковных иерархов. Часто они обосновывают свои ответы Священным Писанием. Вот что ответил «Нашей Версии» протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии: «Самым опасным для Церкви считают «стяжательство» её священнослужителей. То есть речь, по-видимому, идёт о том, что священники берут деньги за требы, вообще имеют дело с деньгами, иногда с большими, что, мол, «нехорошо» и что нужно «искоренять». Надо, чтобы они все были «полными бессребрениками, как апостолы» (был такой лозунг в дореволюционной Думе).

Учение о нестяжательстве ложно?

Особенно опасны, дескать, для Церкви богатые священники, которые ездят на очень дорогих иностранных автомобилях и т. д., представляя, таким образом, большой соблазн для своей паствы и остальных людей. Лучше, мол, чтобы «священники были бедными». Уже в свете Святого Писания видна несостоятельность этого ложного учения о мнимом нестяжательстве...

Христос же заповедал нечто совершенно иное, прямо указывая на необходимость имущественного содержания духовенства его паствой. Ещё, посылая 70 учеников своих на проповедь, он заповедовал им: «…В какой дом войдёте, сперва говорите: мир дому сему… В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом» (Лк.10,4.5.7). Это же учение проповедует апостол Павел, заповедуя своему ученику апостолу Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и трудящийся достоин награды своей» (1 Тим. 5, 17–18). Чтобы получить какой-либо официальный ответ о «происхождении» недвижимости или авто того или иного церковного иерарха, необходимо разрешение как минимум председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина.

Редакция «Нашей Версии» обратилась с официальным запросом с просьбой прояснить происхождение доходов РПЦ и рассекретить зарплату священников. В ответ мы получили от протоиерея Всеволода Чаплина лаконичное послание: «Спасибо! Полагаю, что это вопросы к финансово-хозяйственному управлению МП. Ваш пвч». Однако в финансово-хозяйственном управлении Московской патриархии отвечать на наши вопросы и запросы не сочли уместным.

Дружба с чиновником – залог благосостояния

Александр Пикалев, священник Ильинского храма во Владикавказе, в своих взглядах независим и принципиален, активно пишет в социальных сетях, высказывая точку зрения, подчас отличную от официальной. Несмотря на то что отец Александр осторожно оговаривается насчёт того, что не уполномочен делать официальные заявления и вообще говорить о политике, он даёт понять, что сегодня в РПЦ существует раскол мнений по двум главным вопросам: это отношение к делу Pussy Riot и к чиновникам. От взаимоотношений с последними сегодня во многом зависит достаток и прихода, и отдельно взятого священника.

По теме

По признанию отца Александра в каждой епархии разное финансирование. Его распределяет Епархиальное управление как считает нужным. Именно по­этому есть храмы с золотыми куполами, возле которых паркуются «Гелендвагены», а есть просто деревенские церкви для 10 бабулек. Отец Александр – аскет. О своей жизни он рассказывает: «Мне нужны просто сносные бытовые условия, чтобы не думать о быте и отдавать все силы служению. Священник должен быть священником 24 часа в сутки, без выходных и перерывов. Мне платят официально зарплату – 15 тыс. рублей. И она равна средней по региону. Но у меня трое детей и неработающая жена. Государство платит мне пособие 140 рублей в месяц на ребёнка. Мне что-то могут пожертвовать прихожане, например заплатить за крещение или свадьбу, и, таким образом, мой доход может составить иногда 25 тыс. рублей в месяц. Но я живу, как любой другой гражданин, страдая от издержек нашего чиновничьего государства, от властей. Я не могу получить сносное пособие на ребёнка, не могу быстро и без проблем оформить загранпаспорт. Я от властей скорее страдаю. Но я, вероятно, исключение. Ездили тут, например, на Кипр с группой священнослужителей. Я взял с собой 200 евро – сколько было, так на меня смотрели как на инвалида-колясочника».

Позиция отца Александра состоит и в том, что «расположение властей ещё никого счастливым не делало». «Если кто-то получает за это бонусы – дай Бог, я не ищу такой дружбы. Власть может обратиться к священнику за поддержкой, если считает это нужным. Часто власть опирается на авторитет Церкви, стремится заполучить её в союзники. Лично я никогда не пойду в чиновничий кабинет. Хотя в наше время чаще всего имеют место договорённости: чиновнику нужен рейтинг», – говорит он.

К сожалению, такого рода «договорённости» в большинстве случаев и определяют достаток прихода и конкретного священника. И бонусы от властей – это знак благодарности за поддержку. Из чего же сегодня складывается доход прихода и отдельного священника?

Теневая церковная экономика

Каждый приход, монастырь, епархия, находящиеся в каноническом ведении РПЦ, зарегистрированы Росрегистрацией как самостоятельное юридическое лицо, которое вправе распоряжаться своим имуществом. Данные о бюджете Патриархии (центральном церковном бюджете) не оглашались с 1997 года. Совокупный доход всех структур РПЦ не поддаётся внешней оценке в силу децентрализованности бухгалтерии, малодоступности бюджетов приходов (они утверждаются ежегодно на приходских собраниях, но за пределы прихода обычно не выходят) и отсутствия доступа к бухгалтерской отчётности епархий и Патриархии.

Публицист Николай Митрохин** в книге «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» всё же попытался проанализировать некоторые тайны церковной экономики. По его подсчётам, доходы типичного прихода РПЦ составляют несколько тысяч долларов в год и складываются из четырёх основных компонентов: средства, полученные от продажи свечей; пожертвования за требы и поминовения; тарелочно-кружечный сбор (пожертвования во время богослужений); доходы от торговли утварью и книгами.

По его оценке, подконтрольные РПЦ коммерческие предприятия приносят около 600 млн рублей в год, стоимость активов приближается к 2,3 млрд рублей. Нельзя забывать, что действующее в РФ налоговое законодательство предусматривает ряд льгот для религиозных организаций. Например, они освобождены от таких налогов: на земельные участки со зданиями религиозного и благотворительного назначения, на имущество, используемое для религиозной деятельности, на прибыль от доходов, полученных в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Плюс неучтённая касса. Венчание в храме Христа Спасителя стоит, например, 10 тыс. рублей, крещение ребёнка – около 1,5 тыс. рублей, отпевание – примерно столько же. Прайс-лист висит прямо в церкви вопреки расхожему постулату о том, что каждый может пожертвовать столько, сколько сможет.

По теме

Когда я крестила свою дочь в храме Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах, нам сразу озвучили сумму в 1,5 тыс. и сказали, что запись производится на определённые дни, когда «набирается» сразу несколько младенцев. Индивидуальное крещение идёт по отдельному тарифу. В зависимости от внесённой суммы родителю позволительно даже прочесть самому проповедь с амвона, как это было в храме Ильи Пророка в случае с Филиппом Киркоровым, крестившим там дочь.

Не святой – не значит преступник

Вера и христианство во все времена были для России если не национальной идеей, то одной из её составляющих. И православие всегда было символом прежде всего духовности. Справедливости ради надо сказать, что и сейчас роскошь – атрибут далеко не всех приходов. Долгое время я была прихожанкой Черниговского скита, что под Москвой, не доезжая Троице-Сергиевой лавры. Аскетичное кирпичное сооружение, которое монахи и послушники ремонтировали, кажется, сами, и скромные деревянные кельи... В трапезной сидели на деревянных скамейках. Главное, за чем туда ехали – за словом пастыря, настоятеля скита отца Феофилакта. А всего через несколько километров – Троице-Сергиева лавра с золотыми куполами...

Истина всегда лежит где-то посередине. Большинство сегодня составляют небольшие небогатые приходы, настоятели которых просто выживают, как и их прихожане. Очень часто мы проецируем жития святых на жизнь большинства священнослужителей. На такой духовный подвиг способны не все. Протоиерей Георгий Городенцев считает: «Жизнь пустынников, которые наиболее воплощают в себе идеал настоящего христианского нестяжательства, считается более совершенной, чем жизнь общежительных монахов. Однако менее совершенное не есть что-то порочное, достойное осуждения и нуждающееся в искоренении. Так, к примеру, доброе христианское девство совершеннее христианского же брака, но это не значит, что оно этим своим совершенством отменяет брак. Ибо люди разнятся по своим духовным качествам, нравственному совершенству и телесной крепости».

Нельзя обвинять любого человека по принципу: если не святой – значит преступник. Ведь между святыми и преступниками есть ещё масса обычных людей. Такова и основная масса наших священнослужителей. Они, может быть, и не заслуживают особой награды, как апостол Павел, но не могут быть и порицаемы за то, что имеют деньги, иногда большие, и распоряжаются ими.

От редакции:

Государственные деятели ходят в церковь и по велению души

После падения коммунистической идеологии в духовной жизни общества возникла пустота. Большинство поклоняется деньгам. Запрос на моральный стержень породил новую волну интереса к религии среди населения и политиков. Это касается не только христианства в целом и православия в частности, но и других религий, особенно в национальных респуб­ликах. Других институтов морального сближения людей у нас пока не придумали, и религия – далеко не худший вариант.

К сожалению, церковь и чиновники уже слишком сблизились. Критикуют и лицемерность государственных деятелей, которые ещё вчера состояли в КПСС, а сегодня уже стоят в храме со свечкой. Но если допустить как идею, что чиновники независимо от категории – это не киборги, а такие же люди, как мы с вами, то сразу возникает совершенно иная картина. Может быть, им тоже необходим духовный стержень. Есть чиновники, которые стали посещать службы в храмах регулярно. Камеры не раз ловили Владимира Путина, посещающего церковь. И был он там не только перед выборами. Во время православных праздников, в поездках по России он бывает в храмах.

Согласно данным опроса «Левада*-цент­ра», число людей, причисляющих себя к православным, за 10 лет выросло на 19%. Очевидно, что идеями христианства интересуется всё больше людей, растёт число прихожан. И храмы должны соответствовать их запросам, должны богатеть, должны появляться новые культовые сооружения. Но во всём, конечно, должна быть мера.

*
Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр Юрия Левады» внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
**
Николай Митрохин внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 30.09.2013 15:56
Комментарии 0
Наверх