Версия // Бизнес // Власти убьют малый бизнес за 47 500 000 000 рублей

Власти убьют малый бизнес за 47 500 000 000 рублей

21426

По малой нужде

В разделе

Малый бизнес в России умирает. Сотни тысяч предпринимателей по всей стране закрывают, а то и просто бросают своё дело. Но истинная причина в том, что государство ясно дало понять, где находятся его приоритеты: в то время как административный пресс на малый бизнес усиливается, крупные корпорации, связанные с государством, продолжают получать поддержку. Между тем смерть малого бизнеса может поставить крест на внешних инвестициях и модернизации экономики.

На Ставрополье в налоговых инспекциях ажиотаж. В крае, где традиционно развито индивидуальное предпринимательство, с начала года уже более 10 тыс. бизнесменов закрыли свои счета и прекратили деятельность, рассказал краевой уполномоченный по защите прав предпринимателей Николай Сасин. «Чем они будут заниматься? Уйдут в тень или встанут в очередь за социальным пособием?» – задаёт риторический вопрос Сасин.

То же самое происходит по всей России. По данным главы общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» Сергея Борисова, из 4 млн индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных к началу 2013 года, за неполных два месяца от этого статуса отказались порядка 200 тыс. человек. «Это катастрофа», – заявил Борисов. Он не преувеличивает.

Жадность мытаря сгубила

Погубил предпринимателей убийственный коктейль из нескольких законодательных инициатив.

Во-первых, федеральный закон ФЗ-243. Согласно ему с 1 января страховые взносы индивидуальных предпринимателей, которые идут в основном в Пенсионный фонд, выросли вдвое – с 17 208 до 35 665 рублей в год. А к 2015 году они возрастут в три раза.

Во-вторых, запрет на торговлю пивом и табаком вне стационарных магазинов. У ларёчников, составляющих основную долю «индивидуалов», отняли те товары, которые и составляли львиную долю выручки.

Лишившись основных доходов, предприниматели не стали ждать, когда налоговики снимут с них последнюю шкуру, и начали массово закрываться. То же самое происходит во всём малом бизнесе. По данным опросов, более 65% предпринимателей свернули планы по развитию, 50% увольняют сотрудников, почти всюду снижают заработную плату. Причина всё та же: увеличение страховых взносов для малого бизнеса, помноженное на стагнацию экономики. Закрытие предприятий эту стагнацию усиливает – порочный круг уже замкнулся и начал своё разрушительное движение.

Можно ли было предвидеть эти последствия? Да. Более того, первый звонок уже прозвучал после повышения страховых взносов для малого бизнеса, имеющего иные организационные формы, нежели ИП и ЧП. В результате налоговая нагрузка на предпринимателей стала достигать 60%, что в условиях медленного выхода из кризиса является смертельным ударом. Малый бизнес начал закрываться, оставшиеся – уводить зарплаты в тень, и сборы с этого сектора экономики упали. Однако выводов сделано не было. Нужно отметить, что жадность мытарей впервые сыграла роковую роль в разгар кризиса. В начале 2009 года многие предприятия оказались в непростой финансовой ситуации. За первые девять месяцев 2008 года они получили неплохую прибыль, но она сгорела в огне кризиса последних трёх месяцев года. В результате начисленная сумма налога на прибыль по итогам года оказалась для многих непосильной.

Чеболизация всей Руси

Немного цифр. Вопрос: спасёт ли капля налогов, выжатая из мелких предпринимателей, пенсионную систему? Думается, ответ ясен.

А вот ещё немного цифр. В декабре 2012 года президент подписал поправки к закону «О таможенном тарифе». С 1 апреля 2013 года в два раза снизятся экспортные пошлины на нефть и газ, добываемые на новых месторождениях в Красноярском крае, Иркутской области, Якутии, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах и в Каспийском море. Эксперты уже подсчитали, что экономия только одной государственной «Газпром нефти» на выплате экспортных пошлин может составить до 189,9 млрд рублей в год. Налоговыми льготами смогут воспользоваться также Роснефть и ЛУКОЙЛ.

А ведь нефтяники уже получили за последние годы немало льгот. Так, в 2008 году был повышен необлагаемый минимум в цене нефти при расчёте налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с 9 до 15 долларов; на 22,8% снижена экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты; введены налоговые каникулы для новых месторождений за полярным кругом, на шельфах Каспийского и Азовского морей, в Тимано-Печорской провинции, на Ямале, на континентальном шельфе. А в феврале текущего года Комитет Госдумы по энергетике поддержал законопроект о продлении налоговых каникул (нулевой ставки НДПИ) для нефтяных месторождений Якутии, Иркутской области и Красноярского края до 1 января 2022 года (ранее было до 1 января 2017 года).

Похожие льготы существуют и в газовой отрасли. Правительство также рассматривает вопрос о предоставлении льгот горнодобывающим компаниям.

Вопрос: стоит ли одной рукой отнимать у «лавочников» 47,5 млрд рублей, чтобы другой отдавать крупным компаниям в разы больше? Ответ в общем-то ясен: государство сделало ставку на крупный бизнес. Экономисты давно отмечали: идёт «чеболизация» российской экономики. Между прочим, в Южной Корее, откуда и пошёл термин «чеболи», это закончилось кризисом 2007–2008 годов, после которого страна взялась ударными темпами развивать малое предпринимательство. В Японии, где также превалирует крупный бизнес, второй десяток лет экономика стагнирует – благополучие держится лишь на фактически отрицательной ставке рефинансирования, уровень которой ниже инфляции.

Между прочим, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), страны, в которых доля малого и среднего бизнеса составляет 60–70% ВВП, эффективнее преодолевают кризисы по сравнению с теми, где эти показатели меньше. В России на 2011 год доля малого бизнеса составляла 21%. Вряд ли за прошедшее время ситуация улучшилась.

Есть и российские данные. Так, исследование «Левада-центра»* показало, что в 90-е годы «челноки», первые индивидуальные предприниматели России, фактически спасли страну от голода, а экономику – от краха. Но уже в 2000-х место «спасителей» заняли чиновники: если раньше смазкой экономического механизма служили не учтённые налоговиками доходы «челноков», то теперь – взятки и «откаты», суммы которых растекались по обществу. Однако в отличие от денег «челноков», которые служили своеобразным буфером для неловкой фискальной политики (в 90-е налоговое бремя доходило до 1,13 рубля с 1 рубля!) неправедные доходы чиновников, во-первых, распределялись неравномерно, усиливая общественное неравенство, во-вторых, в значительной части уходили за границу, формируя шокирующие цифры оттока капитала.

Складывается впечатление, что приоритеты власти выстраиваются в соответствии с предпочтениями бюрократии, а не с экономической логикой. Экономические термины выглядят лишь ширмой, прикрывающей откровенное потакание тем игрокам рынка, которые либо связаны с бюрократией, либо сами фактически ею являются (госкомпании и компании с госучастием). Однако продолжение такой политики в условиях нестабильности мировых финансовых рынков, туманных перспектив конъюнктуры нефтяного рынка и очевидной уже слабости роста российской экономики равносильно самоубийству.

Фото: Коммерсантъ
Фото: Коммерсантъ

*
Автономная некоммерческая организация «Аналитический центр Юрия Левады» внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.02.2013 15:09
Комментарии 0
Наверх