Версия // Общество // Сотрудники ежегодно обворовывают частные фирмы на миллионы рублей

Сотрудники ежегодно обворовывают частные фирмы на миллионы рублей

3772

Выходное пособничество

Темур Козаев
В разделе

Коррупция, нецелевое использование средств, мошенничество, воровство – обо всех этих явлениях, как правило, приходится слышать применительно к госчиновникам. Мало кто знает, однако, что банальное воровство процветает и в частном бизнесе: вывод средств со счетов компании, откаты, махинации при закупках. С подобными нарушениями со стороны своих сотрудников хотя бы раз сталкивалась любая компания. Однако далеко не всегда разрешить проблему удаётся силами службы внутренней безопасности.

Не желая выносить сор из избы, руководители предприятий, как правило, предпочитают не обращаться в правоохранительные органы, прибегая к услугам частных детективных агентств, занимающихся внутренними корпоративными расследованиями. За рубежом услуги по корпоративным расследованиям давно уже представляют собой весьма структурированный, хотя и очень закрытый бизнес. Частные детективы готовы проверить добросовестность потенциальных партнёров, провести расследование незаконного вывода средств из компании, узнать, что называется, всю подноготную будущего сотрудника, готовящегося занять ключевой пост в фирме.

В мире работа подобных специалистов в последние годы становится всё более и более востребованной. К примеру, по статистике, которую приводит журнал The Economist, только за период с 2007 по 2011 год во всём мире количество сертифицированных специалистов по расследованию корпоративных мошенничеств выросло на 72%, составив 37 400 человек.

В нашей стране о деятельности частных детективов, занимающихся расследованиями подобных дел, известно немногое. Как говорят сами участники рынка, рекламой собственных услуг они, как правило, не занимаются – имена профессиональных корпоративных Шерлоков Холмсов зачастую и так широко известны в узких кругах бизнесменов.

Максимальное наказание – увольнение?

Вообще, частные детективы появились в нашей стране в 1992 году с принятием закона о частной детективной и охранной деятельности. Однако в те времена российский бизнес жил скорее по понятиям, а не по закону, а потому услуги корпоративных детективов в том виде, в котором они существуют сегодня, были не очень востребованы. «В тот период было много мошенников, – вспоминает частный детектив Олег Зимин. – Хотя и в 90-е в моей биографии были четыре года работы на группу «Мост» Владимира Гусинского. Помню, как-то его телеканал купил фильм «Пятый элемент», дело было в феврале, а показ был запланирован на сентябрь. Но пираты нарушили эти планы, и необходимо было создать прецедент нарушения авторских и смежных прав».

Сегодня к услугам частных детективов предприниматели прибегают в основном в связи с выводом средств из компании, осуществляемым собственными же сотрудниками, или при желании проверить благонадёжность того или иного партнёра по бизнесу. В обоих случаях частный детектив выполняет роль этакого независимого расследователя, делая работу, которую зачастую невозможно поручить собственной службе безопасности компании.

Так, например, в одной из крупных российских компаний бухгалтер случайно обнаружила несанкционированное перечисление 15 млн рублей со счёта компании. Поскольку она вовремя успела сообщить о пропаже средств гендиректору, транзакцию удалось остановить. Однако теперь предстояло ещё выяснить, каким образом получилось так, что 15 млн рублей чуть было не «уплыли» в неизвестном направлении. Очевидно, что поручить подобное расследование службе безопасности было бы достаточно рискованно – ведь в преступлении мог быть замешан любой сотрудник компании.

«Руководство обратилось за помощью ко мне. Я пригласил специалистов, которые обследовали компьютерную систему и выяснили, что в систему банк – клиент кто-то входил с паролями, то есть это мог быть только сотрудник компании, – рассказывает Олег Зимин. – В ходе нашего расследования всплыла фамилия человека, который работал системным администратором».

В итоге детективам удалось выяснить, что этот работник на самом деле уже не первый раз пытается обогатиться за счёт компании. Его прежним местом работы был один из крупных российских банков – тогда предотвратить хищение удалось собственной службе безопасности.

«Из банка его просто уволили, но писать заявление в правоохранительные органы не стали, не хотели выносить сор из избы», – констатирует Олег Зимин.

Западные компании ищут «кротов» чаще российских

По подсчётам самих участников рынка, сегодня в России не более двух десятков частных детективов, профессионально занимающихся корпоративными расследованиями. Большинство из них – выходцы из правоохранительных органов. Однако встречаются и те, кто пришёл в эту профессию без «милицейского бэкграунда». Средняя стоимость услуг корпоративного расследователя составляет порядка 3–4 млн рублей, из которых 1–2 млн рублей – оплата необходимых расходов и примерно ещё столько же – гонорар самого детектива.

Все необходимые специалисты, как, например, команда IT-экспертов, которая потребовалась детективу в описанном нами примере, обычно нанимаются со стороны. Согласно ныне действующему законодательству частный детектив – это индивидуальный предприниматель, чья деятельность лицензируется. Многие из них имеют собственные консалтинговые компании, однако похвастаться штатом в несколько сотен (или тысяч) человек сегодня не может ни одна из них. Собственно, пока что в этом нет экономической целесообразности. В среднем достаточно успешный и известный на рынке частный детектив проводит одно расследование за один-два месяца.

Очевидно, это объясняется самой структурой и природой российского бизнеса. Подавляющее большинство крупных корпораций принадлежит государству, и к услугам частных детективов они не обращаются. Другие же крупные олигархические структуры представляют собой этакое «государство» в государстве и решают возможные проблемы с помощью собственных ресурсов. Либо же на «аутсерсинге» через правоохранительные органы или спецслужбы.

Интересно заметить, что при этом клиентами российских частных детективов нередко становятся крупные транснациональные корпорации, работающие на нашем рынке. «Однажды мы проверяли информацию о том, не замешан ли один из топ-менеджеров компании Microsoft «в откатах», – говорит Олег Зимин. – Подозрения появились у головного офиса в США, а потом ко мне обратились мои коллеги через Всемирную ассоциацию детективов. Наша работа тогда не подтвердила коррупционной составляющей деятельности сотрудника, который попал под подозрение, и, насколько я знаю, он остался работать в компании».

ЗА РУБЕЖОМ

Иностранные детективы состоят на службе у государства

За рубежом история частных детективных агентств, занимающихся корпоративными расследованиями, насчитывает уже более 40 лет. Однако и там о деятельности этих компаний, как правило, мало что известно. О закрытости этого бизнеса говорит и тот факт, что большинство таких компаний, не являясь публичными, не публикуют информацию о своей финансовой деятельности.

Вместе с тем в последние годы услуги корпоративных детективов становятся всё более и более востребованными. Одной из новых востребованных бизнес-сообществом услуг в последние годы стала проверка происхождения денег у потенциальных партнёров. Очевидно, это связано с ужесточением налогового законодательства, прошедшим в большинстве стран мира в связи с финансовым кризисом. Кроме того, всё больше фирм обращается к детективам с тем, чтобы проверить, насколько чистоплотны в ведении бизнеса их потенциальные партнёры. Так, например, по данным, которые приводит журнал The Economist, средней руки компания Mintz Group с головным офисом в Нью-Йорке только в 2011 году заказала частным детективам 20 тыс. всевозможных проверок. Количество заказов у этой компании оказалось на 40% больше, чем в 2010 году.

Одним из самых известных детективных агентств в мире считается компания Kroll Inc., основанная бывшим заместителем окружного прокурора Джулсом Кроллом в 1972 году. Получив лицензию частного детектива, Кролл начал свою деятельность с того, что ходил по издательским компаниям и предлагал им свои услуги по возврату денег, которые те теряют из-за различных видов мошенничества в типографиях. Поначалу Кролл даже не просил отдельного гонорара за свою работу – в качестве оплаты своих услуг он брал определённый процент от суммы возвращённых средств.

Спустя несколько лет Кролл стал известен в американских бизнес-кругах как человек, который может без огласки и громких скандалов вернуть разворованные деньги. И круг его клиентов пополнился страховыми компаниями, финансовыми корпорациями, банками и т.п.

В 1985 году клиентом Кролла даже стало американское государство в лице комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса США. Кроллу предстояло проверить информацию о том, действительно ли бывший филиппинский диктатор Фердинанд Маркос похитил из госказны более 200 млн долларов. Позднее Кролл работал и на правительство Кувейта, которое наняло его для того, чтобы тот отыскал деньги Саддама Хусейна, которые, предположительно, были спрятаны в американских и европейских банках.

Одним из самых известных заказов Кролла стало обеспечение безопасности нью-йоркских башен Всемирного торгового центра. Владельцы башен обратились за услугами Кролла ещё в 1993 году, когда террористы впервые предприняли попытку атаковать башни-близнецы.

Кстати, даже несмотря на случившуюся 11 сентября трагедию, все эксперты признают, что Кроллу удалось обеспечить высочайший уровень безопасности башен торгового центра, преодолеть который террористам удалось только с воздуха. Причём именно сотрудники компании Кролла смогли организовать быструю эвакуацию людей из башен ещё до того, как они упали.

Однако к концу 90-х годов бизнес Kroll Inc. постепенно пошёл к своему закату. Всё началось с того, что в 1997 году Джулс Кролл объявил о слиянии своей компании с другой фирмой – O’ Gara-Hess & Eisenhardt, – которая занималась предоставлением услуг в области безопасности. Получившаяся в результате слияния компания, кстати, стала публичной. Однако долго новые партнёры проработать не смогли, и в 2001 году созданный альянс распался. Спустя три года, в 2004 году, агентство Кролла за 1,9 млрд долларов купила страховая компания Marsh & McLennan Companies, которая, впрочем, уже в 2010 году перепродала легендарное детективное агентство компании Altegrity. К моменту продажи, по оценкам аналитиков, бизнес Кролла упал в цене на 40%.

ИХ НРАВЫ

Корпоративный шпионаж всё больше напоминает военную разведку

Далеко не всегда частные детективные агентства, работающие по заказу той или иной крупной корпорации, выступают на стороне «сил добра».

Другой стороной деятельности корпоративных детективов нередко оказывается ведение корпоративной разведки, которая далеко не всегда осуществляется только лишь законными способами. Достоянием широкой общественности подобные истории становятся, как нетрудно догадаться, только в случае провалов.

В 2007 году в западной прессе широко освещался скандал, когда американской частной детективной фирме Diligence Inc. удалось «завербовать» себе сотрудника крупной аудиторской компании KPMG, с тем чтобы передавать им документы по одному интересующему их проекту.

Впрочем, слово «завербовать» в данном случае можно было и не брать в кавычки. Как выяснилось уже в ходе судебных разбирательств, эта история началась с того, что весной 2005 года сотрудник детективного агентства, представившись агентом британской разведки, установил контакт с бухгалтером KPMG Гаем Энрайтом. Детектив Ник Гамильтон (настоящее имя Ник Дей) смог убедить Энрайта в том, что секретной службе её величества необходима его помощь. А именно Энрайту предстояло передавать Гамильтону конфиденциальные аудиторские документы. В то время компания KPMG готовила аудиторский отчёт о деятельности фирмы IPOC International Growth Fund Ltd. Эта компания была конкурентом одной из самых крупных лоббистских фирм в Вашингтоне Barbour Griffith & Rogers, в интересах которой и работало детективное агентство Diligence.

Кстати сказать, в западных детективных агентствах, так же как и в российских, зачастую работают бывшие сотрудники спецслужб и правоохранительных органов. Тот же Ник Дей, до того как стать соучредителем Diligence, действительно работал агентом британской разведки. Кроме того, в консультативный совет Diligence Inc. также входит бывший директор ЦРУ и ФБР Уильям Уэбстер.

Работа Diligence с бухгалтером KPMG Гаем Энрайтом была организована в лучших традициях шпионских голливудских фильмов. Интересующие разведчиков документы Энрайт должен был класть в специальный пластмассовый контейнер, который был размещён внутри большого камня в поле, через которое Энрайт каждый день ходил на работу.

В итоге весь проект неожиданно провалился уже в октябре 2005 года, когда в офис компании KPMG кто-то подбросил документы, среди которых были служебные записки детективного агентства Diligence, а также распечатка электронных писем с подробностями всего проекта.

В результате KPMG подала на детективов в суд, по решению которого Diligence выплатило компании 1,7 млн долларов.

Кстати, по слухам, во всей этой громкой истории просматривался след и российской компании, интересы которой и представляла вашингтонская Barbour Griffith & Rogers. Однако официального подтверждения эта информация так и не получила. В своих комментариях уже после того, как «шпионский скандал» переместился в залы судебных заседаний, представители российской компании справедливо отмечали, что ни в каких судах участия не принимают. Комментировать же слухи о своей возможной причастности к этому делу руководство «Альфы», естественно, отказывалось.

Один из главных героев этого скандала Гай Энрайт в итоге перешёл на работу в британскую компанию Deloitte & Touche. При этом каким образом и на каких условиях были разорваны его трудовые отношения с KPMG – неизвестно.

Фото: Коммерсантъ
Фото: Коммерсантъ

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.02.2013 15:19
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх