Версия // Власть // Какую прибыль можно извлечь из Pussy Riot

Какую прибыль можно извлечь из Pussy Riot

2268

Пуссь заработают

Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

В начале ноября Роспатент отказал в регистрации бренда Pussy Riot. Поводом для этого послужил якобы непристойный перевод названия панк-группы. Сами девушки уверяют, что не намерены извлекать прибыль из своего проекта, однако желающих заработать на товарном знаке хватает, тем более что в мировой раскрутке группа уже не нуждается. «Наша Версия» выяснила, что бренд может принести правообладателям десятки миллионов евро.

Образ Pussy Riot – дерзких молодых девчонок в балаклавах, платьях и ярких колготках, сидящих за решёткой, – в глазах западного мира стал символом борьбы за свободу в России. Группа обрела такую известность, что даже в американском мультсериале South Park майку Free Pussy Riot на себя примерил Иисус. Ну а популярность – это ещё и деньги. В апреле этого года заявку на регистрацию бренда подавала кинокомпания «Веб-Био», принадлежащая жене одного из адвокатов панк-группы – Марка Фейгина. Правда, на днях стало известно, что Роспатент отказал в регистрации: мол, некоторые варианты перевода словосочетания Pussy Riot «носят непристойный характер и могут вызвать возмущение общества».

Тогда не обошлось без скандала. Некоторые СМИ писали о намерении Фейгина поставить на коммерческие рельсы проект Pussy Riot и выпускать под этим товарным знаком «ручки, одежду, игрушки и видеоролики», а также проводить «шоу-программы и концерты».

В ответ адвокат заявил, что заявка на регистрацию подавалась, ещё когда бренд Pussy Riot не имел никакого коммерческого наполнения, а то, что в заявке указаны предметы, которые компания намерена выпускать, он объяснил требованиями патентного законодательства.

По его словам, инициатива исходила от самих участниц группы, которые хотели обезопасить имя коллектива от превращения в объект торговли.

Тем не менее неполучившая патент «Веб-Био» в настоящее время ведёт съёмки фильма под названием «Показательный суд. История Pussy Riot» по договорённости с компанией Roast Beef Productions Limited. Это в интервью «Нашей Версии» подтвердил сам Марк Фейгин*. По информации газеты «Коммерсантъ», компания уже получила 1,5 млн рублей по договору и ожидает ещё 8,5 млн по окончании съёмок. Информацию о 40% от продаж видеоматериалов Фейгин назвал не соответствующей действительности. Из указанных сумм в беседе с «Нашей Версией» он подтвердил лишь наличие аванса. «Это небольшая сумма, не миллионы рублей точно. Её выплатили на случай, если съёмки по каким-то причинам отменят. 10 млн – это бюджет картины, который полностью лежит на английской стороне». Опроверг он и информацию о том, что девушек будут снимать в СИЗО и колонии. «Полномочия на передачу существующих видеоматериалов мне дали сами девушки. И эти документы есть у нас на руках, – заявил Фейгин. – Это не коммерческое кино, которое может принести доход, а может и не принести».

Журналисты уже вовсю подсчитывают потенциальную прибыль от Pussy Riot. Так, по некоторым данным, иностранные компании по организации концертов предлагали российской панк-группе от 500 до 700 тыс. евро за одно выступление, что превышает даже гонорар певицы Рианны. Управляющий партнёр компании «РУ-КОНЦЕРТ» Кирилл Чибисов считает, что западные промоутеры готовы «забронировать» российских оппозиционерок примерно на 100 концертов. Кроме того, по его словам, девушкам готовы заплатить и за выпуск альбома – порядка 10 млн евро. Впрочем, управляющий директор BrandLab Александр Еременко в интервью «Нашей Версии» подобные цифры оценил скептически. «Это скорее бравада, не подкреплённая бизнес-планом, в эти цифры верится с трудом. Это доходы звёзд уровня мировой величины. В первые три года заработать более 5 млн прибыли крайне тяжело», – сказал он.

По теме

Но даже если отталкиваться от этой цифры, то И к этой сумме нужно добавить доход от продажи сувенирной продукции, оценить размер которого эксперты пока затрудняются.

«Стоимость бренда – это премия, которую платит потребитель за репутацию данной торговой марки. Например, в случае с Mercedes или Coca-cola понятно, что выбирает покупатель. А в случае с Pussy Riot не до конца очевидно даже, к какой категории продуктов его отнести», – пояснил «Нашей Версии» президент Российской академии рекламы Владимир Филиппов. «Здесь можно говорить только о потенциальной стоимости, – подтверждает слова коллеги Александр Еременко. – Известность, причём мировая, есть, а бизнеса нет. Самая оптимистичная оценка на сегодня – не более 1 млн долларов».

По словам того же Марка Фейгина, независимые друг от друга заявки на регистрацию бренда Pussy Riot были поданы сразу в нескольких странах – в Великобритании, Германии, США. А певица Мадонна и вовсе уже начала продавать футболки с символикой российской панк-группы. Владимир Филиппов убеждён, что по поводу числа желающих зарегистрировать бренд, равно как и относительно коммерческой инициативы Мадонны, девушкам волноваться не стоит. «Для того, чтобы зарегистрировать Pussy Riot как товарный знак, нужно будет подтвердить авторские права на это название и ассоциируемый с ним образ. Подающему на патент нужно будет доказать, что именно он придумал всё это первым. И таким человеком, как я полагаю, сможет стать только кто-то из участников группы», – считает эксперт.

Кстати, если этот бренд будет запатентован, то его авторы и обладатели будут иметь полное право подать на Мадонну в суд, уверяет Филиппов. Впрочем, эксперт склонен верить, что до этого не дойдёт. «Судебное разбирательство начнётся, только если девушки из Pussy Riot выскажут недовольство действиями певицы. А я, если честно, не думаю, что такое произойдёт. А может, они и вовсе договорятся, и мы увидим объединение брендов», – сказал он.

И хотя по-прежнему есть скептики, которые не верят в коммерческий успех проекта, называя его идейным, подобных примеров в истории много. Уже несколько десятков лет идейность успешно продаётся вместе с образом Че Гевары. Между тем потомки аргентинского революционера ни гроша не получают от продаж сувениров с его изображением. Более того, они выступают против подобной эксплуатации образа отца. А возникла такая ситуация благодаря бескорыстию создателя знаменитого портрета: кубинский фотограф Альберто Корда, автор всемирно известного снимка смотрящего вдаль Че Гевары в берете, сделал свою работу общественным достоянием. Также сперва поступил и ирландский художник Джим Фицпатрик, который и превратил обычный снимок в логотип, удобный для печатания – он выполнил лицо революционера в чёрно-белом цвете, добавив к нему кровавый, революционный фон. Долгое время художник не патентовал работу и использовать её свободно мог любой желающий. Однако в 2011 году Фицпатрик заявил о своём решении оформить авторские права, заняв позицию потомков команданте. После получения патента художник намерен передать все права на использование изображения детям Че Гевары.

Ещё один случай регистрации революционных символов произошёл совсем недавно на Украине. Авторские права на всю символику «оранжевой революции» получил сын Виктора Ющенко Андрей. Сделано это было с целью юридической защиты от элементарного воровства. Но тем не менее прибыль эта символика приносила весьма бойко: на том же майдане Незалежности соответствующие сувениры продавались на ура.

Что касается Pussy Riot, то сами девушки отрицают намерение регистрировать название и образ своей группы как товарный знак. На сайте «Эхо Москвы» Надежда Толокно в начале ноября даже призвала прекратить «разборки о бренде». «Мне глубоко отвратительны финансовые и брендовые разбирательства. Меня не интересуют деньги и бренды, мне нужна свобода – не для себя, а для России».

*
Фейгин Марк Захарович внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.11.2012 15:36
Комментарии 0
Наверх