Версия // Власть // Партийной смене облегчат доступ к бюджетным миллиардам

Партийной смене облегчат доступ к бюджетным миллиардам

1904

Даёшь молодёжь!

Фото: Коммерсантъ
В разделе

Депутаты всех фракций из думского Комитета по молодёжной политике и вице-спикер Госдумы от «Единой России» Светлана Журова предложили законопроект «О поддержке молодёжных и детских общественных объединений». С принятием этого документа такие прокремлёвские молодёжные объединения, как «Наши», «Сталь», «Молодая гвардия Единой России» и т.д., смогут получать регулярное бюджетное финансирование, о чём уже давно грезят их лидеры. О борьбе молодой бюрократии за чиновные гранты рассказывает корреспондент «Нашей Версии».

По нынешнему закону, который был принят в далёком уже 1995 году, есть три пути, по которым детские и молодёжные организации численностью не менее 3 тыс. человек теоретически могут получать бюджетные деньги. Первый – это федеральные целевые программы (ФЦП). Второй – выполнение госконтрактов по реализации мероприятий. Третий вариант – получение грантов, например президентских, которые распределяются через Общественную палату РФ. Вроде бы этого вполне достаточно, но хочется-то ещё больше. Один из соавторов нынешнего законопроекта, председатель Комитета Госдумы по делам молодёжи Павел Тараканов из фракции ЛДПР, сетует, к примеру, что до сих пор так и не было ФЦП в области молодёжной политики.

Предложенный думским комитетом во главе с Таракановым законопроект предлагает прямое субсидирование молодёжных движений. Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) сможет выделять адресные субсидии, которые будут закладываться в расходную часть федерального бюджета в плановом порядке. При этом рассчитывать на субсидии смогут лишь зарегистрированные и внесённые в специальный реестр Росмолодёжи организации. Понятно, что это позволит благополучно отсечь внесистемные оппозиционные организации и закрепить статус любимцев бюджета за прокремлёвскими движениями.

Созданное руководителем Росмолодёжи Василием Якеменко движение «Наши» и связанные с ним структуры в 2007–2010 годах получили 26 млн рублей. А разнообразные организации, учреждённые при участии нынешних и бывших лидеров «Наших», – 441 млн рублей. Причём по госконтрактам, заключённым именно с Росмолодёжью…

Так, созданный в 2008 году фонд «Молодёжная политика 2020», одним из учредителей которого был активный «нашист» Артур Омаров, за 2009–2010 годы отчитался за девять госконтрактов на 185,6 млн рублей. А «Национальный институт «Высшая школа управления», созданный комиссарами «Наших» Марией Кислицыной и Сергеем Белоконевым, ставшим депутатом Госдумы от «Единой России», обогатился от Росмолодёжи в 2007–2010 годы на 113,5 млн рублей.

Некоммерческая организация «Здоровое поколение» из подмосковных Люберец, учреждённая бывшим председателем правления «Идущих вместе» и руководителем одного из отделений «Наших» Романом Швырёвым, в 2010 году получила от Росмолодёжи три госконтракта на 60,2 млн рублей. Любопытно, что по тому же адресу, что и «Здоровое поколение», Швырёв со товарищи зарегистрировал и другую некоммерческую организацию – «Шаг навстречу», которая в 2010 году незамедлительно получила свой 2-миллионный президентский грант.

Однако до сих пор на славном пути освоения бюджетных денег встречались и отдельные неудачи. Взять хотя бы проект ФЦП «Молодёжь России» на 2011–2015 годы, который отказался завизировать теперь уже бывший зампред правительства и министр финансов Алексей Кудрин. Программа была написана с размахом – на 23 млрд бюджетных рублей! Цель вроде обязана была оправдать эти средства – «создание механизмов воспитания чувства патриотизма, гражданской ответственности, формирование российской идентичности, профилактика алкоголизма, преступлений, участия в экстремистских организациях». Одно только «стимулирование инновационного поведения молодёжи» чего стоило!

По теме

Однако Кудрин заявил, что предложенная ФЦП «на много миллиардов рублей дублирует другие программы», зафиксированные в Стратегии государственной молодёжной политики на 2006–2016 годы. Нельзя же, дескать, два раза получать казённые средства под одни и те же проекты. Более того, экс-министр потребовал конкретных объяснений, на что именно будут потрачены средства, и констатировал, что «существо указанных мероприятий неясно». Никакого размаха мысли, полёта фантазии!

Впрочем, с принятием нового законопроекта подобных недоразумений чиновной молодёжи удастся, по-видимому, впредь не допускать. Как констатирует бывший лидер молодёжного «Яблока» Илья Яшин*, «законопроект убирает формальности, которые и без того не мешали «Нашим» получать бюджетные средства». Объём и правила предоставления государственных субсидий на федеральном уровне будет определять правительство в лице Росмолодёжи, на уровне субъекта РФ – региональные власти, а на муниципальном уровне – местная власть.

Поддержку предполагается оказывать только тем организациям, которые реализуют «основные положения молодёжной политики с учётом направлений внешней и внутренней политики, обозначенных в послании президента Федеральному собранию». Как видите, оппозиции рассчитывать заведомо не на что. Объединениям предлагается заниматься «гармоничным развитием творческих, интеллектуальных, научных и иных способностей детей и молодёжи», «пропагандой здорового образа жизни, профилактикой курения, алкоголизма, наркомании», «развитием гражданственности и патриотизма», «развитием уважения к культурным ценностям и традициям».

По словам Тараканова, инициатива уже согласована с Минэкономразвития, Минфином и Росимуществом. Среди допустимых направлений – «пропаганда семейных ценностей, профилактика ранних сексуальных отношений между подростками», «развитие молодёжно-студенческих трудовых отрядов», «социализация инвалидов», «патронажное обслуживание пожилых и престарелых людей», «участие в реализации летней оздоровительной кампании», «проведение мероприятий по охране окружающей среды и защите животных», «развитие международного сотрудничества».

Директор фонда некоммерческих программ «Образ будущего» Олег Козловский считает, что финансовые потоки будут сосредоточены в руках активистов, имеющих личные контакты с чиновниками или пользующихся благосклонностью властей всех уровней. По мнению Козловского, частный сектор опасается финансировать молодёжные некоммерческие организации, если за ними не стоит официальная власть. По его словам, «гораздо правильнее было бы государству создать условия для развития частного финансирования, а не пытаться поставить в прямую зависимость от власти все существующие в России организации».

Как считает активист движения «Свободные радикалы» Всеволод Чернозуб, новые молодёжные организации в России попросту не имеют возможности зарегистрироваться из-за огромного количества бюрократических барьеров и дороговизны всей процедуры, которая в среднем обходится в 30–40 тыс. рублей. По его словам, система грантов порочна, а система госсубсидий превращает общественную деятельность в бизнес: «Коррупция в этом секторе огромна, а до конечных адресатов – небольших организаций, которые ведут реальную работу, – доходит лишь маленькая часть выделяемых средств».

Сопредседатель Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александр Тарасов, написавший немало работ о подобной молодёжной политике, отмечает: «Предшественников этих молодых чиновников – комсомольских функционеров – советологи называли «аппаратчиками». Даже внешне эта публика совершенно неотличима от комсомольских карьеристов времён «застоя». Их непыльная работа заключается преимущественно в составлении справок по молодёжной тематике для руководства, высасывании из пальца графиков проведения «молодёжных мероприятий» и, наконец, в выбивании на них денег – исключительно на «борьбу с наркоманией, преступностью и бездуховностью» и проведение развлекательных мероприятий».

И недооценивать аппаратное мастерство нельзя – один «Селигер» чего стоит! По словам нынешнего депутата Госдумы от «Справедливой России» Ильи Пономарёва, «минимальная смета содержания подобного лагеря – 10–15 долларов в день на человека. Десятитысячный лагерь поглощает 100–150 тыс. долларов в день. Соответственно за две недели его содержание должно обойтись примерно в 2 млн долларов. Плюс к этому существует мобилизационная стоимость лагеря – палаток, реквизита, транспортировки людей к месту. Поэтому я оценил бы в общей сложности бюджет лагеря где-то в 10 млн долларов. Если, конечно, не учитывать то, что идёт на усушку и утряску».

*
Илья Яшин внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.10.2011 11:57
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх