Версия // Власть // Российские высокоточные вооружения отстали от натовских образцов на 15–20 лет

Российские высокоточные вооружения отстали от натовских образцов на 15–20 лет

4209

Так неточно!

Морские крылатые ракеты наводить на цели нечем и некому Фото: ИТАР-ТАСС
В разделе

Военные учения Военно-морского флота России в середине сентября на Камчатке оказались провальными. Ни одна противокорабельная ракета с наземных комплексов, подводных лодок и надводных кораблей не достигла мишени, расположенной на удалении 200 километров. Экипаж атомной подводной лодки и вовсе оконфузился. Три ракеты ракетного комплекса «Гранит», предназначенные для поражения цели, подводники даже не смогли ввести в режим предстартовой подготовки. Всё это происходило под пристальным наблюдением американских и японских разведывательных кораблей. Почему, несмотря на заверения военных о том, что военная реформа проходит успешно, результаты боевой подготовки остаются столь плачевными, разбирался корреспондент «Нашей Версии».

Учения, которые провалились на Камчатке, должны были стать крупнейшим событием боевой подготовки в этом году для Тихоокеанского флота (ТОФ). Всего в манёврах приняли участие около 10 тыс. военнослужащих и гражданских специалистов. В море было выведено практически всё, что можно было спустить на воду в этом регионе. Это более 50 кораблей ТОФ, 50 самолётов и вертолётов, в том числе 3 атомохода и 1 дизельная субмарина и флагман Тихоокеанского флота ракетный крейсер «Варяг».

По наблюдению многочисленных приглашённых на это шоу гостей, неприятности начались в самом начале. Не без труда военным морякам удалось стянуть к берегам полуострова со всего Дальнего Востока такое количество всевозможных кораблей. По свидетельству очевидцев, многие с трудом оторвали корпуса от пирсов, поскольку несколько лет простояли у причалов. Некоторые так и не смогли дойти до Камчатки и по пути сломались.

Но окончательно запахло керосином, когда дело дошло до боевых стрельб. Ракетный крейсер «Варяг» произвёл стрельбу двумя ракетами из комплекса «Форт» (С-300), при этом одна ракета упала в воду, отлетев от корабля всего на 2 километра. Вторая ушла в неизвестном направлении. Крылатая ракета из комплекса «Рубеж» вылетела из пусковой установки с нехарактерным звуком, но, как утверждают военные, потопила ближнюю мишень (списанный корабль), которая была в 90 километрах от берега. По мишени ПКЗ-35 (плавказарма), которая находилась на расстоянии 200 километров и которую военные моряки намеривались потопить массовым пуском крылатых ракет с наземных комплексов, подводных лодок и надводных кораблей, не попала ни одна ракета.

Как рассказал «Нашей Версии» директор Центра общественно-политических исследований, эксперт в области стратегических вооружений Владимир Евсеев, неудачи в подобных учениях – это закономерность и, по сути, комплексная проблема. Чтобы успешно провести морское учение такого масштаба и отработать, к примеру, перехват подводной лодки, нужно, чтобы корабли реально и часто выходили в море и отрабатывали боевые задачи.

«В реальном современном бою для обнаружения и поражения подвижных манёвренных целей необходимы современные системы вооружения, в Российской армии сегодня используются старые, которые к тому же неустойчиво работают. Всё это приводит к тому, что обнаружить какую-нибудь цель в море, например подводную лодку, становится практически невозможно. У меня есть сомнения, что эти учения проводились с выполнением всего комплекса учебных задач. Больше похоже на то, что корабли массово вывели в море для демонстрации силы. При этом даже поставленные несложные задачи по уничтожению неподвижных мишеней военные моряки Тихоокеанского флота не смогли выполнить в полном объёме, это о многом говорит. Совершенно очевидно, что при таком подходе к боевой подготовке в реальной боевой обстановке экипажи кораблей не будут знать, как действовать».

По теме

, принимает решение в кратчайшие сроки и каждая выигранная секунда имеет решающее значение. Так сегодня воюют американцы. В России есть вооружение, которое теоретически возможно использовать в подобных «онлайн-стратегиях». К примеру, универсальный ракетный комплекс «Гранит» с дальней противокорабельной крылатой ракетой (ПКР) П-700 подводно-надводного старта, который предназначен для поражения авианосных групп НАТО. Им сегодня вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А, 4 тяжёлых атомных ракетных крейсера проекта 1144 (типа «Пётр Великий») и ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Правда, ракеты эти сегодня бесполезны.

С момента создания первых ПКР, способных поражать надводные корабли на дальностях порядка стрельбы 550 километров, встал вопрос обеспечения противокорабельных ракет данными целеуказания. В глобальном масштабе эту задачу решили с помощью космических аппаратов. Система состояла из нескольких спутников радиолокационной и радиотехнической разведки, с которых данные об обнаруженных целях могли передаваться на носитель ракет или на наземные пункты.

«Сегодня количество спутников резко сократилось, поэтому реальные возможности по поддержке войск в некоторых районах практически сведены к нулю, что сводит на нет эффективность такой современной системы, как «Гранит». Отставания в сфере высокоточного оружия чудовищные, особенно что касается информационной составляющей, и рассчитывать на изменения в ближайшей перспективе не приходится», – продолжает Владимир Евсеев.

Как отмечают эксперты, в армиях НАТО ситуация диаметрально противоположная. В арсеналах большое количество высокоточных средств поражения. Автоматизированные системы управления на таком уровне, что американцы могут работать в реальном режиме времени, выявлять цели и почти мгновенно наносить по ним удары. При этом большинство задач возможно выполнять в автоматическом режиме, практически без участия человека. Кроме того, страны НАТО имеют огромный опыт применения высокоточных средств поражения в боевой обстановке – в Ираке, Афганистане, Ливии.

Российская же армия даже в ходе ведения боевых действий действует по старинке. Так, во время войны в Южной Осетии огонь артиллерии и авиации корректировали при помощи самолётов фронтовой авиации и артиллерийских и авианаводчиков. Ещё одной проблемой стало отсутствие в войсках реально действующей навигационной системы наведения, что не позволило в полной мере использовать артиллерию и значительно снизило эффективность ряда высокоточных боеприпасов тактического ракетного комплекса «Точка-У».

Начальник Генштаба Николай Макаров в этом году сетовал, что самые захудалые артиллерийские системы западной армии имеют дальность стрельбы 41 километр. При этом они ведут огонь высокоточными боеприпасами, а наши гаубицы Д-30, 2С3 «Акация», 2С1 «Гвоздика», 2С19 «Мста» способны поражать цели на дальностях от 15 до 21 километра.

Генералы отмечают, что при таких неудовлетворительных боевых характеристиках российской артиллерии становится бесполезной единая система управления тактического звена (ЕСУ ТЗ), которую сегодня пытаются внедрить в войска. В то же время ЕСУ ТЗ, которая должна была взять на себя задачу по обеспечению целей для артиллерии, по информации «Нашей Версии», пока также не готова к поставкам в войска. В этом году её не планируют принимать на вооружение, есть вероятность, что военные и вовсе откажутся от закупок.

Сложная ситуация и в авиации. В конце сентября во время международного учения на полигоне Ашулук в Астраханской области солдат погиб от пущенной с самолёта управляемой ракеты. При этом «Нашей Версии» удалось узнать, что спустя несколько дней на этом же полигоне произошёл аналогичный инцидент, только ракета в этот раз направлялась в сторону командного пункта, где в это время находилось несколько высокопоставленных генералов. К счастью, в ракете сработал механизм самоликвидации.

Пока неизвестно, что привело к целой череде инцидентов – некачественные боеприпасы или неопытность лётчиков. В Министерстве обороны заявили, что намерены улучшать ситуацию с эффективностью средств поражения ВВС. Минобороны полностью отказывается от закупки невысокоточного авиационного оружия. Планируется, что доля высокоточного оружия ВВС России к 2020 году увеличится в 18 раз. Также пересматриваются вопросы, касающиеся тактики боевой авиации. От российских лётчиков требуется эффективно поражать объекты противника, избегая при этом ударов со стороны ПВО.

В общем же, по оценкам военных экспертов, отставание Российской армии в области высокоточных технологий от тех же США сегодня составляет около 15–20 лет. Удастся ли сократить столь серьёзный разрыв, не может сказать никто.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 05.10.2011 11:49
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх