Версия // Бизнес // Одного из крупнейших производителей этилового спирта ЗАО «Нефтехимия» пытается обанкротить бывший собственный гендиректор

Одного из крупнейших производителей этилового спирта ЗАО «Нефтехимия» пытается обанкротить бывший собственный гендиректор

3969

Месть на банкротство

В разделе

Казалось бы, давно канувшие в Лету рейдерские захваты образца 90-х снова в моде. Яркий пример того – конфликт, развернувшийся вокруг одного из крупнейших отечественных производителей синтетического этилового спирта – новокуйбышевского ЗАО «Нефтехимия». Прежнее руководство компании, поправ даже нормы уголовного права, сегодня требует банкротства предприятия в арбитраже. Таким образом, злоумышленники надеются сорвать сделку по слиянию ЗАО «Нефтехимия» с ООО «Самараоргсинтез» и тем самым помешать дальнейшему развитию перспективного производства в угоду своих личных финансовых интересов.

Мощный импульс для развития новокуйбышевское ЗАО «Нефтехимия» получило ещё в конце 2006 года, войдя в холдинг «Ренова Оргсинтез». Так, уже в 2007 году в техническое перевооружение предприятия было вложено более 200 млн рублей, ещё 80 млн новые владельцы потратили на экологические мероприятия. Кроме того, была разработана новая стратегия развития «Нефтехимии», которая в том числе предполагала увеличение производственных мощностей, а также усиление позиций компании на внешнем рынке. Инвестиционные проекты реализовывались при участии Внешторгбанка и банка «Петрокоммерц». Однако, несмотря на столь значительные вложения и грандиозные планы по развитию, в последнее время финансовые показатели у «Нефтехимии» были, мягко говоря, не блестящими.

Менеджмент предприятия объяснял все это "работой на перспективу" .Тем временем за последние годы весьма бурно развивалось соседнее с ЗАО «Нефтехимия» ООО «Самараоргсинтез», главой которого до последнего времени был Игорь Соглаев. Заметим, что вопрос о развитии «Самараоргсинтеза» является отнюдь не праздным, если учитывать, что у обоих заводов имеется ряд производственных мощностей, используемых совместно на договорных началах. Так что решение о возможном слиянии обоих производств обсуждалось собственниками все последние годы. Однако в решающую стадию переговоры перешли только весной текущего года: сделка о продаже ЗАО «Нефтехимия» ООО «Самараоргсинтез» должна закрыться до конца 2011 года.

Гендиректор быстро нашёл общий язык с кредиторами

В результате 1 апреля нынешнего года на совете директоров «Нефтехимии» было принято решение об отстранении руководителя компании Владимира Рыжикова. Такое решение собственники объясняют тем, что за все последние годы, даже несмотря на значительные инвестиции, развитие вверенного г-ну Рыжикову в управление перспективного актива так и не вышло на должный уровень. Новым гендиректором «Нефтехимии» был назначен Игорь Соглаев, до недавнего времени возглавлявший ООО «Самараоргсинтез». «Игорь Соглаев не только вывел убыточное предприятие («Самараоргсинтез». – Ред.) из кризиса, но и повысил рентабельность производства, твёрдо вёл завод по пути наращивания мощностей и повышения прибыльности вверенного бизнеса. Поэтому решение о смене руководства в нынешних финансово-экономических условиях, в которые ЗАО «Нефтехимия» поставил прежний топ-менеджмент, стало своевременным», говорится в пресс-релизе ЗАО «Нефтехимия».

Подобная рокировка, однако, пришлась не по душе прежнему гендиректору ЗАО «Нефтехимия», который, найдя общий язык с кредиторами «Нефтехимии», решил помешать планам по продаже компании. 5 апреля, то есть спустя пять дней после собрания совета директоров, который отстранил прежнего гендиректора от должности, Владимир Рыжиков подаёт в Арбитражный суд Самарской области заявление о признании ЗАО «Нефтехимия» банкротом. В качестве причин банкротства Рыжиков указывает наличие у «Нефтехимии» задолженности перед кредиторами. Примечательно, что в качестве нетерпеливых кредиторов г-н Рыжиков указывает вовсе не Внешторгбанк и банк «Петрокоммерц», которые все последние годы активно инвестировали в развитие вверенного ему предприятия, а группу… поставщиков.

По теме

Парадокс заключается ещё и в том, что поставщики в лице ООО ТД «Витаон», ООО НПП «Полихимсервис» и ООО «Импэкснефтехим» почему-то вдруг решили потребовать возврата задолженности от уже отстранённого от должности гендиректора. Но Владимира Рыжикова это «волшебное» совпадение ничуть не смутило. Но вот незадача: подать заявление о банкротстве предприятия, уже не являясь его официальным руководителем, невозможно. Тут-то на помощь Рыжикову и «кредиторам» как нельзя кстати пришёл директор по правовым вопросам ЗАО «Нефтехимия» Андрей Храменков, который, как отмечает в своём официальном заявлении нынешнее руководство «Нефтехимии», очень предусмотрительно не появлялся на работе с начала апреля, ссылаясь на наличие семейных проблем. Но в ночь с 4 на 5 апреля, аккурат перед подачей Рыжиковым заявления в арбитраж, Храменков, очевидно, решив, что личные дела могут подождать, приезжает на завод. При этом, согласно официальному заявлению ЗАО «Нефтехимия», после его визита с предприятия исчезают оригиналы корпоративных документов: учредительные документы, лицензии и договоры – всё то, что необходимо для подачи заявления о банкротстве в арбитраж.

Примечательно, что уже 6 апреля службе безопасности «Нефтехимии» удаётся без труда вернуть пропавшие бумаги на завод. И действительно, никакой необходимости у злоумышленников в них больше нет – заявление на признание предприятия банкротом уже лежит в канцелярии Арбитражного суда Самарской области. «Мы не можем понять Рыжикова. Со стороны такие действия выглядят как какая-то месть нам или рейдерство, хотя до конца ничего не ясно, так как все попытки связаться с ним не привели к успеху, – рассуждает председатель совета директоров ЗАО «Нефтехимия» Ярослав Кузнецов. – И к тому же кредиторы на завод не давили, переговоры шли в текущем режиме. Надеемся, что все критические вопросы в ближайшее время получат своё разрешение. На работе завода действия предыдущего руководства не отразятся».

Остановка производства может привести к гибели бизнеса

Более того, как указывается в официальном пресс-релизе ЗАО «Нефтехимия», предприятие не оспаривает наличие кредиторской задолженности перед банком «Петрокоммерц», отмечая при этом, что и банкирам остановка работы завода ничего, кроме убытков, не принесёт. «С банком ведутся переговоры о реструктуризации задолженности, сейчас мы планируем развитие производства и не собираемся уходить с рынка спирта, а, наоборот, будем завоёвывать новые позиции в России и за рубежом, – говорится в официальном сообщении компании. – Остановка же завода может привести к тому, что бизнес не будет действовать, а груда металла, не приносящая прибыль, никому не нужна».

Правда, в «Нефтехимии», очевидно, исходят из объективной экономической выгоды для самого предприятия. Для рейдеров же, как известно, подобная мотивация аргументом не является. «Предприятие не собирается признавать себя банкротом. Действия Рыжикова и руководителя правового департамента считаю рейдерскими, – подчёркивает гендиректор ЗАО «Нефтехимия» Игорь Соглаев. – Сейчас мы предпринимаем необходимые действия, чтобы отозвать документы из Арбитражного суда Самарской области». Кроме того, по его словам, руководство «Нефтехимии» планирует инициировать привлечение Андрея Храменкова и Владимира Рыжикова к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий, а также расследование по другим фактам – в частности, исчезновение учредительных документов предприятия, произошедшее аккурат после ночного визита Храменкова.

Суд будет «по понятиям» или по закону?

Весьма показательной в развитии этого процесса будет позиция, которую займёт Арбитражный суд Самарской области. С юридической точки зрения дело кажется прозрачно ясным. Собственники ЗАО «Нефтехимия» и ООО «Самараоргсинтез» договорились о сделке. Налицо и многочисленные нарушения со стороны отстранённого гендиректора «Нефтехимии» Владимира Рыжикова.

С другой стороны, не секрет, что судебная система в нашей стране может быть на редкость неповоротливой, особенно если эта «неповоротливость» окажется на руку одной из сторон. Интересно заметить, что внезапно появившиеся «кредиторы» ЗАО «Нефтехимия», на самом деле являющиеся лишь поставщиками предприятия, уже успели обратиться к губернатору Самарской области Владимиру Артякову. Грустная ирония заключается в том, что псевдокредиторы просят главу области обратить внимание на рейдерский захват ЗАО «Нефтехимия», указывая на намеренное банкротство предприятия со стороны его главного акционера – компании «Ренова Оргсинтез». В наличии чувства юмора «заговорщику» отказать сложно. Беда только в том, что подобные «шутки» могут дорого обойтись одному из ключевых промышленных производств области.

На сегодняшний день работа «Нефтехимии», как указывается в официальном сообщении компании, идёт в нормальном режиме, и никаких действительных оснований для приостановки деятельности завода нет. Остаётся только надеяться, что пресловутая формулировка о «споре двух хозяйствующих субъектов» окажется не пустым звуком как для самарских судей, так и для руководителей области. И решение подобных конфликтов будет проходить не «по понятиям», с использованием всей мощи административного ресурса, как это было принято в 90-е годы, а по закону.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.04.2011 12:38
Комментарии 0
Наверх