Скоро в свет должна выйти очередная книга Анатолия Брусникина, автора нашумевшего «Девятого Спаса». Впрочем, интерес к творчеству писателя вызван не только и не столько его произведениями. Общественности не даёт покоя вопрос: кто скрывается под псевдонимом? С другой стороны, авторы-невидимки – явление в современной отечественной литературе весьма распространённое.
Было дело, Брусникина практически разоблачили. Пиар-директор издательской группы «АСТ» Елена Осипова свидетельствует: «Пара талантливых журналистов, затаившись в выходной день за углом основного корпуса «АСТ», практически вычислила Брусникина, который приехал на конфиденциальную встречу с издателем. Но ещё раньше Брусникин сам (или сама) их вычислил и не стал выходить из машины. Место встречи перенесли в частные владения, и больше Брусникин так не рисковал».
Слухи, домыслы и интриги – естественная среда обитания не только Брусникина, но ещё и некоей Анны Борисовой и Zотов’а. Но именно
В 2007 году дебют автора был обставлен с большой помпой. Восторженные отзывы на рекламных плакатах принадлежали Минаеву, Дашковой, Лукьяненко и Акунину. При этом сам роман и без того относился к категории активно читаемых в России книг – исторический приключенческий роман. (Действие развивается во времена воцарения Петра I, есть три ярких персонажа в центре событий, интрига и умелая стилизация текста.) Немного поразмыслив, все решили: это «клон», очередной псевдоним Чхартишвили-Акунина. Тут ещё как нельзя кстати инициалы А.Б. (Анатолий Брусникин) – перевернутые Б.А. (Борис Акунин**). Вина была почти доказана, осталось только прижать Григория Чхартишвили к стенке и заставить расколоться. И он раскололся, признав себя не только Брусникиным, но и Агнией Барто, и Александром Блоком.
Дальше началось своеобразное соревнование на звание самой смелой версии. На роль Брусникина в разное время претендовали главный менеджер «АСТ» Яков Хелемский, ни больше ни меньше Владислав Сурков, а заодно и Михаил Ходорковский*.
Поговаривают, что тайну вокруг своей личности Брусникин развеет с выходом своей новой книги, но пока это только слухи. К тому же нераскрытыми останутся ещё как минимум два уже упомянутых столпа «виртуальной» литературы – Анна Борисова и Zотов. Последний, правда, относительно открыт для общения: «Наша Версия» смогла пообщаться с автором (или теми, кто работает на его имя) через интернет-сайт.
Своё желание сохранять инкогнито Zотов объяснил нелюбовью к повышенному вниманию людей. «Я даже в школе всегда на «галёрке» сидел, чтобы быть у других за спиной, – заявил Zотов. – Так проще: пишешь книги, по Интернету шлёшь их в издательство, и ничего тебя больше не волнует. Ты как бы находишься в особом гроте, в темноте, где тебя никто не видит. Многие люди с хорошим чувством юмора – меланхолики. Я серая личность и не люблю публичных появлений: теряюсь, когда нахожусь в обществе, где много людей и надо поддерживать светскую беседу. Мне куда комфортнее пребывать во тьме, заслониться искусственным образом».
Ещё одним неоспоримым плюсом анонимности писатель считает возможность общаться со своими читателями, не выдавая себя. В Интернете в своём фан-клубе Zотов общается с множеством своих поклонников, и они понятия не имеют, с кем разговаривают. Впрочем, это касается не только Интернета: «Еду недавно в метро, вижу – девушка «Апокалипсис Welcome» читает. Заметила мой взгляд, говорит: читали книгу? Я говорю – нет, меня такие книги не интересуют. Она меня взглядом уничтожила и дальше читает. В этом как раз и состоит кайф от того, что тебя никто не узнаёт».
Российская хакерская группировка KillNet разработала интерактивную карту под названием MATRIX, на которую нанесены объекты по производству беспилотников для ВСУ на территории Украины.
С ним отчасти согласна Елена Осипова, она отзывается о работе с псевдонимами так: «Для пиарщиков в этой ситуации плюсы – дополнительная интрига, есть минусы – отсутствие автора, то есть человека, который является основной фигурой в процессе знакомства общественности с новой книгой».
Но на самом деле, если брать создание фантомов как тенденцию (а не рассматривать отдельно взятые случаи, когда под псевдонимами скрываются, предположим, гипервлиятельные личности, которым не с руки «светиться» в несерьёзной компании литераторов), у этого явления есть сугубо коммерческое объяснение. В России давно и весьма успешно применяется труд литературных негров. Эти «чернорабочие» готовы и способны выдавать тома литературы вполне сносного качества, но тут возникает несколько проблем. Во-первых, рано или поздно возможны скандалы, связанные с желанием негров легализоваться и заявить о своей причастности к наследию того или иного автора. Во-вторых, под одним именем-брендом можно выпустить ограниченное число книг. Список недостатков почти бесконечен, равно как и перечисление преимуществ мифических писателей. Но самое главное – они чрезвычайно покладисты и верны своим издателям. Так что производство романов от «мёртвых душ» смело можно назвать одним из важнейших направлений современной прозы.
- *
- Ходорковский Михаил Борисович внесен Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
- **
- Писатель Борис Акунин (настоящее имя Григорий Чхартишвили) внесен Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов



