Версия // Власть // Арктика превращается в одну из самых «горячих точек» на планете

Арктика превращается в одну из самых «горячих точек» на планете

2066

Идёт война полярная

Таяние снегов в Арктике позволит судовладельцам сэкономить миллиарды долларов. Фото: ИТАР-ТАСС.
В разделе

По прогнозам специалистов, в недалёком будущем европейские страны ожидают куда более серьёзные территориальные споры, чем те, что идут сейчас вокруг Косово, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. Яблоком раздора станут богатые минеральными ресурсами арктические шельфы, которые благодаря глобальному потеплению становятся доступными для разработки. Военные специалисты и политики уже призывают готовиться к главному сражению XXI века — битве за Арктику.

Проблема принадлежности арктических шельфов стала ключевой на недавнем саммите Евросоюза. Свой прогноз огласили представитель ЕС по внешней и оборонной политике Хавьер Солана и комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер.

В докладе «Изменения климата и международная безопасность» отмечается, что Евросоюзу придётся учитывать в своих отношениях с США, Китаем, Индией и Россией фактор глобального потепления. «Быстрое таяние полярных шапок, особенно в Арктике, открывает новые водные пути и международные торговые маршруты. – А улучшение доступа к углеводородным ресурсам в Арктике меняет геостратегическую динамику региона».

В связи с этим Брюссель призывает страны Евросоюза «координировать свои действия в эпоху конфликта из-за энергоресурсов, в то время как глобальное потепление способно спровоцировать опасное противостояние между Россией и Западом, оспаривающими огромные минеральные богатства Арктики».

Россия действительно ведет активную работу по «приватизации» арктических шельфов. Ещё в начале 20-х годов прошлого века СССР обозначил границы своих полярных владений по линии долготы от точки сухопутной границы до Северного полюса. То же проделала и Канада. И поначалу подобный принцип секторного деления северных акваторий всех устраивал. Однако после принятия Конвенции ООН по морскому праву, установившей размер исключительной экономической зоны в 200 миль от берега, споры вокруг дележа Северного Ледовитого океана обострились.

Великобритания предложила арктическим державам поделить акваторию по принципу «срединной линии»: морскую границу провести на равном удалении от сухопутных границ. Норвежцам такое предложение понравилось – в их экономическое пространство попало нефтяное месторождение Экофиск, неподалёку от Шпицбергена. Что, разумеется, совсем не устраивало Советский Союз. СССР продолжал настаивать на прежнем (секторном) принципе деления акватории.

В 2001 году Москва подала заявку в ООН с просьбой признать порядка 1,2 млн. квадратных километров шельфа Северного Ледовитого океана своей экономической территорией. В качестве обоснования своих требований Россия указала, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева являются продолжением Сибирской континентальной платформы. Тогда заявка была отклонена, так как доказательства, представленные Москвой, показались членам комиссии не слишком убедительными. Прошлым летом к Северному полюсу отправилась научная экспедиция, в задачи которой входил поиск твёрдых доказательств принадлежности этих территорий к российскому шельфу.

Символический российский флаг из титана, опущенный на морское дно в ходе экспедиции, породил бурную реакцию во всём мире. В первую очередь в странах, имеющих свои виды на северные территории. «В наши дни вы не можете ездить по всему миру и устанавливать где-либо флаг, утверждая, что это ваша территория, – заявил министр иностранных дел Канады Питер Маккей. – Сейчас не XV век». Следом за громкими заявлениями последовали и вполне конкретные шаги. Премьер-министр Канады Стивен Харпер объявил о строительстве новых патрульных судов для арктических условий, тренировочной базы для подготовки военнослужащих к операциям в северных условиях и нового глубоководного порта. О своих претензиях на запасы Северного Ледовитого океана заявили Дания, Норвегия и США. Все спорящие стороны убеждены в одном: Северный полюс принадлежит им. И у всех имеются свои неопровержимые научные доказательства правоты.

Причина столь резкого роста интереса к региону очевидна - Арктика тает, и тает очень быстро. По расчётам Американского геофизического общества, летом 2013 года Арктика может полностью освободиться ото льда, если темпы таяния сохранятся. Прошлым летом впервые стал свободен ото льдов так называемый Северо-Западный морской путь, один из кратчайших маршрутов из Европы в Азию. К примеру, плавание из Роттердама в Йокогаму по нему короче на 4700 морских миль, или на 40% по сравнению с путешествием через Суэцкий канал. Судовладельцы сэкономят миллиарды долларов, так как кроме сокращения маршрута можно будет использовать суда большего размера.

Но новые маршруты не единственное приобретение, которое несёт с собой глобальное потепление. Растаявший лёд открывает доступ к природным ресурсам, которые раньше было невыгодно или невозможно добывать. Но это ещё далеко не всё: в Арктике находится около четверти мировых запасов газа, алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля и свинца. Активное противодействие российским планам объясняется ещё и тем, что большинство залежей находятся как раз в непосредственной близости от нашей территории.

И хотя оценки экспертов разнятся (во многом потому, что не везде геологоразведка проведена, и потому, что эти данные государства стараются не афишировать), по самым скромным из них, на Российском арктическом шельфе находится порядка 70-75% всех наших углеводородов. По более смелым оценкам, углеводородов на дне Северного Ледовитого океана скрыто гораздо больше и их количество заметно превышает все запасы России или Саудовской Аравии. Пока сражение за северные ресурсы идёт по дипломатической линии, но чиновники и военные специалисты рекомендуют начать готовиться к вооружённому противостоянию. Уж больно высоки ставки в борьбе за арктические ресурсы.

Первые очертания будущего конфликта уже начали прорисовываться. Так, есть трения между Россией и Норвегией из-за архипелага Шпицберген, под которым находятся большие месторождения нефти и газа. Стороны не способны даже спокойно договориться о ловле рыбы в спорных акваториях, что было наглядно продемонстрировано нашумевшей историей с траулером «Электрон». Гораздо сложнее будет удержать спор в дипломатических рамках, когда речь пойдёт о дележе углеводородов. В конце 80-х, когда Советский Союз затеял проведение геологоразведки на Шпицбергене, это закончилось серьёзным дипломатическим скандалом. Конфликт уладили, договорившись не заниматься разработкой спорных месторождений. Кроме того, вполне вероятно, что свои претензии на Шпицберген предъявят США, Дания и Канада.

Дело в том, что эта земля имеет довольно спорный юридический статус: до 1917 года она считалась ничейной, но после была передана под ограниченный суверенитет Норвегии. Согласно Парижскому договору, по которому норвежцы заполучили архипелаг в своё распоряжение, каждый из участников соглашения (а сегодня среди них 42 страны, включая такие державы, как Афганистан) имеет равный доступ к любой деятельности на территории архипелага. Однако на деле Осло ведёт себя так, словно это их исключительная территория. К примеру, в одностороннем порядке ввела на 200 миль от архипелага так называемую «рыбоохранную зону», не согласовав этот вопрос с участниками Парижского договора. Признали претензии Осло лишь Финляндия и Канада, которые не ведут промысла в этих водах.

Неопределённость касательно принципа раздела океана («срединный» или «секторный») создала ещё один потенциальный очаг конфликта – 155 тыс. квадратных километров шельфа, что равно по площади половине Норвегии.

Опасность перерастания конфликта в острую фазу обусловлена и тем, что нет международно признанных инструментов дележа Северного Ледовитого океана. Арктический совет ещё в 1996 году отстранился от решения любых вопросов, не связанных с экологией. Каждый из участников «полярного кооператива» имеет свои предложения по разделу акватории Северного Ледовитого океана. А там, где не удаётся договориться за столом, стороны начинают действовать с позиции силы. Не случайно, после установки российского триколора на дне Северного Ледовитого океана стороны начали всячески демонстрировать свои мускулы. Силы НАТО вскоре провели в Норвегии сразу два крупномасштабных учения – Bold Avenger и Arctic Tiger. По легенде учений, силы Североатлантического альянса были брошены в регион для «восстановления мира и стабильности». Можно, конечно, предположить, что силы НАТО готовились отразить нападение «Аль-Каиды»*, но очевидно, что потенциальным противником на этих учениях былиотнюдь не «силы международного терроризма». В ответ Россия провела свои учения с участием стратегических бомбардировщиков, да и недавний поход ударной группы во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов» имел целью напомнить о существовании российского Северного флота.

Но пока что в Северном Ледовитом океане позиции России куда более сильные, чем у остальных претендентов. Даже по сравнению с «владычицей морей» – США. Наш ледокольный флот располагает 18 кораблями, американский – лишь одним, и то не очень приспособленным к арктическим миссиям. Впрочем, в скором времени баланс сил может измениться: выдержать очередную гонку вооружений с Западом России будет крайне непросто. А конкуренты уже чётко дали понять, что они будут всеми силами наращивать своё военное присутствие в регионе.

*
Верховный Суд Российской Федерации от 13.11.2008 № ГКПИ 08-1956, вступило в силу 27.11.2008 признал организацию Аль-Каида экстремистской и запрещенной на территории России
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.04.2008 18:35
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх