Версия // Бизнес // Акционеры Tesla могут решить, что за рулем отправленной в космос машины должен был сидеть сам Илон Маск

Акционеры Tesla могут решить, что за рулем отправленной в космос машины должен был сидеть сам Илон Маск

3896

Стремление к звездам

В разделе

В Силиконовой долине копирование и улучшение ранее провалившихся идей являются обычным делом. С правильным подходом, как у Google с поиском или Facebook с социальными сетями, результаты могут оказаться впечатляющими, даже если компания не является пионером в своей области. Впрочем, навязчивое желание совершенствовать старые технологии может помешать развитию новых.

Это еще один повод задуматься о достижениях миллиардера Илона Маска. Редко кому на новом гигантском технологическом рынке удавалось удерживать лидерство на протяжении нескольких лет, а делать это на двух новых рынках одновременно просто неслыханно. Такое лидерство серьезно влияет на бизнес и модель финансирования. На этой неделе два детища Илона Маска - SpaceX и Tesla - наглядно продемонстрировали, что инновационные компании могут переживать как взлеты, так и падения.

Сначала состоялся долгожданный старт Falcon Heavy - тяжелой ракеты-носителя от SpaceX. Несмотря на то, что произошло это на четыре года позже, чем обещалось, ракета все еще серьезно превосходит конкурентов.

SpaceX придерживается классической венчурной модели. Люди, которые работали рядом с Маском, говорят, что для реализации своей конечной цели – отправки людей на Марс - он требует сохранения в тайне деталей реализуемых проектов. Венчурные инвесторы, похоже, довольны прогрессом - SpaceX заработал $1,6 млрд. По последним оценкам стоимость компании составляет $21 млрд, что означает двукратное увеличение стоимости с 2016 года.

Еще одним источником финансирования SpaceX являются клиенты, использующие в своих интересах Falcon 9, которая быстро прошла путь от первой частной ракеты, достигшей космоса в начале десятилетия, до «рабочей лошадки». Риски в ракетных программах огромны: сбой запуска может привести к краху бизнеса, но SpaceX до сих пор удавалось справляться с негативными последствиями от неудач. После произошедшего менее чем полтора года назад крушения ракеты, компания провела 18 успешных запусков.

Пионер на массовом рынке электромобилей, производством которой занимается другая компания Илона Маска - Tesla - также опережает время. Как и Falcon Heavy, этот продукт стал по-настоящему инновационным. Впрочем, возможности финансировать Tesla из личных средств у Илона Маска не было, и потому он пошел на привлечение средств с публичных рынков.

Одной из отличительных черт Маска является способность сохранить доверие инвесторов на фондовом рынке, несмотря на серьезный срыв сроков и проблемы на производстве. Он вновь попытался выиграть время для пятиместного седана Model-3 в начале февраля, после того, как достижение промежуточных производственных целей было отложено на шесть месяцев, что привело к разочарованию инвесторов.

Предприятия Илона Маска обеспечивают друг другу мощную имиджевую поддержку. Одним из примеров стал запуск красного родстера Tesla с манекеном-космонавтом за рулем на Falcon Heavy.

Маск не упустил шанса использовать успех SpaceX, чтобы ободрить инвесторов. «Если мы смогли отправить родстер на пояс астероидов, мы, безусловно, сможем решить и проблемы с производством Model 3, - сказал он аналитикам Уолл-стрит. - Это лишь вопрос времени».

Впрочем, Илону Маску не стоит рассчитывать на то, что он вечно сможет спекулировать на успехах другой своей компании. Падение акций на фондовых рынках стала напоминанием о том, что приближается конец эры дешевого капитала - ресурса, которым он успешно пользовался все эти годы. Что более важно, каждый раз, когда производство электрокаров отстает от графика, Tesla теряет лидерство.

Технические достижения - будь то батареи, электрические двигатели или прогресс в разработке систем автономного вождения - быстро подхватывают гиганты автомобильной промышленности, которые массово включаются в гонку по электрофикации.

Прошло почти два года с тех пор, как Маск убедил тысячи людей выстроиться в очередь и заплатить $1000 за предзаказ на Model 3. Большинство из заказчиков все еще ждут. Насколько хватит их терпения, вот вопрос, который должен беспокоить руководителей Tesla.

Илон Маск, возможно, победил пространство, но время неподвластно даже ему. Если сроки будут срываться и дальше, акционеры Tesla могут решить, что за рулем отправленной в космос машины должен был сидеть сам Илон Маск.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.02.2018 12:30
Комментарии 1
Наверх