Версия // Культура // Убойному дебютному альбому Led Zeppelin «I» исполняется 55!

Убойному дебютному альбому Led Zeppelin «I» исполняется 55!

6021

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Убойному дебютному альбому Led Zeppelin «I» исполняется 55! (фото: Wikimedia Commons/Dina Regine)
В разделе

Многие авторитетные музыкальные издания, вроде Classic Rock, Rolling Stone, Melody Maker, Metal Hammer, Kerrang!, а также критики и меломаны считают альбом «I» первым «глашатаем» наступления эры Led Zeppelin (далее LZ) которая длилась вплоть до панковского «пришествия» 1976-1977 годов и их окончательного распада в 1980 году.

Такая версия вполне обоснована, ибо, уже их первый увесистый блюз-роковый, номерной альбомный («I») хук, сразу сделал весомую заявку на первенство в тяжелой музыкальной сцене конца 1960-х годов!

Музыканты LZ не только окропили её «тело» доброй долей тяжелых аккордов, но и заявили свой запоминающийся стиль, обретший страшную силу к «II», «III» и своим следующим номерным альбомам. Само название «Led Zeppelin» было по легенде придумано покойным барабанщиком The Who Китом Муном. Оно имело сокращенную аббревиатуру «Led Zeppelin» от англ. «Lead Zeppelin», что означало «Свинцовый Дирижабль», а в переводе на слэнг означало подтекст «провала» или «падения», то есть «Полета вниз, как Свинцовый Дирижабль».

Напомним, что Джимми Пейдж и Джефф Бек заменили Клэптона после его продуктивных гитарных игр в Yardbirds (с 1963 - по 1965 гг.). В 1968 из Yardbirds ушел на вольные хлеба Джефф Бек. Пейдж вместе с их тогдашним менеджером Питером Грантом (который впоследствии успешно и скандально работал с LZ) встали перед выбором – продолжать подзавявшее дело Yardbirds или придумать что-то новое. Выбор пал на реализацию нового проекта под названием «The New Yardbirds». Начался подбор музыкантов. Состоялись знакомства с другими будущими участниками LZ. Например, на одном из выступлений в Бирмингеме Пейджем был обнаружен вокалист Роберт Плант, который обладал неподражаемым голосом, а также отлично знал блюзовую классику, слыл поклонником Толкиена и созданных им фэнтазийных миров, что впоследствии очень пригодилось для написания текстов. Джон Бонэм (ударные) и Джон Пол Джонс (бас, клавишные) будучи весьма одаренными и опытными музыкантами, были также рекрутированы в цеппелиновский проект.

К концу 1960-х годов стало понятно, что музыкальный мир ожидают кардинальные изменения. Они и произошли! Как мы обсуждали ранее, Deep Purple разработали стилистику будущего хард-н-хэви, гениально совместив скоростные гитарные пассажи харда с использованием элементов клавишного барокко, которое активно используется в арт и прогрессив-роке. Им по полной программе наследовали неунывающие коллеги из Uriah Heep и Grand Funk Railroad. Black Sabbath, по сути, стали основателями современного металла, как такового, заложив в том числе основы замедленно-сумрачного стиля дум и так далее.

По теме

Но даже на фоне таких прорывов существует устойчивое мнение о том, что LZ считается лучшей группой 1970-х годов. И оно сформировалось не на пустом месте. Имея свои корни в британском блюзовом буме середины 1960-х годов, цеппелины создали новый стиль! Яростный и бескомпромиссный, воплотив в своем донельзя насыщенном звуке эпоху бунтов, насилия и несбывшихся надежд. Их творчество имело мировой резонанс и породило тьму подражателей. Они стали первопроходцами в молотоподобном харде, имеющем в своей основе блюз, ритм-энд-блюз и отчасти фолк, что отлично было доказано их третьим альбомом «III», о 50-летии которого мы писали!

В общем, 1968-й стал искомым годом, когда контуры цеппелиновского дирижабля окончательно оформились, и монструозный летательно-музыкальный объект наконец-то взлетел. Работа над «I» стартовала осенью 1968 года в одной из лондонских студий, когда группа ещё называлась The New Yardbirds. Альбом был записан «живьём» всего за 30 часов с минимальным количеством наложенных записей. Для Планта это был первый опыт работы в профессиональной студии звукозаписи. «Звук был необычайно тяжёлым и мощным… Мой голос тогда оставлял желать лучшего, но наш энтузиазм в сочетании с отлично звучащей гитарой Джимми… Это было просто убойно», — делился пережитым Роберт. Альбом был назван просто «Led Zeppelin» или «I». Он вышел в начале 1969 года, ставшим для музыкантов весьма насыщенным. LZ провели его в масштабных гастрольных турах, по ходу дела, деля сцену сцену с The Byrds, Сантаной, Фрэнком Заппой и его Mothers Of Invention, Jefferson Airplain и другими легендарным коллективами.

В отличие от The Beatles или The Rolling Stones, Led Zeppelin не имели своего постоянного студийного продюсера (вроде Джорджа Мартина у битлов или Джимми Миллера у роллингов). Музыкальным «мозгом» группы стал Джимми Пейдж, у которого накопилось множество новых идей ещё со времён Yardbirds. Музыкант так вспоминал о том времени: «Там мне позволялось много импровизировать на сцене, и я начал постепенно создавать «дневник новых идей», который затем использовал в LZ. Но помимо старых идей возникла новая: на основе акустических звуковых полотен создать звучание, в котором соединились бы блюз, хард-рок и акустика — с мощными рефренами, всё это венчающими. Музыка, в которой было бы множество цветов и оттенков».

Пейдж, постоянно экспериментировал со звуком. Он проявил себя как продюсер-новатор, самостоятельно выстроив уникальное звучание LZ, создав и воплотив в жизнь новые студийные эффекты, вроде «опережающего эха». Как мы отметили выше, утяжелённый блюз-рок (который уже играли до этого The Yardbirds, Cream, The Jimi Hendrix Experience) получил в этих экспериментах качественно новое развитие. Цеппелиновский дебютник «I» был признан впоследствии поворотным пунктом в развитии стилей хард-рок и хэви-метал, и тому были очень серьёзные основания. Попробуем разобраться в его особенностях.

По теме

«I» полон ритм-энд-блюзовыми интерлюдиями и лихорадочными гитарными соло Пейджа, сыгранными на Fender Telecaster. Первенец цеппелинов стал боевым и жёстким по настроению, а также весьма изобретательным технически. Сразу стоит отметить заглавный воинственный хардовый трек «Good Times Bad Times», кардинально обновивший ритм-энд-блюзовые интонации и настойчивым риффом Пейджа и следующую пьесу «Babe I’m Gonna Leave You» (в аранжировке, заимствованной у Джоан Баэз) которую предложил Роберт Плант. Здесь изменения начальной версии песни коснулись печальной интродукции на акустической гитаре и «умоляющего» слушателя вокала Планта, ведущего далее к зловещему стаккато риффа, полному яростного негодования, на которое только намекалось в первоначальной версии трека.

Далее следует запоминающийся подбор центральных композиций пластинки в виде трёх мрачнейших и, пожалуй, эмоциональнейших блюзов: «You Shook Me», «I Can’t Quit You Baby» и «How Many More Times». Первый из них запоминается красивым органным соло, сыгранным Джоном Полом Джонсом. Второй сполна демонстрирует дальнейшую цеппелиновскую «фишку», где блюзовые традиции блюза в плане обмена вокал-гитара трансформируются в настоящие поединки между Плантом и Пейджем, став, в дальнейшем, хард-роковым клише. Третий представлял собой сильную творческую переработку знаменитого опуса Хаулин’ Вулфа. Наследующий им трек «Communication Breakdown», построен на неудержимом риффе, который подстёгивает сошедшую с ума цеппелиновскую гитарную музу, несущуюся во весь опор куда-то в необъятные просторы музыкальной звуковой Вселенной. Не менее ценны в плане музыкальных находок трек «Your Time Is Gonna Come» и пейджевский «Black Mountain Side».

Кое-какой материал был включён в «I» ещё из репертуара The Yardbirds. В дебютник вошли две композиции: уже упоминавшаяся «How Many More Times» и волшебная «Dazed and Confused», где нельзя не обратить внимание на красивейшую гитарную тему, разрабатываемую Пейджем, в то время, как вокал Планта передаёт полную гамму страданий от отсутствия взаимности с полюбившейся женщиной. Критики, вроде Пола Роланда в его труде «Рок и Поп» обращали внимание на «обратную связь, обилие ревербераций и применения педальных эффектов», не говоря о скрипичном смычке, которым находчивый Пейдж увлечённо пилит по гитарным струнам. Всё вместе создаёт «кошмар, от которого легионы поклонников LZ должны были впасть в экстаз, переходящий в кому». Что и происходило после 20-минутного исполнения данной композиции «вживую» на концертах цеппелинов. По сути, она стала кульминационным моментом их выступлений, вокруг которого, в дальнейшем, выстраивалась остальная драматургия впечатляющих шоу LZ.

Ни одной группе тяжёлого металла пока ещё не удалось улучшить этот опус, хотя подобные попытки предпринимались неоднократно. Наблюдательные меломаны иногда замечают, что «Dazed and Confused» может быть сравним по накалу страстей лишь с «Whole Lotta Love» и «Stairway To Heaven». По нашей версии такое сравнение возможно и цеппелины, действительно, могли превзойти себя в этих двух гениальных комопозициях, но исполнение «Dazed and Confused» в ряде концертов было просто умопомрачительным, что заслуживает всяческих похвал.

Тексты принадлежат Пейджу, Бонэму, Джонсу и Планту. Кроме «Dazed and Confused» (Пейдж, Джек Холмс), «You Shook Me» (Диксон Дж. Б. Ленуа), «Babe I’m Gonna Leave You» (Энн Брэдон, Пейдж, Плант). Пейдж (гитара, бэк-вокал), Бонэм (барабаны, литавры), Джонс (бас, клавиши, орган, бэк-вокал) сыграли все музыкальные партии альбома, а Плант их неповторимо спел и сыграл на губной гармошке. Вирам Ясани сыграл на табле. Звукоинженером стал Глин Джонс. Также впечатляюще выглядит обложка «I», где запечатлён горящий дирижабль «Гинденбург», намеревающийся «нырнуть» в последнее смертельное пике.

По теме

На обороте конверта пластинки была помещена «фотография участников группы, сделанная бывшим участником Yardbirds Крисом Дрейа». Оформление сделал Джордж Харди. Цеппелины продолжили сотрудничество с ним в дальнейшем. Харди рассказывал, что «предложил группе дизайн, основывавшийся на старом клубном символе в Сан-Франциско — фаллическом цеппелине в облаках, но Пэйдж отклонил этот вариант». Тем не менее, прижимистый Джимми сохранил его для логотипа, который «был использован на обложках двух первых альбомов, а также в некоторых рекламных плакатах». В завершение, приведём важную информацию для продвинутых меломанов и коллекционеров винила. «В течение нескольких первых недель после выпуска альбома в Великобритании на его обложке находились название группы, а также логотип лейбла «Atlantic» в бирюзовом цвете. Позже в том же году последний был заменён на оранжевый символ. С тех пор первые экземпляры с бирюзовым знаком считаются коллекционной редкостью» и весьма недёшевы.

«I» был благожелательно встречен критикой. Он вошёл в призовые десятки чартов Billboard 200, английских UK Albums Chart, а также австралийские, датские, шведские чарты, став впоследствии мультиплатиновым. Но, как водится, были нюансы. Так, некоторые издания (в частности, Rolling Stone) обвинили группу в излишне «свободном обращении с классикой блюза» и чуть ли не в плагиате. Музыканты обиделись, в свою очередь, высказав ряд субъективных мнений о компетентностях некоторых «акул музыкального пера», что положило начало многолетней негласной «войне» цеппелинов с прессой, что усугублялось агрессивной маркетинговой тактикой колоритного менеджера LZ Питера Гранта, который считал скандал одним из лучших ходов в промоушне. Так или иначе, но цель была достигнута. О LZ узнали все. Выступления цеппелинов собирали аншлаги, а различные сплетни и слухи, циркулировавшие вокруг формации (об их увлечениях оккультизмом, оргиях и прочих причудах) лишь добавляли масла в огонь!

Далее вышли бесподобные «II» со сногсшибательной «Whole Lotta Love», которая с ходу расскажет вам всё, что нужно знать о хард-роке и «III» с не менее достойной «Immigrant Song». Немудрено, что уже осенью 1970 года музыкальный еженедельник Melody Maker во всеуслышание объявил LZ победителями в категории «Лучшая группа мира» (где до этого на протяжении шести лет первенствовали The Beatles). Роберт Плант стал лучшим в категории «Вокалист года». Золотые диски участникам группы вручил сам секретарь Государственного совета Энтони Грант, поблагодаривший музыкантов от имени государства за «Существенный вклад в оздоровление экспортного баланса страны» и так далее.

В октябре 1970 года Плант и Пейдж вновь возвратятся в уже обжитую ими уединённую хижину под названием «Брон-Ир-Авр» и сполна погрузятся в музицирование. Далее к декабрю 1970 года уже всю группу снова ждет сумрачное пристанище Хэдли-Грандж, где они приступят к репетициям и созданию своей самой знаменитой песни всех времен и народов, безумной в своем монументальном величии «Stairway To Heaven» («Лестнице В Небо»)…

«Наша Версия» поздравляет с 80-летием, отмеченным 9 января 2024 года, Джимми Пейджа! Желает музыканту здоровья и новых великолепных композиций.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 16.01.2024 16:53
Комментарии 0
Наверх