Версия // Культура // Отмечаем 55-летие знаменитой композиции Джими Хендрикса «Voodoo Chili»

Отмечаем 55-летие знаменитой композиции Джими Хендрикса «Voodoo Chili»

7026

Самовыпилился

Отмечаем 55-летие знаменитой композиции Джими Хендрикса «Voodoo Chili» (фото: Wikimedia Commons/Gorodilova)
В разделе

Хендрикс при всех чудных особенностях своего непростого характера любил, подчас, заострить одну тему, которая казалась ему очень важной. Иногда он подчеркивал, что радость и наслаждение ему давала именно музыка, а не некие напитки, вещества или препараты. И что пределом его мечтаний было, остаться наедине с ней.

Так оно, в итоге, и вышло, что особенно, на мой взгляд, проявилось в исследуемом нами юбилейном и сногсшибательном треке «Voodoo Chili», вошедшем в третий номерной студийный альбом артиста «Electric Ladyland».

«Он был известен, как тот, кто никуда не спешил, когда некуда было спешить…» – «Аквариум» – «Капитан Воронин».

Как мы упоминали ранее, в наших исследованиях, посвящённых различным музыкальным гениям эпохи конца 1960-х, экспериментирования с инструментами (в том числе самыми экзотическими) и всяческими звуками, были свойственны хард, арт и прог-рокерам, а также многочисленным командам кислотного и психоделического рока (и фолка), окучивавших свои «полянки» в широчайшей музыкальной полосе середины 1960-х – начала 1970-х годов.

С воображением у них всё было в полном порядке. Свежие, неожиданные, как у героя нашей статьи, о котором мы уже не раз писали, странные, но очень интересные во всех отношениях находки обретали пристанище в их композициях и сюитах!

В исследуемом нами, юбилейном треке «Voodoo Chili» Джими Хендрикс полностью отдался всепожирающему огню своего гитарного искусства, которое пока так никто и не смог превзойти ни в плане импровизации, ни в плане образных идей, ни по интенсивности воспроизведённой энергии. Такие попытки, конечно, были. Достаточно вспомнить вполне безумные экзерсисы Принса, Джо Бонамассы, Джо Сатриани, Ленни Кравица (которому, кстати, в 2024 году исполняется 60 лет!) и много кого ещё. Но какой-то малости всё равно, как мне кажется, не хватает. Хотя сравнивать творения этих гениальных людей с музыкой Хендрикса, пожалуй, не стоит. И мнения меломанов тут будут совершенно различны. Спору нет, композиции артистов ценны сами по себе в плане достигнутых ими творческих высот!

Хендрикс начал работу над «Voodoo Chili» в 1968 году и записал её на одной из нью-йоркских студий. В записи приняли участие: органист Стив Уинвуд, басист Джек Кэсади и барабанщик Митч Митчелл. Основная линия 15-минутной пьесы основана на знаменитом электрическом блюзе Мадди Уотерса «Rollin' Stone» с вкраплениями культовой блюзовой классики «Hoochie Coochie Man» (авт. Мадди Уотерса и Уилли Диксона) и творчески пересмысленного наследия Джона Ли Хукера. А также джазовых звёзд – Би Би Кинга и Джона Колтрейна, не брезговавших, иногда заходить на пограничные территории блюза, ритм-энд-блюза и рока. Соответственно, её формат стал классическим блюзовым с 12 тактами, хотя Джими хитро замаскировал общий звуковой пейзаж полиритмией и контрмелодиями, создав впечатление непрерывного движения.

Трек начинается обманчиво тихо, благодаря эффекту «вау-вау» («квакушки») через некоторое время, разражаясь потоком громовых аккордов. Так обретает своё бытие, захватывающий слушателя целиком рифф, который поклонники тяжелого металла и хард-рока находят (совершенно справедливо! – авт.) потрясающим! Исполняемый рифф, здесь подвластен потоку нот. Джими (словно пахарь) сеет семена «разумного и бодрого», рассыпая риффы веером, не скупясь на эмоции и энергетические всплески!

Он словно преобразует на наших глазах хаос в гармонию. Звуки несутся во весь опор, подобно безжалостной, неумолимой силе, сносящей все препятствия, но благодаря руке Мастера могут быть направлены куда угодно или остановлены совсем. При этом Хендрикс как будто улыбается, словно Чеширский кот из сказки про «Алису в стране чудес» или «Чужак в стране чужих», украшая всё движение дополнительными выплесками звука, напоминающего фанфары и яркими красками, которые освещают разыгрываемые им волшебные сцены!

Я совсем не случайно упомянул здесь произведения Льюиса Кэрролла и Роберта Хайнлайна, так как известно, что Джими Хендрикс увлекался астрономией, обожал научную фантастику, фэнтези и странные сказки. По моей версии, сплав горячего чикагского блюза и необычных идей научной фантастики породили чудо «Voodoo Chile». Очевидно, что на «Voodoo Chile» оказала влияние другая вещь Хендрикса под названием «Catfish Blues», записанная ранее и также не без влияния великого блюзмена Мадди Уотерса, где ощущается влияние его прочувствованных композиций: «Rollin' Stone», «Still a Fool» и «Rollin' and Tumblin'».

Поделюсь ещё рядом наблюдений об особенностях «Voodoo Chile». Например, о том, что играемые на ней ноты, создают оригинальный и очень своеобразный эффект трёхмерного звука, извлекаемого музыкантом из своего Фендера, примочек-педалей, благодаря особому наложению пальцев на струны и при посредничестве электрического тока. Эхо добавляет пространства, а умелое изгибание струн в ключевые моменты, изменяет подачу нот полутоном или больше, создавая ощущение приостановки, напряжения и выхода. Что и есть, по одной из версий, ключ к «душе» блюза, исполняемого на гитаре.

Хендрикс изощрённо манипулирует струнами с обратной связью гитарного фидбека, одновременно, накладывая множественные искажения от примочек-педалей. Джими просто распирает от идей. Артист неподражаемо выходит за рамки тонального диапазона гитары, активно воздействуя на уши слушателя и предлагая ему влиться, в создаваемый на глазах поток.

Неизвестно, понимал такой расклад сам Джими или нет? Наверняка, он что-то чувствовал. Ибо, словно Сальвадор Дали от музыки, он пытался синтезировать хрупкий человеческий опыт с текучими и огромными по масштабам музыкальными глыбами. Дали экспериментировал с чем-то подобным, используя художественные средства выражения. Например, в знаменитой «Тайной Вечере», где благодаря остановленному движению застывших изображений картины, он сумел передать точку равновесия, плавный миг, где смыкается человеческое, земное с другими мирами, реальностями, самой Вечностью и Небом…

«Voodoo Chile» стала самой длинной студийной записью Хендрикса. Что при добавлении игры других музыкантов в студии позволило описывать её в дальнейшем, как студийный джэм (с намёком на практиковавшиеся в клубах концертные джэмы с участием большого количества музыкантов). Существует и другая версия «Voodoo Chile» под названием «Voodoo Child (Slight Return)», не столь продолжительная (пятиминутная) и изощрённая, записанная тем же составом на следующий день в той же студии и также вошедшая отдельным треком на третий альбом Джими «Electric Ladyland». Ныне она является одной из самых известных вещей Хендрикса. Думаю, совсем не случайно в завершение альбома Джими Хендрикс самовыпиливается, приглашая слушателей разделить с ним воплощённые мистические переживания, подытоживая «Voodoo Chili» таинственной фразой: «Если я не встречу вас больше в этом мире, то увижу вас в следующем. Не опоздайте…». Крепко завёрнуто!

«Наша Версия» отмечает, что в 2023 году Мадди Уотерсу могло бы исполниться 110 лет (он родился в апреле 1913 года). Также прошло 40 лет, как музыкант ушёл из жизни (в 1983 году). RIP!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.12.2023 11:42
Комментарии 0
Наверх