Версия // Культура // Панк-связь истории и современности в музыке Green Day

Панк-связь истории и современности в музыке Green Day

1926

Дело «Зелёносуточных». Часть 2

Green Day выпустили новый альбом «Savoirs» (фото: Фото: Татьяна Егорова)
В разделе

Рубрика «Превзошли ожидания» продолжается. Здесь «Наша Версия» исследует недавно выпущенные музыкальные новинки от самых культовых и знаменитых поп и рок-артистов. По возможности, следя за формируемыми на наших глазах трендами и вспоминая важные моменты музыкальной истории.

Как понимают читатели, на очереди свежачок от очень талантливых, несгибаемых и упорно продолжающих своё «грязное» дело на протяжении уже более чем 40 лет, колоритных музыкантов из удалой калифорнийской панк-банды Green Day. Исследовать альбом, предварительно вспомнив предысторию возникновения «Зелёносуточных», мы начали в предыдущей статье.

Перед тем, как продолжить наш рассказ, вновь обратим внимание читателей на очень заметный тренд, проявляющий себя в том, что не только не сдают своих позиций, но и всячески укрепляют их некоторые музыканты, принадлежащие к золотой плеяде классического рока. Каковое происходит, несмотря на их солидные возраста, зашкаливающие за 70-летние отметки.

Наши герои из Green Day также уже не молоды. Им не так давно стукнуло по полтиннику (все они родились в 1972 году)! При этом они явно принадлежат к другому, отличному от мастодонтов эпохи классического рока, классу. Но, по нашей версии, «калибр» Green Day не менее масштабен, хотя любые сравнения тут будут вряд ли уместны и даже спекулятивны. Речь можно вести разве что о музыкальной преемственности, в плане трудолюбия, умения работать с публикой, таланте и сложности артистических характеров!

Здесь для развития сюжета нашего исследования представляется важным отметить, что панк был весьма объёмным явлением. Он лишь казался простым, как «пять копеек», но вовсе таковым не являлся! Музыкальная преемственность в панке, несомненно, присутствует! Если делать глобальный обзор жанра, то нельзя ограничиться 20 или даже 80 группами. Особенно, если учесть, что панк состоит из разных временных стилистических и жанровых «волн», отличающихся друг от друга.

Первая из которых, соответствует началу-середине 1960-х годов в Штатах (где обитали их энергичные гаражные предшественники, вроде The Sonics, MC5, New York Dolls, ранних Stooges великолепного Игги Попа или суперэстетских Velvet Underground Лу Рида и Джона Кейла). Они не были тогда поняты, появившись раньше времени. Но дорожку ко второй волне панка, резво стартовавшую в середине 1970-х годов в Англии (где выделялись: Clash, The Damned, Buzzcocks, The Jam, Siouxsie And The Banshees, Stiff Little Fingers, Penetration, Sham 69, The Stanglers, The Undertones) и прочим – в лице: «новой волны» и её готической разновидности, альтернативных течений рока, пост-панка, хардкора, инди и так далее, протоптали.

По теме

По одной из версий, возникновение панка, вообще, можно рассматривать как долгожданное явление для меломанов средних лет, так и более молодых по возрасту слушателей, утомлённых продукцией многих групп и исполнителей (особенно в их прог-роковой ипостаси), которые к концу 1970-х годов не только всем наскучили, но становились всё более неуместными. Такое положение вещей не могло длиться долго. Оно, в итоге, пришло к своему логическому завершению, вылившись в сочинение музыки, не предполагавшей музыкального образования, значительного гастрольного опыта, сложившегося менеджмента, наличия контракта с крупным звукозаписывающим лейблом и другими условностями (как, кстати, и в раннем рок-н-ролле).

Песни панков были полны гнева и разочарования. Главным моментом этики панка было объявление бескомпромиссного неприятия всего, что они считали надуманным, поверхностным или нечестным. Они пели о том, что знали и чувствовали, попав на время в самое яблочко искомых чаяний аудитории, соскучившейся по искренности и нелицеприятной правде-матке. Вдруг, стало не нужно жить жизнью других, превращая себя в клон инопланетного Зигги Стардаста, роскошного до невозможности Рода Стюарта, вальяжного Элтона Джона или пересахаренного (местами) Марка Болана. Как писал авторитетный журнал Classic Rock в специальном выпуске «1970-е» (статья о панке авторства Йена Фортнэма): «Не надо было тосковать по какому-то «золотому» году, который ты даже не попробовал на вкус и вообще смутно помнишь. Панк был здесь, панк был сейчас и панк был тем, чего хотелось тебе»!

Панки обожали покричать о том, что у них нет не только особняка с подстриженной лужайкой, автомобиля и подруги, а какой-либо стоящей работы, в целом. Соответственно, нет денег и возможностей их заработать! Отсутствие будущего (англ. «No Future») и всепоглощающая скука стали ключевыми лозунгами панка. К примеру, великолепные The Ramones любили поговорить о том, как они сыты по горло песнями о гламурных звёздах, несущихся в дорогих тачках к подругам (непременно топ-моделям!) ожидающим их с бокалами коктейлей в просторных бассейнах…

А их английские коллеги по сцене The Sex Pistols пошли гораздо дальше. Они довели схему своих прототипов из New York Dolls (менеджером которых был в своё время Мальком МаКларен) до «совершенства, заменив липкий глэм-рок на пролетарскую озлобленность, где музыка была лишь одним из членов уравнения»!

По теме

К чему мы про это говорим? А к тому, что природа панка, по сути, эфемерна. Периодически составляемые коллекции дисков (вроде «Variuos – 1-2-3-4 Punk & New Wave 1976-1979» 1999 года выпуска, «The Best Punk Album In The World…Ever» 1995 года выпуска) и им подобные компиляции, куда включаются песни самых важных исполнителей его первой, второй, третьей и других волн, открывают бесконечные возможности для склок. Ибо создать их трек-листы безукоризненными и устраивающими всех меломанов, вряд ли представляется возможным!

Тем не менее, нет никаких сомений в том, что подобные попытки делались, делаются и будут продолжать, делаться. «Хочешь быть передовым – сей квадратно-гнездовым!», – как советовали некоторые продвинутые передовики посевных работ. По нашей версии, герои нашей статьи Green Day прекрасно ориентируются в особенностях развиваемого ими музыкального жанра, который (в их частном случае) трудно отнести к «чистому» (англ. «true») панк-року. Это – один из основных упрёков, который предъявляется музыкантам, наряду с продажностью крупным музыкальным корпорациям, издающим и рапространяющим альбомы Green Day.

И, действительно, стилистика выпускаемых в «нулевых» альбомов «Зеленосуточных» весьма эклектична. Что абсолютно нормально и идёт в общем русле развития мировой музыкальной истории (что мы исследуем). Пол Роланд в его «Рок и поп» справедливо и точно подметил, что во времена «Большого панк-взрыва» середины-конца 1970-х явление «было воспринято как нигилистическое, антимузыкальное движение, фактически бывшее попыткой отобрать рок у торговцев, которые были уже не молоды. Панк промелькнул и исчез, как и любое другое увлечение. Однако он привлёк в рок и поп немало талантливых женщин (как Патти Смит или Дебби Харри – авт.). Напомнив каждому, что музыка может быть полной жизни и, подчас, опасной»!

На практике это поощряло каждого подростка, горевшего желанием, независимо от своих музыкальных способностей, сформировать группу, выйти на сцену, сыграть свои три неповторимых аккорда и всласть поорать, выплеснув мегатонны энергии! А также способствовало возникновению эстетики «Сделай Сам» (англ. «Do It Yourself» – «DIY»), уникальному оформительскому дизайну пластинок, организации музыкальных клубов, созданию множества крошечных, независимых звукозаписывающих фирм (инди-лейблов), некоторым из которых, вроде Mute или 4AD, удалось оказать серьёзное воздействие на музыкальный бизнес и много чему ещё.

Всё перечисленное имеет прямое отношение к Green Day, которые стали мощно проявлять себя уже в начале бурных 1990-х и продолжают свой неповторимый, энергичный, забористый внутри, неравнодушный к общественным и политическим проблемам, «движ» до сих пор в лице беспокойного альбома «Revolution Radio» (2014), так и новинки «Savoirs» (2924) с обложкой, где изображён подросток, снятый на фоне горящей машины! Об этом мы поговорим в дальнейшем. Пока не премину отметить, что для лучшего понимания «корней» музыки Green Day (и их сценических коллег, вроде Offspring, Blink 182 и др.) такой экскурс, в становление и развитие жанра был, на мой взгляд, необходим.

P. S. Также не устаём напоминать, что в 2024-м широко отмечается 70-летие с даты появления 5 июля 1954 года в небольшой «Sun Studio» (и последующей записи) Элвиса Пресли! Этому знаковому событию, сопутствующим ему ранним годам становления рок-н-ролла и некоторым его колоритным героям, наше издание посвящает ряд статей.

Продолжение следует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.05.2024 18:47
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх