Версия // Культура // 50 лет исполнилось знаменитому диску Элтона Джона «Goodbye Yellow Brick Road»!

50 лет исполнилось знаменитому диску Элтона Джона «Goodbye Yellow Brick Road»!

4858

Прощание с дорогой из жёлтого кирпича. Часть1

50 лет исполнилось знаменитому диску Элтона Джона «Goodbye Yellow Brick Road»!
(фото: Wikimedia Commons/Heinrich Klaffs)
В разделе

Уже в начале 1970-х годов и на всём их дальнейшем протяжении Элтон Джон был одним из самых популярных мировых исполнителей в истории поп (и частично рок) музыки. Его синглы разлетались, как горячие пирожки, в соответствии, с чем их объёмы продаж признавались рекордными в те далёкие времена.

Сегодня артист, конечно, не так популярен (и даже подзабыт молодым всезнающим поколением, что, наверное, неправильно и далее мы выясним, почему) но его имя по-прежнему узнаваемо, концерты собирают аншлаги, а статус суперзвезды вряд ли кто-то возьмётся оспаривать. Разберёмся, как и почему, так произошло.

«Знание и понимание – разные вещи»Георгий Гурджиев.

Как мы упоминали ранее, в нашем исследовании творчества другого гения, по имени Майк Олдфилд: «арт и прогрессив-рок (как весьма продвинутые музыкальные формы) изрядно истощили своё величественное содержание к 1973 году. Известно, что не последнее слово в их репертуаре играли красивые жесты, запредельный артистизм, переполненные смыслами вычурные шоу, сквозь которые просвечивала навороченная философия уже набравшего к тому времени постмодернизма и их масштабные воплощения, от которых голова иногда шла кругом».

Экспериментирования с инструментами (в том числе самыми экзотическими) и всяческими звуками, были свойственны хард, арт и прог-рокерам, а также многочисленным командам кислотного и психоделического рока (и фолка), окучивавших свои «полянки» в широчайшей музыкальной полосе середины шестидесятых – начала семидесятых годов, где мы также писали о феноменальном дебютнике наших героев.

С воображением у них всё было в порядке. Свежие, неожиданные, странные, но очень интересные во всех отношениях находки обретали пристанище в их композициях и сюитах.

По теме

Так как в настоящей статье мы исследуем творчество Элтона Джона, то напомним читателям, что наш герой увлекался музыкой с самого раннего детства. Биография артиста сообщает, что Элтон «(настоящее имя которого Реджиналд Кеннет Дуайт) родился 25 марта 1947 года в английском захолустном городишке Пиннере в семье военного». Дуайт (мы будем в дальнейшем называть его Элтон Джон, чтобы не запутаться) начал играть на «фортепиано, когда ему было четыре года» отроду. Поговаривали, что паренёк мог «сыграть любую мелодию». Когда ему стукнуло 11 годков, Элтон «выиграл стипендию в Королевской Консерватории, где обучался затем на протяжении шести лет»!

Свою первую команду Элтон организовал «вместе с друзьями в 1960 году». Она «именоваласьThe Corvettes, исполняла композиции Рэя Чарльза и Джима Ривза» на сцене одного из местных отелей и ничем особенным не выделялась. В 1961 году банда «переименовалась в Bluesology». Чтобы как-то свести концы с концами, днём Джон «выполнял поручения для музыкальных издательств». Но по ночам он оттягивался по полной, выступая с сольными номерами в одном из лондонских баров и шлифовал свои музыкальные навыки с Bluesology. Ребята держали руку на музыкальном «пульсе» и им реально свезло. Битлы, роллинги, The Who, Эрик Клэптон и ряд других артистов «британского музыкального нашествия» проторили дорожку английским рокерам за океан. Немудрено, что «к середине 1960-х годов Bluesology уже вовсю гастролировали в США. С такими ритм-энд-блюзовыми звездами как: The Isley Brothers, Major Lance, Дорис Трой, Патти ЛаБелл и The Bluebelles». В 1966 году команда Элтона приступила к сотрудничеству с «Длинным Джоном Болдри (англ. Long John Baldry — часть прозвища последнего позже вошла в псевдоним Элтона Джона)» и провела свой первый полноценный британский тур.

Элтон Джон всегда был очень общительным человеком. Он пытался навести мосты и также сотрудничать с другими группами. Известно о его не очень удачных прослушиваниях в таких мощных арт-роковых коллективах, как King Crimson и Gentle Giant. Параллельно Элтон мониторил музыкальную прессу, не упуская любой возможности для подработки и самореализации. Такая тактика дала свои плоды. Однажды наш герой ответил на объявление в одном из музыкальных еженедельников, размещённое там одним из руководителей отдела артистов и репертуара звукозаписывающего лейбла. Этот человек «дал Элтону сборник текстов, написанных Берни Топином — автором-песенником, отозвавшимся на то же самое объявление», где предлагалось участие в конкурсе. Творения Дуайта и Топина никого не заинтересовали. Казалось бы — финиш, приплыли. Но упорный Элтон всё равно «написал музыку на стихи Топина, которую затем отправил последнему по почте». Так, случайно (как и многое в этом подлунном мире) зародилось партнёрство поэта и музыканта, продолжающееся и сегодня!

«В 1967 году была записана их первая совместная композиция под названием «Scarecrow» («Пугало»)». Именно тогда «Реджинальд Дуайт взял псевдоним Элтон Джон — в честь Элтона Дина и Лонг Джона Болдри. Некоторое время спустя, в 1972 году, он добавил себе среднее имя, «Hercules» («Геркулес»): так звали коня в комедийном телесериале «Steptoe and Son». В 1968 году Джон и Топин присоединились к звукозаписывающей компании DJM Records Дика Джеймса в качестве поэта-песенника и композитора». Следующие два года они пахали как волы, сочиняя песни и куплеты для различных исполнителей. Работа шла «потоковым» методом: Топин шустро (за час-другой) набрасывал текст композиции и отправлял его Джону. Тот не менее оперативно сочинял к нему музыку. Если ничего не приходило в голову, то ждал следующую заготовку от партнёра. «Параллельно Элтон подрабатывал в «бюджетных» лейблах, записывая кавер-версии актуальных хитов, сборники которых продавались в супермаркетах».

По теме

По совету одного из музыкальных издателей Джон и Топин начали писать более сложные песни для лейбла DJM. Первым был сингл «I’ve Been Loving You» (1968), записанный продюсером Калебом Куэем (англ. Caleb Quaye), в прошлом — гитаристом Bluesology и хорошим знакомым Элтона. В 1969 году, с Куэем, барабанщиком Роджером Поупом и басистом Тони Мюрреем Элтон Джон выпустил сингл «Lady Samantha» и свой дебютный альбом «Empty Sky» («Пустые Небеса»), выдержанный в ритм-энд-блюзовой и местами психоделичной стилистике. Судя по амбициозным аранжировкам и интересным текстам, альбом был задуман как серьёзное творческое заявление. Особого коммерческого успеха эти проекты не снискали, но мы бы не стали, сбрасывать их со счетов, так как, по нашей версии, Элтон Джон лишь начинал пробовать свои силы в большом шоу-бизнесе и, видимо, почуял, что у него может кое-что получиться!

Как показало дальнейшее развитие событий, «чуйка» не подвела Элтона. Неизвестно, читал ли Элтон Джон произведения Г. Гурджиева, но он (в полном соответствии с уроками знаменитого мистика) всё делал правильно. Следующий диск «Elton John» (1970) интересен тем, что именно здесь авторы нашли и обкатали свою формулу успеха, получившую впоследствии развитие. Песни исполняются в яркой роковой стилистике, при этом в них включаются элементы музыки госпел и проникновенные баллады. Например, сингл «Your Song», стал хитом по обе стороны Атлантики. Примерно в это же время Элтон даёт свой первый американский концерт. Он состоялся в лос-анджелесском клубе The Troubadour и не остался незамеченным среди критики, коллег по сцене и меломанов. Элтон хорошо и тщательно подготовился к нему. На сцене его представил известный исполнитель — Нил Даймонд. «В аккомпанирующем составе сыграли: барабанщик Найджел Олссон (экс-Spencer Davis Group, Uriah Heep) и бас-гитарист Ди Мюррей». Манера исполнения Элтона Джона (во многом напоминавшая нестандартный стиль великолепного рок-н-ролльщика Джерри Ли Льюиса) произвела впечатление не только на зрителей, репортёров, но и на коллег, в частности, на «Леона Рассела и Куинси Джонса» (впоследствии успешно работавшего с Майклом Джексоном).

Так что начало было положено. И Элтон медленно, но верно начал своё восхождение на музыкальный Олимп. 1970 год оказался весьма плодотворным для Джона. У него выходит концептуальный альбом «Tumbleweed Connection», вошедший в первую десятку Биллборда и британские чарты синглов. В концертный альбом «11-17-70» была включена запись выступления, транслировавшегося из студий одной из радиостанций. В пластинку вошли, в основном, расширенные версии «ранних композиций Джона и Топина, продемонстрировавшие влияния госпел, буги-вуги и блюза, характерные для раннего творчества Элтона Джона. Выдающимися треками здесь были признаны «Burn Down the Mission» (куда вошли часть «My Baby Left Me» Артура Крудапа и полная версия «Get Back» The Beatles), а также кавер «Honky Tonk Women». В 1971 году вышел четвёртый студийник Элтона «Madman Across the Water», торжественное, мрачное, атмосферное произведение, отмеченное грандиозными оркестровками Пола Бакмастера и заметным влиянием арт и прог-рока».

В 1972 году с приходом поющего гитариста «Дэйви Джонстона (Davey Johnstone) сложился окончательный состав Elton John Band. Все участники коллектива были прекрасными инструменталистами, обладали сильными голосами и сами расписывали вокальные аранжировки, нередко в отсутствие Элтона». Музыканты выпустили альбом «Honky Chateau». Диск занял «1 место в списках Биллборда и продержался на вершине 5 недель». «Rocket Man (I Think It’s Going To Be A Long, Long Time)» и «Honky Cat» были выпущены синглами. Оба хорошо «зашли «публике». «Rocket Man» вообще «положил начало серии из шестнадцати Top 20-синглов (из которых 19 вошли в первую британскую десятку)»!

Продолжение следует.

«Наша Версия» отмечает, что 2023 году Элтону Джону исполнилось 76 лет (он родился 25 марта 1947 года)! Не юбилей, но дата во всех отношениях достойная. Поздравляем! Желаем музыканту здоровья и новых творческих достижений!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.06.2023 11:29
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх