Версия // Культура // Непревзойдённому дебютнику King Crimson «In The Court Of The Crimson King» – 55!

Непревзойдённому дебютнику King Crimson «In The Court Of The Crimson King» – 55!

2652

Разлагающееся королевство. Часть 1

Непревзойдённому дебютнику King Crimson «In The Court Of The Crimson King» – 55! (фото: youtube.com/ King Crimson)
В разделе

King Crimson не случайно именуют «подлинными Новаторами» и настоящими «Королями золотого века» становления классического рока в его арт и прог-роковой ипостасях с присущей им характерной концептуальностью. Образовавшись в кипящем творческом «бульоне» лондонского андеграунда в 1968 году, King Crimson одинаково хорошо проявили себя в фолке, блюзе, джазе, фанке и даже классике.

Пёстрый эклектизм форм, совмещённый со смелостью музыкальных эскапад и большим мастерством игры на инструментах, создали им славу причудливых, но очень дотошных мастеров жанра.

Начнём с того, что само название формации «King Crimson», как говорится, обязывает. Ибо, если со словом «King» (англ. «Король») всё более-менее понятно, то эпитет «Crimson» имеет в переводе в английского языка немалое количество тонких нюансов. Он может быть переведён, как: «Багровый», «Малиновый», «Алый» и даже «Червонный» (с намёком на красноватый оттенок золота). Столь же бурной и запутанной станет и последующая история группы (а также её трибьютов и побочных проектов), где музыканты будут нередко перемещаться между ведущими командами арт и прог-рокового направления 1970-х, 1980-х и других годов, периодически собираясь и коллаборируя между собой.

Такой подход был весьма характерен ещё для темпераментной эпохи середины 1960-х годов, резко изменившей подход к рок и поп-музыке. Тогда на смену беззаботным и незатейливым лирическим песенкам пришли вещи более глубокого, философского содержания. Как-то вдруг, многие группы и исполнители, ещё вчера не помышлявшие об иной «начинке» песен, кроме любовно-сексуальной (никого, ни к чему, не обязывающей) теперь считали обращение к ней не очень серьёзным. Вместо одинаково одетых и аккуратных донельзя юнцов и девчушек (с будто «приклеенными» к лицам улыбками) на сцене теперь верховодили и задавали тон патлатые, усатые и бородатые мужички и яркие, раскрепощенные, нередко эротичные девы, облачённые в просторные цветастые одёжи и расклешённые (как у матросов) брюки.

Гаммы выражений на их красивых лицах весьма расширились. В них нашлось место, как неземной одухотворённости, так и отстранённой угрюмости. А также некоего тайного знания, покровительственности, сосредоточенности, улыбкам, большому добродушию и много чему ещё. Самое главное – изменилась сама суть музыкальных произведений, их структура, манеры исполнения и направленность! Музыкантам стало неинтересно блуждать среди «трёх сосен» обычных поп-песен, тиражируемых по негласной формуле «куплет/разработка/куплет или гитарный проигрыш, положенный на куплет/разработка/куплет». Артисты занялись активными поисками новых смысловых путей и их художественного выражения. Не у всех, но у некоторых это действительно получилось!

К концу 1960-х годов стало понятно, что музыкальный мир ожидают кардинальные изменения. Они и произошли! Как мы обсуждали ранее, Deep Purple разработали стилистику будущего хард-н-хэви, гениально совместив скоростные гитарные пассажи харда с использованием элементов клавишного барокко, которое активно используется в арт и прогрессив-роке. Тёмно-лиловые поначалу вообще тяготели к арт-року, что было вполне объяснимо, так как на первых порах их «творческим мотором» был клавишник, получивший классическое музыкальное образование – Джон Лорд. Две пластинки Deep Purple, вышедшие в 1969 году: «Deep Purple» и «The Book Of Taliesyn» ярко демонстрировали стремление музыкантов к сложным структурным формам и симфонической полифонии. Это уже с альбома 1970-го года «Concerto For Group & Orchestra», перплы переключатся на более жёсткое и прямолинейное звучание, но их тяга и намёки на симфоничность и звуковую насыщенность всегда будут присутствовать в их музыке в дальнейшем.

Им по полной программе наследовали неунывающие коллеги из Uriah Heep и Grand Funk Railroad. А великолепные Led Zeppelin пошли несколько иным путём, найдя вдохновение не в классике, а в фолке и блюзе. Но, пожалуй, именно цеппелины, заметно утяжелив свой гитарный и перкуссионный саунд, показанный ими на двух альбомах (Led Zeppelin «I» и Led Zeppelin «II»), вышедших в 1969 году, стали первопроходцами в по-настоящему увесистом звуке!

Black Sabbath, по сути, стали основателями современного металла, как такового. Заложив (в том числе) основы замедленно-сумрачного стиля дум. В конце 1960-х нащупывали свой неповторимый путь Jethro Tull c их мощными, многослойными, композиционно завёрнутыми композициями, более тяготевшими к блюзу, чем к арт и прог-року. Тогда же проявили себя Slade, Yes, Sweet, T.Rex, Van Der Graaf Generator, Дэвид Боуи, Status Quo…Даже Элтон Джон успел записать в 1969 году свой первый альбом «Empty Sky»! И так далее.

После многочасовых хипповских концертов-импровизаций, студийных заморочек с саундом и нехитрых звуковых экспериментов, заключавшихся, к примеру, в использовании гитарного фидбэка, прокрутки записанной магнитофонной плёнки в обратном направлении или записи звуков, издаваемых животными, либо природой, произошли первые удачные коллаборации рока и классики. Среди некоторых музыкантов стало модным приглашать для записи своих пластинок симфонические оркестры. До артистов, наконец, дошло, что музыкальная композиция может быть какой угодно! Важным было то, чтобы она была слушабельной, хорошей песней, звучала свежо и «заходила» слушателям!

Из таких смышлёных музыкантов и их творений, в итоге, «соткались» целые жанры арт и прог-рока (об их различиях мы писали). Не все, но очень многие главные его представители, как и герои нашей статьи King Crimson, в основном, начинали свои творческие пути, как раз в конце 1960-х годов. Предположим, что вряд ли кто (кроме завзятых меломанов, музыкальных экспертов и критиков) обратил большое внимание на разогревающее выступление, не так давно образованной команды под причудливым названием King Crimson, на одном из концертов гремевших тогда The Rolling Stones, проходившем в июле 1969 года в нью-йоркском Гайд-Парке.

Публика, в основном, пришла на концерт роллингов, чтобы почтить память недавно и очень внезапно скончавшегося Брайана Джонса, а не оценивать новые команды и их опусы, которые выступали перед знаменитостями. Вдобавок ко всему, стили, в которых играли музыканты из The Rolling Stones и King Crimson, кардинально различались. Имена основных тогдашних игроков King Crimson, в лице Роберта Фриппа (гитара), Иэна Макдональда (флейта, меллотрон, фортепиано) и Грега Лейка (вокал), мало кому, что говорили. Но, по нашей версии, такое положение вещей – не суть важно! Так как King Crimson впервые показали на большом мероприятии свои композиции из уже почти готового на тот момент альбома «In The Court Of The Crimson King» (1969). Мимо 55-летнего юбилея которого, мы просто не можем пройти! Исследуемый шедевр станет, без сомнения, одной из важнейших вех в музыке конца 1960-х, сделав большую заявку на дальнейшие годы, повлияв на многие известные формации и их творения. Такова предистория. О самой пластинке и её причудливом наполнении (включая запоминающееся оформление) мы поговорим далее.

Продолжение следует.

«Наша Версия» поздравляет с наступающим 78-летием Роберта Фриппа. Он родился 16 мая 1946 года! Желает музыканту здоровья и новых великолепных композиций.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.05.2024 12:16
Комментарии 0
Наверх