Версия // Культура // «Герой наших снов», «Солтберн» и «Присцилла: Элвис и я» – обзор новинок кино конца прошлого года

«Герой наших снов», «Солтберн» и «Присцилла: Элвис и я» – обзор новинок кино конца прошлого года

5571

Отмена «отмены»

«Герой наших снов», «Солтберн» и «Присцилла: Элвис и я» – обзор новинок кино конца прошлого года
В разделе

Сегодня мы разберём несколько любопытных новинок кино, вышедших в прокат в конце прошлого года: фантастическую трагикомедию с Николасом Кейджем «Герой наших снов», драму «Солтберн» и биографическую драму «Присцилла: Элвис и я».

Герой наших снов

(18+)

Реж. – Кристоффер Боргли

В ролях – Николас Кейдж, Джулианна Николсон, Лили Берд, Джессика Клемент, Тим Медоуз, Стар Слэйд, Дэвид Клейн, Калеб Хорн, Лиз Аджеи

Производство – США

Фантастическая трагикомедия от малоизвестного режиссера Кристофера Боргли («Тошнит от себя»). Производством фильма занималась студия А24.

Пол Мэтьюс (Николас Кейдж) пожилой профессор, который преподаёт нудные лекции в провинциальном университете. Со времён аспирантуры он мечтает написать книгу о коллективном разуме муравьёв, но всё руки не доходят. Но ни с того ни с сего люди во всём мире начинают видеть его во снах, что неминуемо делает Пола безумно популярным. Сначала неожиданная известность кружит ему голову, обещая неплохой заработок и реализацию издания его всё еще не написанной книги. Но у популярности есть обратная сторона, которая вскоре делает жизнь Мэтьюса невыносимой.

Последние годы киноманы и кинокритики с удовольствием наблюдают за ренессансом актёрской карьеры Николаса Кейджа. В его фильмографии становится всё больше сложных, колоритных драматических ролей, хотя актёр всё еще продолжает сниматься в картинах категории «Б». Как говорится, деньги не пахнут.

Когда мы впервые услышали об участии Кейджа в «Герое наших снов» – авторской трагикомедии с любопытным синопсисом, да еще и от студии А24, мы были не на шутку заинтригованы. И, надо сказать, лента нас не разочаровала. Правда, назвать её выдающимся фильмом мы не можем. Но обо всём по порядку.

Итак, зайдём с козырей. Кейдж здесь просто шикарен. Актёра в некоторых моментах действительно сложно узнать, настолько он вжился в роль. Но и без его главной фишки – моментов эмоционального переигрывания – здесь не обошлось. Правда, режиссер мастерски использует этот навык Кейджа, вплетая его гармонично в древо истории. Пол Мэтьюс вышел натурально живым персонажем, ведь он язвительный и тщеславный профессор, который в то же время остается примерным отцом и любящим мужем. Он вызывает смех, который по мере развития сюжета превращается в сопереживание. Здесь неизбежно на ум приходит еще одна свежая роль колоритного преподавателя в исполнении Пола Джаматти из замечательной трагикомедии «Оставленные». Эти роли очень похожи, но Джаматти был чуточку сильнее. Кейджу же не хватило не столько актерского мастерства, сколько более сложного сценария. И отсюда переходим к главной проблеме фильма.

Сюжет фильма кажется весьма любопытным и таковым является. Идея достаточно необычно подана: рандомный человек становится популярным на весь мир. Но когда сны с ним становятся кошмарами, люди начинают травить Пола вплоть до полной отмены. Да, кино исследует именно явление отмены того или иного человека. В данном случае герой фильма – человек абсолютно невиновный в том, что вызывает негативные ассоциации у многих окружающих, которые видели его в неприятном ночном кошмаре. Но людей это мало волнует. Единственное, что их заботит – личный эмоциональный комфорт, ради которого можно сломать жизнь незнакомому человеку. Волна подобных «отмен» прокатилась по Голливуду и вышла за его пределы (вспомните хотя бы Кевина Спейси). Кристофер Боргли не побоялся и снял острую сатиру на культуру отмены – вредное современное социальное явление. Но одной задумки оказалось мало. После двух уверенных, интригующих и драматичных актов фильм после непродолжительной кульминации спускает всё на тормозах, так и не вызвав по-настоящему сильного эмоционального отклика у зрителя. Складывается впечатление, что создатели просто не знали, как эффектно закончить фильм, поэтому смазали его финал.

Поэтому «Герой наших снов» немного увереннее смотрится как комедия с привкусом чёрного юмора и остросоциальная сатира, чем полноценная драма. Даже несмотря на все актёрские потуги Николаса Кейджа, который изобразил запоминающегося неоднозначного персонажа. Концовка и вовсе немного смещает акценты в сторону любовной драмы, хотя большую часть фильма эта линия оставалась скрытой на втором плане. Вышло, конечно, оригинально, но немного рыхло.

Эпикриз: это кино достойно всяких похвал за критику культуры отмены и смелость его режиссера Кристофера Боргли. Тем не менее скомканный финал не позволит нам поставить ему высокую оценку, но и не разубедит рекомендовать эту картину всем любителям независимого кино и, конечно же, поклонникам Николаса Кейджа.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Герой наших снов» (2023), реж. – Кристоффер Боргли.

Солтберн

(18+)

Реж. – Эмиральд Феннел

В ролях – Барри Кеоган, Джейкоб Элорди, Арчи Мадекве, Розамунд Пайк, Элисон Оливер, Ричард Э. Грант, Кэри Маллиган, Сэди Совералл

Производство – США, Великобритания

Драма, режиссером которой стала Эмиральд Феннел, получившая Оскар за сценарий к фильму «Девушка, подающая надежды». Релиз картины состоялся на Amazon Prime Video.

Действие фильма происходит в 2006 году. Типичный ботан Оливер (Барри Кеоган), получив стипендию, приезжает на учёбу в Оксфорд. Будучи невзрачным небогатым простаком, он случайным образом заводит дружбу с Феликсом (Джейкоб Элорди) – популярным красавцем, наследником влиятельной аристократической семьи. После того как Оливер рассказывает своему новому другу о трудном детстве, тот приглашает его на каникулы в родовое имение Солтберн, служившее в былые годы поместьем нескольких английских королей.

Эмиральд Феннел в 2020 году сняла «Девушку, подающую надежды». Это кино вызвало у нас приступ негодования из-за своего мизагинного посыла и глупого сценария (за который, тем не менее, академики присудили Феннел Оскар). По нашему мнению, «Девушка, подающая надежды» – один из худших фильмов 2020 года. Но оставим это в прошлом. Когда мы сели смотреть «Солтберн» то специально заранее старались не узнавать о картине ничего – от подробностей сюжета до имени режиссера и жанровой принадлежности. И, скажем честно, это пошло ленте на пользу. Поэтому, если вы хотите посмотреть это кино, лучше не читайте нашу рецензию. Вернитесь к ней после просмотра.

«Солтберн» произвел на нас двоякое впечатление, которое местами конвергентно ощущениям от просмотра «Героя наших снов». И там, и тут сильной стороной картин являются центральные персонажи и актёры, их исполнившие, а ахилесовой пятой – сценарий и сюжет. Но если в предыдущем фильме мы отметили слабость третьего акта, то здесь вся история будто бы не дожарена. То есть фильм с самого начала мечется между драмой и криминальным триллером, выводя на поверхность то один, то другой жанр. Сюда же режиссер впихнула ЛГБТ*-тематику и сатиру на британскую аристократию. И если первое смотрится довольно органично в общем контексте истории, то высмеивать аристократию можно куда более тонко, в стиле самой аристократии. Здесь это подано толсто и в лоб.

Лента местами провисает не только из-за метания между жанрами, но и из-за растянутого хронометража. Такая длительность была бы оправдана, будь сюжет более хитроумным и закрученным. Но вся его интрига читается уже в середине, а финал кажется слишком притянутым за уши в угоду сюжетной задумке. То есть как криминальный триллер кино работает не очень хорошо, благо создатели не позиционировали его в этом жанре. Тем не менее сюжетные ходы заставляют нас отождествить эту ленту именно с криминальным триллером. Как драма это кино тоже не сильно работает. В нём нет ни одного вызывающего живое сопереживание персонажа. Об Оливере чуть ниже. Феликс слишком идеален, что навевает ощущение искусственности этого персонажа, а остальные герои либо поехавшие, либо отталкивающие, либо вовсе безликие. То есть даже при слабом и местами банальном сюжете это кино более убедительно как триллер, чем как драма.

Но всё же, видимо, Эмиральд Феннел проделала работу над ошибками, сделав центрального персонажа антигероем. Здесь мы заходим на территорию спойлеров, но иначе никак. Всё обаяние ленты кроется в фигуре его главного героя – ботаника Оливера, который только на первый взгляд такой простой и наивный. Пребывание в Солтберне раскрывает самые темные стороны этой личности, местами вызывая приступы омерзения у зрителя. Барри Кеогану не впервой играть отвратительных персонажей. Вспомните его роль у Йоргоса Лантимоса в «Убийстве священного оленя», особенно сцену с поеданием спагетти. Так вот здесь подобного в разы больше. Но надо отдать Кеогану должное, играет он отлично, а его не самая голливудская внешность лишь усиливает этот эффект. Мы давно пророчили ему большое будущее. И «Солтберн» – это первая крупная главная роль Кеогана в кино.

Снята лента в формате 3:4, последнее время активно набирающем популярность. Зритель устал от широкоформатного кино, и подобное возвращение к телеформатам конца прошлого века не может не вызывать ностальгии у взрослых зрителей. Картинка донельзя красочная, зернистость изображения подчеркивает это еще сильнее. Смотрится лента стильно и сочно.

Эпикриз: сложно рекомендовать «Солтберн» кому-то конкретно или не рекомендовать никому. Это рыхлое кино с неубедительной сюжетной основой и сомнительным посылом. И всё же, по сравнению с предыдущей работой Эмиральд Феннел, «Солтберн» явный шаг вперед, несмотря на все его недостатки. С другой стороны, кроме оригинальной картинки и Барри Кеогана, который здесь придётся по душе далеко не всем, смотреть в этом кино особо не на что.

Присцилла: Элвис и я

(18+)

Реж. – София Коппола

В ролях – Кейли Спейни, Джейкоб Элорди, Эри Коэн, Дагмара Доминчик, Тим Пост, Линн Гриффин, Дэн Бирн, Родриго Фернандес-Столл

Производство – Италия, США

Биографическая драма от режиссера фильмов «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта», «Элитное общество», «Последняя капля» Софии Копполы. Лента снята по книге Присциллы Пресли «Элвис и я».

Во время прохождения военной службы в Западной Германии уже ставший кумиром миллионов Элвис Пресли (Джейкоб Элорди) знакомится с Присциллой Болье (Кейли Спейни). Ему 24 года, ей 14. Между ними завязываются романтические отношения, которые впоследствии перерастут в полноценный брак. Но каково это – быть супругой короля рок-н-ролла?

В позапрошлом году на большие экраны вышел «Элвис» – байопик, который рассказывал историю взлёта Короля на музыкальный Олимп. Это было довольно стерильное кино, которое старалось обходить спорные темы и не претендовало на что-то большее. В нём история Элвиса была показана через призму его взаимоотношений с Полковником Томом Паркером, который был его менеджером целых двадцать лет. Именно на этом лента делала главный акцент, ибо фигура Полковника (самопровозглашенного просим заметить), была окутана ореолом неоднозначности. Фильм вышел посредственным глянцевым байопиком. Исполнитель главной роли Остин Батлер получил номинацию на Оскар. Том Хэнкс же за воплощение образа Полковника схлопотал аж две Золотых малины: как «Худшая мужская роль второго плана» и Худшая экранная пара «Том Хэнкс и его латексное лицо (и этот нелепый акцент)». В общем, такое вот было кино.

София Коппола никогда не пыталась вписаться в рамки мейнстримного кинематографа. Её режиссерский почерк всегда был и остаётся едва заметным, неуловимым, но таким характерным, что её работы сложно спутать с другими. Правда, до сих пор лучшим фильмом Софии, по нашему мнению, остаётся меланхолическая мелодрама «Трудности перевода». На этот раз её руки дотянулись до истории женщины, которая с ранних лет жила в тени «солнца».

«Присцилла» рассказывает именно историю Присциллы, на которую положил глаз Элвис. Сам по себе подход любопытный, ведь Присцилле никто ранее не уделял в байопиках об Элвисе подобного внимания. Поэтому это кино стоит рассматривать только со стороны фильма о женщине. И мы даже думали до просмотра, что самого Элвиса на экране будет меньше. Но нет, сюжет показывает нераздельную связь судеб своих главных героев практически до конца их разрыва. Да, лента не рассказывает о жизни Присциллы ни до, ни после ее знакомства, отношений и брака с Элвисом. Только этот период жизни.

В этом фильме нас не смутило ни запрет на песни Элвиса (продюсерская компания не разрешила использовать их собственность), ни пренебрежение ролям других людей из его жизни, будь то родители Элвиса или вездесущий Полковник (который, так и не появится в кадре), ни даже однобокий ракурс повествования. У нас к фильму всего пара претензий: первая – мы не увидели экранной химии между главными героями. Вторая – Присцилла здесь слишком положительный персонаж.

Казалось бы, кто-кто, а София Коппола должна с лёгкостью расправляться с такими задачами, как изображение любви главных героев на экране. Но нам увиденное не показалось убедительным. Мы не рассмотрели любви Элвиса к еще совсем юной Присцилле и не увидели ответных чувств. Главной героине будто до самого конца фильма некомфортно рядом с ним, её разрывают амбивалентные чувства с самого начала и до конца. То есть нам не показали деградацию их отношений от очарования первой встречи до расставания спустя 20 лет. Их отношения с самого начала были с червоточинкой, суть которой – слава Короля рок-н-ролла и страсть миллионов его фанаток. Но даже это остается где-то за кадром.

Присцилла же здесь показана слишком положительным персонажем. Понятное дело, автор книги, да еще и исполнительный продюсер фильма, вряд ли захочет очернять себя в собственном же байопике. Но взгляните хотя бы на Элтона Джона, который не побоялся нелицеприятно высказаться о себе в крепком байопике «Рокетмен». Здесь ничего такого нет. Пятнадцатилетняя Присцилла ведёт себя настолько сдержанно и рассудительно, будто ей все тридцать пять, и она не дочка военного офицера, а наследница британского престола. Конечно, как оно там было на самом деле, известно только самой Присцилле, но что-то нам кажется, что кто-то здесь лукавит. Уж очень идеальным вышел её образ.

Только не поймите неправильно. Эти претензии строго к сценарию и немного к режиссуре. Про актёров ничего плохого сказать не можем. Напротив, Кейли Спейни вполне сошла за пятнадцатилетнюю, а Джейкоб Элорди (отметившийся также и в предыдущей ленте) неплохо вписался в роль Элвиса. Вот его образ создатели фильма не стали слишком идеализировать, но и постарались не извалять в грязи, как не так давно сделал Эндрю Доминик с Мэрилин Монро в своей «Блондинке».

Эпикриз: «Присцилла: Элвис и я» получился слишком однобоким и малоприметным байопиком. Поклонникам творчества Элвиса явно не стоит рекомендовать это кино, как и любителям фильмов Софии Копполы.

Хороших выходных и приятного просмотра!

*
ЛГБТ-движение признано Верховным судом РФ экстремистским
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.01.2024 17:00
Комментарии 1
Наверх