Версия // Власть // В СССР строили самолёты и спутники с ядерными моторами

В СССР строили самолёты и спутники с ядерными моторами

17100

Предшественники «Буревестника»

В СССР строили самолёты и спутники с ядерными моторами
В разделе

Вокруг истории со взрывом на полигоне в Северодвинске продолжаются множиться странности. На минувшей неделе ни с того ни с сего вдруг временно перестали работать отечественные станции мониторинга радиационного загрязнения, действующие в рамках Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

А ведь слухи твердили как раз о том, что в Северодвинске рванул не изотопный источник питания, а полноценный ядерный реактор, вроде как установленный на распиаренной в начале года крылатой ракете «Буревестник». В итоге зарубежье пребывает в панике: русские оснащают оружие атомными двигателями, грозя заразить радиацией весь мир!

Хотя на самом деле ничего сенсационного, а тем более нового, в этом нет. Опыты по созданию ракет, бомбардировщиков и боевых спутников на ядерной тяге вовсю шли в СССР и США ещё 60 лет назад. И тогда же показали, что излишне экспериментировать с радиацией лучше не стоит.

О том, насколько широкие возможности для боевого применения открывают атомные технологии, военные и политики в СССР и США начали задумываться, когда ветер ещё не развеял пыль над уничтоженной Хиросимой. Ядерная бомба уже стала реальностью, однако её ещё требовалось доставить на территорию противника. Баллистических ракет пока что не существовало, а имеющиеся бомбардировщики обладали слишком малым радиусом действия. В США поначалу подумывали использовать аэродромы в Западной Европе, однако главам Пентагона тут же указали, что Советская армия, только недавно выигравшая самую страшную войну в истории человечества, в случае чего раздавит эти аэродромы танками в считанные часы.

В свою очередь, в СССР родился экзотический проект: военные инженеры предложили построить в океане близ США искусственные острова и объявить их советской территорией. Формально на островах будут размещаться «рыболовецкие базы», а фактически – находиться аэродромы подскока и стоять ракеты средней дальности. Однако в Генштабе это предложение резонно назвали фантазией.

В итоге в Москве и Вашингтоне возникла другая идея – использовать в качестве авиационного двигателя атомный реактор. Такому мотору не нужна дозаправка, а значит, бомбардировщик на атомной тяге сможет находиться в воздухе бесконечно долго и достигнуть территории противника.

В полёт после сорока

Американцы начали реализовывать этот проект первыми. Уже весной 1946 года стартовала программа Nuclear Energy for the Propulsion of Aircraft по исследованию возможностей создания самолёта на атомной тяге. Однако практически сразу возникли проблемы. Во-первых, выяснилось, что для защиты экипажа от радиации потребуется мощная свинцовая капсула, поднять которую сможет только очень большой самолёт. Во-вторых, реактор требовалось постоянно охлаждать. Для этого можно было использовать воздух, который проходил бы через активную зону. Такое решение являлось простым и дешёвым. Но в этом случае сам воздух становился бы радиоактивным. В итоге строительство атомолёта растянулось на девять с половиной лет, пока в сентябре 1955 года переоборудованный бомбардировщик В-36 с ядерным реактором на борту не поднялся в небо.

По теме

Тем временем в СССР работы по созданию атомного бомбера находились в самом разгаре. В середине 1955 года Совет министров своим секретным постановлением предписал начать работы по разработке самолётов с ядерными силовыми установками. По сложившейся традиции для пущей эффективности исполнять заказ поручили сразу трём авиационным «фирмам» – Туполева, Лавочкина и Мясищева. Последний довольно скоро предложил проект сверхзвукового бомбардировщика М-60, однако сразу же выяснилось, что гладко он выглядит только на бумаге.

В частности, из-за особенностей конструкции ядерных двигателей так называемого грязного типа выходило, что после остановки подойти к ним нельзя будет ещё три месяца, так что обслуживать их придётся роботам. В случае же вынужденной посадки окружающую местность пришлось бы освобождать от людей и окружать забором. Само собой, проект признали нецелесообразным.

Куда больше продвинулся Андрей Туполев, предложивший не изобретать велосипед, а оснастить ядерным реактором свой уже существующий бомбардировщик Ту-95. Так, в мае 1961 года Ту-95М с работающим реактором совершил первый экспериментальный полёт. Правда, опять тут же оказалось, что радиация на борту слишком высока – уровень облучения у пилотов вдвое превысил показатели, которые работники АЭС получают за год. Фонил после полёта и сам самолёт. В итоге родилось предложение усилить защиту и включать в экипаж атомолётов лётчиков в возрасте за 40, уже имеющих детей. Что касается опасности аварий, то здесь Туполев выдвинул идею оснастить реактор парашютами и при необходимости «отстреливать» его. Однако «наверху» заметили, что всё это как-то чересчур сложно, к тому же ракетчики предложили свои проекты межконтинентальных ракет. В результате на разработках, стоивших миллионы рублей, поставили крест. То же самое произошло и в США.

Советский ядерный реактор упал на Канаду

Как бы то ни было, эксперименты с использованием атомных двигателей не прекратились, они лишь переместились из атмосферы в космос. С наступлением космической эры основным источником питания для спутников стали так называемые РИТЭГи – радиоизотопные термоэлектрические генераторы. Затем в США была запущена программа SNAP, в рамках которой на военные спутники стали ставить ядерные реакторы. В апреле 1964 года один из них, «Транзит-5В», разрушился при запуске. Так в атмосферу попал плутоний-238 – почти килограмм, что стало причиной повышения уровня естественного радиационного фона на планете.

Аналогичные программы шли и в СССР. В начале 70-х началось создание космической системы «Легенда», предназначенной для наблюдения за кораблями НАТО. Инженеры НПО «Красная звезда» сотворили невозможное, разработав миниатюрный ядерный реактор «Бук», которым и начали оснащать спутники. Увы, космическая гонка не могла не сопровождаться неудачами. Уже в ходе первого полёта на «Буке» расплавилась активная зона, а позже произошло ещё два ЧП. О том, к чему может привести авария на реакторе с высокообогащённым ураном, все понимали, однако считалось, что проблемой это не станет. Аварийные спутники затапливали в Тихом океане, а отслужившие свой срок, с «фонящей» реакторной частью, предполагалось уводить на высокую орбиту. Но, как известно, человек предполагает, а бог располагает. В январе 1978 года разведывательный спутник «Космос-954» перестал отвечать на сигналы с Земли, начав неконтролируемое снижение.

Наблюдавшие за этим американцы не преминули уколоть СССР, сообщив прессе о скором падении спутника с работающим ядерным ураном на борту. Началась паника. В конце концов агентство ТАСС смущённо признало факт аварии и наличие «небольшой ядерной установки». 24 января спутник вошёл в плотные слои атмосферы и разрушился. К счастью, произошло это не над Европой или США, а над малонаселённым районом Канады. 37 кило радиоактивного топлива в основном рассеялись в атмосфере, однако какая-то часть достигла Земли, вызвав увеличение фона на площади около 100 тыс. квадратных километров. Из-за этого Канада вкатила СССР счёт за работы по дезактивации местности на сумму 15 млн долларов. Москва долго торговалась и в итоге выплатила то ли половину, то ли пятую часть суммы.

Нежелание платить во многом объяснялось обидой. Сразу после падения остатков спутника к месту ЧП вылетели сотрудники канадского министерства обороны, а также их коллеги из Пентагона и ЦРУ. Они тщательно собрали обломки секретного аппарата, получить которые иным способом вряд ли бы могли. Считается, что особо ценным элементом стали части бериллиевого отражателя реактора.

Тем не менее запуски в рамках программы «Легенда» продолжились, пока в 1982 году «Космос-1402» – ещё один спутник «морской» группировки с ядерным реактором на борту – не сошёл с орбиты. В отличие от «Космоса-954» он, к счастью, упал в Атлантический океан. После этого запуски атомных спутников были приостановлены, а затем вовсе прекращены.

Попытки использовать атомные моторы в военных целях предпринимаются и в наше время. В 2003 году американцы попытались приспособить их для своего беспилотника-разведчика Global Hawk. Теперь вот появился «Буревестник». Хотя учёные не перестают предупреждать: создать аппарат, летающий на атомной энергии, возможно. Проблема лишь в том, что все они тяжелее воздуха, а значит, могут упасть, последствия чего будут непредсказуемыми.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.09.2019 17:03
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх