Версия // Общество // В 1974 году состоялся самый необычный побег из СССР

В 1974 году состоялся самый необычный побег из СССР

15050

Прыжок в океан

В разделе

За всю историю СССР из страны было совершено много побегов. Но тот, о котором мы расскажем в этой статье, уникален, как по замыслу, так и по исполнению. За всю семидесятилетнюю историю Советского Союза ничего подобного не было. Как ученый-океанограф покинул свою родину, мы расскажем в этой статье.

Круиз без загранпаспорта.

В семидесятых годах ХХ века граждане СССР открыли для себя такой вид отдыха, как заграничные морские круизы. Пассажирских судов в СССР было много, но все они работали в линейном судоходстве, то есть, возили пассажиров из пункта А в пункт Б, причем оба пункта располагались на территории СССР. Единственным маршрутом, который можно было условно назвать круизным, была Крымско-Кавказская линия: Одесса – Севастополь – Ялта – Новороссийск – Сочи - Сухуми – Батуми - Одесса. Пассажирские лайнеры выходили в море ежедневно. Эта линия была условно-круизной, так как можно было купить билеты, как на весь круг, так и из порта в порт внутри маршрута. Крымско-Кавказская линия первоначально создавалась как транспортная. Она была круглогодичной, перевозила много отдыхающих, но для огромной страны этого было мало. Билеты на лайнеры были всегда в дефиците. В начале 70-х годов начались первые зарубежные круизы для советских граждан. Проходили они в Балтийском и Средиземным море. Но для такого путешествия надо было оформить загранпаспорт, получить выездную визу – фактическое разрешение на выезд из страны, пройти собеседование в райкоме партии. Очень немногие в СССР могли пройти через эти испытания. Такие круизы предназначались в основном для советской элиты, или устраивались показательно для рабочих – передовиков производства. Но спрос был большой, и требовалось сформулировать какое-то предложение. Так появились круизы в никуда без загранпаспорта и многочисленных собеседований и разрешений. Кому то из Министерства морского флота пришла в голову интересная мысль. В те годы существовала транспортная линия Владивосток – Петропавловск-Камчатский. Работали на ней большие пассажирские пароходы, полученные Советским Союзом в счёт репараций от Германии. Основной пик перевозок приходился на весенне-летний сезон. Зимой количество рейсов резко сокращалось. Чтобы пассажирские лайнеры не простаивали, их поставили на круизную линию, которую бюро путешествий и экскурсий «Спутник» называла «Из зимы в лето». В декабре – феврале из Владивостока выходил в двадцатисуточный круиз пассажирский лайнер. Он шёл на юг, пересекал экватор, и возвращался во Владивосток. Лайнер не заходил ни в один иностранный порт. Поэтому при покупке путевки на него загранпаспорт не требовался. Работающие на Камчатской линии пассажирские суда были большими и имели солидную пассажировместимость. Так паротурбоход «Советский Союз» мог брать на борт 1176 пассажиров. Комфорт на нем не соответствовал современным нормам, но в 60-70 –е годы ХХ века пассажиры на это не жаловались. Зато люди из зимы на несколько дней попадали в жаркое лето, пересекали экватор и получали массу положительных эмоций. Стоило такое путешествие немало – 580 рублей – к тому же, путешественникам из европейской части страны надо было прилететь во Владивосток, но купить путевки было относительно просто.

По теме

Курилов Станислав Васильевич

Слава Курилов родился 17 июля 1936 года в городе Орджоникидзе. Слава с детства отличался сильным характером и мечтами. В детстве он хотел быть юнгой на Балтийском флоте, сбежал из дома. Окончил мореходное училище и ленинградский гидрометеорологический институт по специальности «океанолог». Работал в ленинградском филиале Института океанологии академии Наук СССР. В 1969 году в Геленджикской бухте проходили сначала испытания, а потом научная работа с подводным домом «Черномор». Океанолог Курилов принимал в ней непосредственное участие. Он был великолепным пловцом, выносливым, сильным. Вторым, после океана, увлечением, была йога. Один раз Курилов провел 36-дневную голодовку, чтобы понять возможности своего организма. Он очень хотел выехать в командировку за границу, посмотреть мир. Его мечтой была работа с Жаком-Ивом Кусто. Но заявка на совместную работу в Средиземном море группы Кусто и океанологов из Института Океанологии «компетентными органами» была отклонена с формулировкой «Командировку не считаем целесообразной». На этом этапе его жизни система нанесла по нему удар. Слава работал в Институте Океанологии АН СССР, в те годы организации закрытой. Его сестра вышла замуж за индуса и уехала со своим мужем жить в Индию, а потом в Канаду. Курилов был советским человеком, и вначале никаких мыслей о побеге из страны у него не было. Он просто хотел посмотреть мир и познакомиться с лучшими океанологами планеты. Отказ в выезде из страны был для него катастрофой. Он стал думать, как сбежать из Советского Союза. В 1974 году Курилов находился, как сказали бы сейчас, в состоянии глубокой депрессии. В ноябре 1974 года он прочитал в «Вечернем Ленинграде» рекламу о безвизовом круизе «Из зимы в лето». Слава понял, что это шанс. Как мы уже говорили, купить такую путевку было относительно просто.

Круиз

8 декабря 1974 года паротурбоход «Советский Союз» – на то время самый большой пассажирский лайнер в СССР – вышел из Владивостока в очередной круиз «Из зимы в лето». Как потом рассказывал сам Курилов, он шёл в этот круиз для разведки обстановки. Слава хотел оценить возможность прыгнуть с лайнера в море, и доплыть до какого либо острова. Маршрут был составлен так, что лайнер не заходил ни в один иностранный порт, но проходил относительно недалеко от красивых островов. На всех пассажирских и круизных лайнерах есть навигационная карта, на которой отображается местоположение лайнера. Это делается для туристов, чтобы они ориентировались, где находятся. На «Советском Союзе» стенд с такой картой тоже был. Причем, на этой карте был показан маршрут и время, когда паротурбоход будет проходить мимо того или иного острова. Курилов увидел эту карту на третий день круиза. Тогда Слава для себя решил, что бежать он должен во время этого круиза, так как гарантировать, что подобного рода карта будет висеть и в следующий раз, было невозможно. У него не было с собой компаса – ведь он не знал, будет ли прыгать за борт во время этого круиза. Курилов должен был решить две задачи. Во-первых, нужно было понять – где прыгать? Это можно было сделать только в темное время суток. Дело в том, что на борту находились сотрудники КГБ. Несмотря на то, что лайнер не заходил ни в один иностранный порт, «компетентные органы» всё равно следили за пассажирами. Судя по карте, удобным для побега был филлипинский остров Сиаргао. Он располагался недалеко от курса, по которому шёл «Советский Союз», всего 10 морских миль (18,5 километров), и лайнер проходил мимо него в течение часа. И, самое главное, лайнер проходил мимо острова в тёмное время суток. Немаловажно было и то, что Филлипины в то время не выдавали СССР бежавших граждан.

Второй вопрос был психологического свойства. «Советский Союз» был большим пассажирским лайнером водоизмещением около 30 000 тонн. Если посмотреть на его фотографию, то видно, что верхняя палуба возвышается над водой на 12 метров – это высота пятого этажа. Нужно было подготовить себя к такому прыжку. Был ещё один очень важный момент. Прыгая с кормы лайнера, надо было это сделать так, чтобы не попасть под гребные винты паротурбохода. Прыгать с борта было нельзя, так как на «Советском Союзе» были установлены бортовые кили шириной около метра. Они предназначались для уменьшения качки судна. Но при прыжке, если попасть на них, можно было серьезно травмироваться. Прыгать можно было только строго с кормы.

По теме

Побег

«Советский Союз» шёл на юг, приближался час «Х». Вечером 13 декабря 1974 года, когда Курилов наметил свой прыжок, на лайнере были танцы. Оперативник КГБ, отвечавший за верхнюю палубу, сместился ближе к танцплощадке. Курилов остался на корме лайнера в одиночестве. В расчетное время – как было указано на путевой карте для туристов – он прыгнул в океан. Первая крупная удача состояла в том, что Курилов разминулся с вращающимися гребными винтами лайнера. Если бы он вошёл в воду на немного в другом месте, его бы затянуло под гребные винты и разрубило бы на куски. Как потом вспоминал Курилов, в воде он видел вращающиеся винты, но ему удалось отплыть в сторону. Надев в воде тайно привезенные из дома ласты, маску и трубку, Курилов попытался сориентироваться. Пока был виден уходящий «Советский Союз», было понятно куда плыть. Но лайнер уходил всё дальше и дальше. Скоро он исчез из вида. Второй удачей стало то, что Курилов не встретил акул. Третьей – что он вообще смог доплыть. Он плыл без отдыха три дня. Плыл, находясь в бессознательном состоянии. Вместо 18 километров, он проплыл 100. Виной тому были течения, о которых Курилов не знал. В конце концов, эти течения и вынесли его, обессиленного на берег острова 15 декабря. Когда его увидели местные жители, то в страхе отказались к нему приближаться. Курилов весь светился, как призрак. Дело в том, что он был облеплен светящимся планктоном, и пловец вполне реально светился. Побег завершился.

Жизнь после побега

К удивлению Курилова, он сразу попал в филлипинскую тюрьму. Хотя удивляться было нечему. Человек выплыл из океана, без документов, говорит на незнакомом языке. На Филлипинах Курилов провел шесть месяцев. Потом перебрался в Канаду и Израиль. О его фантастическом побеге с удовольствием рассказали западные радиостанции.

Именно из передач КГБ узнало о побеге. На «Советском Союзе» исчезновение пассажира заметили через несколько часов, вернулись, осматривая море. Не найдя никаких следов, решили, что Курилов выпал за борт. После получения подтверждения информации о побеге, состоялся суд, который приговорил Курилова к 10 годам заключения за измену Родине заочно. Так как побег был из разряда фантастического, под раздачу попали все – причастные и нет. То, что были наказаны сотрудники «компетентных органов» на борту лайнера понятно, но за что наказали кассира, продавшего Курилову путевку?

Курилов осуществил свою мечту. Он стал «гражданином мира», участвовал в многочисленных научных экспедициях в районе Гавайских островов, на экваторе, побывал на Северном полюсе, написал книгу «Один в океане». В конце концов, он осел в Израиле, работал в Хайфском океанографическом институте.

Станислав Курилов погиб 29 января 1996 года. За день до этого, работая на Тивериадском озере в Израиле, он спас своего напарника, запутавшегося в рыболовецких сетях. На следующий день, освобождая научную аппаратуру от сетей, запутался сам и погиб, выработав весь воздух. Похоронен Станислав Курилов в Израиле. Так закончилась жизнь человека, совершившего самый дерзкий побег из Советского Союза.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.03.2020 12:00
Комментарии 0
Наверх