Версия // Власть // США используют Грету Тунберг в борьбе с Россией за Северный морской путь

США используют Грету Тунберг в борьбе с Россией за Северный морской путь

2298

Тунбергейт

4
В разделе

Весь мир продолжает обсуждать шведскую школьницу, выступившую в ООН против глобального потепления. Конспирологи построили уже десяток теорий о том, кто может за ней стоять. Очевидно, что вместе со своими сторонниками этот наивный подросток не может не стать инструментом в руках циничных политиков. Инструментом, который позволит им выбить из рук России «ключ к мировому господству», как они сами это называют.

Что бы ни говорили о душевном здоровье Греты Тунберг, движение, символом которого она стала, превращается в крупного политического игрока. В «глобальных забастовках за климат» 20 и 27 сентября участвовали около 4 млн человек в 156 странах. Центром этого движения стала вовсе не тихая Швеция. Самая массовая «забастовка» с участием Тунберг состоялась в Нью-Йорке, где на улицы вышли 250 тыс. борцов с глобальным потеплением. Спустя три дня шведская школьница произнесла ту самую речь на климатическом саммите ООН.

Понятно, что 16-летняя девочка из Стокгольма вряд ли бы собрала четверть миллиона человек в крупнейшем городе США без посторонней помощи. Демонстрация в Нью-Йорке была организована так называемой коалицией за будущее, которая сформулировала пять требований к американским властям, по сути, написав их под портретом Греты Тунберг.

Конкретики в этих требованиях не много. В числе прочего американские «зелёные» хотят к 2030 году перевести 100% национальной экономики на возобновляемые источники энергии. Требование заведомо невыполнимое, но, судя по всему, именно этот козырь будет разыгрывать на выборах следующего года соперник Дональда Трампа. Термин «новая зелёная сделка» (The Green New Deal) – а именно её требуют экоактивисты – стал самым упоминаемым во время июньских дебатов среди кандидатов в президенты от Демократической партии США.

Казалось бы, какое нам до этого дело? Но политики на то и политики, чтобы использовать идеалистические лозунги толпы как топливо для вполне конкретных действий с вполне определёнными выгодоприобретателями. И вот тут американский экоактивизм может напрямую ударить по российской экономике. Внимание активистов сосредоточено на борьбе с глобальным потеплением – читай на ситуации в Арктике. На ней же, судя по всему, будет сосредоточен следующий американский президент, кем бы он ни был.

Маститые западные эксперты называют этот регион, точнее сложившиеся в нём противоречия, одной из вероятных причин новой мировой войны. Понятно, что заявления политологов надо делить на 10, но и без них очевидно, что мы приближаемся к разгару арктического противостояния между Россией, Китаем и странами НАТО.

«Холодный Шёлковый путь»

По теме

Демонстрации школьников и студентов по всему миру удивительным образом совпали с претензиями США на Северный морской путь (СМП). Претензии эти давно известны, но недавно они получили документальное оформление. Как пишет сербская газета «Печат», недавно Пентагон принял новую «Арктическую доктрину», которая пришла на смену документу от 2016 года. Суть доктрины, если верить нашим сербским коллегам, сводится к тому, что Вашингтон должен не только помешать России в развитии возможностей СМП, но и подорвать её сотрудничество в этой сфере с Китаем, а также «подвинуть» в Арктике своего северного соседа.

Сербский журналист Зоран Милошевич пишет, что в мае 2019 года на встрече представителей стран, граничащих с Арктикой, американцы ясно дали понять, что Канада «должна забыть о своём праве на северо-западный арктический коридор». От Пекина США потребовали закрыть свои исследовательские станции в Исландии и Норвегии (Шпицберген) и прекратить вложения в инфраструктуру российского СМП. От Москвы же, по данным Зорана Милошевича, Штаты требуют вывести войска из её арктических регионов.

В декабре 2015 года «Наша Версия» подробно рассказывала о том, как российский Генштаб развернул за полярным кругом полноценную войсковую группировку. Сегодня российские военные присутствуют на всём арктическом поясе – от Кольского полуострова до Чукотки. Понятно, что на фоне перспектив развития СМП это вызывает огромное беспокойство по ту сторону океана, где после неразберихи 90-х как будто свыклись с мыслью, что Северный путь будет «общим». В феврале нынешнего года американский журнал National Interest сформулировал повестку более чем откровенно: «Изменения климата – ключ Кремля к мировому господству».

– Климатические изменения нанесут ущерб международной системе. Соединённые Штаты и их союзники могут получить огромный экономический и политический ущерб, в то время как Россия не только избежит этих ужасных последствий, но и сможет выиграть, когда мир «согреет», – пишет Чес Голд­ман.

Автор ссылается на исследования Геологической службы США, согласно которым 30% неиспользованного в мире природного газа и 13% нефти находится в Арктике, «прямо на заднем дворе Путина». По мере того как лёд тает, а исследования и разработки улучшаются, затраты на добычу этих материалов значительно сократятся, что обеспечит России потенциальный экономический бум.

Но главное даже не в этом. По мере таяния льда будет развиваться морской путь от северного побережья России до Восточной Азии. Значение этого нового глобального торгового пути трудно приуменьшить: китайский экспорт в Европу (порядка 400 млрд долларов в год. – Ред.) скорее всего будет проходить через Россию, предоставляя Москве невообразимые экономические рычаги для воздействия на страны НАТО, продолжает Голдман.

«Не чьё-то озеро»

Будущее наступает семимильными шагами вместе с таянием льдов: в 2017-м российский танкер совершил первый проход по СМП без помощи ледокола. Всего за один год объёмы грузоперевозок по этому маршруту выросли более чем в полтора раза – с 10,7 до 18 тыс. тонн. И хотя это по-прежнему намного меньше, чем масштабы перевозок через Суэцкий канал, в долгосрочной перспективе Севморпуть может стать его полноценным конкурентом в сообщении между Европой и Азией.

Вот и американский адмирал Джеймс Фогго, который командует силами ВМС США в Африке, недавно заявил, что Вашингтон не позволит России и Китаю доминировать в Арктике. «Северный морской путь – не чьё-то озеро», – добавил он. Причины этого заявления понятны: протяжённость маршрута из Роттердама в крупнейшие порты Китая, Японии и Южной Кореи через Суэцкий канал превышает 10 тыс. миль. Грузовое судно проходит это расстояние в среднем за 33 дня. При движении через СМП оно преодолевает это расстояние за 23 дня (7,6 тыс. миль) – на 10 дней быстрее!

А вот другой пример, который показывает преимущества Севморпути для России. Доставка нефти из Мурманска в Японию: через Суэцкий канал – 12 291 миля (37 дней), через Арктику – 6010 миль (18 дней), что в 2 раза короче!

По теме

Нетрудно предположить, что вопреки воинственным заявлениям адмирала Джеймса Фогго Вашингтон будет препятствовать развитию СМП при помощи экономических и политических санкций. А для расширения санкций нужно подготовить общественное мнение. И вот тут Грета Тунберг, пугающая своих последователей чуть ли не концом света, пришлась как нельзя кстати. Уже звучат призывы объявить всю (!) территорию Арктики заповедником. Проще говоря, запретить там не только добычу сырья, которое является жизненно важным для российской экономики, но и перевозку грузов. Хотя никаких реальных предпосылок для этого нет.

Севморпуть сегодня используют все крупнейшие российские корпорации – «Газпром», «Роснефть», «Норникель», ЛУКОЙЛ, «НОВАТЭК». Нам не удалось найти во флотах этих компаний ни одного судна, которое было бы построено раньше первого десятилетия XXI века. «Норникель», например, использует пять контейнеровозов и танкер. Все суда оснащены современными дизель-электрическими установками. И все они построены в 2006–2011 годах в странах, помешанных на «зелёных» технологиях, – в Норвегии и Германии.

Макрон запретил

Шведская школьница использует в своих выступлениях почти религиозную риторику, которая безотказно действует на толпу и даже на некоторых высокопоставленных чиновников. При этом Грета Тунберг ссылается на некие научные данные, которые если и существуют, то полностью противоречат реальным научным исследованиям, показывающим, что роль человека в глобальном потеплении ничтожно мала. Океаны ежегодно выбрасывают в атмосферу в десятки раз больше углекислого газа, чем все двигатели внутреннего сгорания. И, судя по всему, так было на протяжении всей доиндустриальной эпохи, за время которой климат менялся куда более радикально, чем в XX–XXI веках.

Однако шумихой вокруг девоч­ки-подростка из Стокгольма вовсю пользуются политики. Ещё до выступления Греты в ООН президент Франции потребовал от транспортных компаний отказаться от использования СМП. Разумеется, ради спасения Земли от коварного СО2. Призыву Эммануэля Макрона тут же последовала крупнейшая французская логистическая компания CMA CGM. «Использование Северного морского пути будет представлять значительную опасность для уникальных природных экосистем этой части мира в основном из-за многочисленных опасностей, связанных с авариями, загрязнением нефтью или столкновениями с морской фауной», – сказано в её официальном заявлении.

Забавно, но председатель CMA CGM Родольф Сааде при этом признал, что Северный морской путь имеет конкурентные преимущества. Можно было бы поспорить с ним о том, что возможное загрязнение природы в районе Суэцкого канала не менее губительно для планеты, чем в Арктике, но делать это бессмысленно. Потому что одновременно с отказом от работы за полярным кругом французский перевозчик объявил о переходе своих кораблей на сжиженный природный газ в течение 5–10 лет. Это значит, что контейнеровозы CMA CGM перестанут оказывать сколько-нибудь значительное воздействие на окружающую среду.

Если компания переходит на экологически чистое топливо, то какой смысл ей отказываться от Севморпути? По всей видимости, дело здесь не только и не столько в экологии. Мы ничего не утверждаем, но есть версия, что компания под руководством Родольфа Сааде выбрала такую странную линию поведения в погоне за крупным военным контрактом в США. Сегодня Пентагон сотрудничает с её прямым конкурентом – датским контейнеровозом Maersk, который ранее тоже отказался от использования российского СМП. Вполне возможно, что на фоне осложнения отношений между Вашингтоном и Копенгагеном (после того как Дональд Трамп то ли в шутку, то ли всерьёз предложил датчанам продать Гренландию) французы просто хотят занять их место в очереди за деньгами из американского военного бюджета.

По теме

Защита экологии или сектантство?

Читатель может предположить, что мы отрицаем само существование проблемы глобального потепления. Ничего подобного! Но нельзя не обращать внимания на то, что эта тема превратилась в политическую дубинку. Французская CMA CGM – четвёртый по величине морской грузоперевозчик в мире. Вместе с датской Maersk они контролируют почти треть контейнерных перевозок на планете. Если их примеру последуют два других гиганта – швейцарская MSC (14,5%) и китайская COSCO (12,4%) – это станет сильным ударом по российским инвестициям в развитие СМП. И речь идёт не только о морской и портовой инфраструктуре.

На инвестиции в Севморпуть завязано развитие большинства полярных регионов России. Крупнейший логистический центр будет создан в Мурманске, где к 2035 году планируют обеспечить перевалку 60 млн тонн грузов ежегодно. К тому же развитие СМП – это не только грузоперевозки, но и туризм в арктической зоне. И то и другое будет способствовать решению уже существующих экологических проблем, а также даст новый импульс к жизни малочисленным народам Севера. Трудно представить, что участники «глобальной экологической забастовки» могут выступать против этого, но именно так и получается в реальности. Крупный международный капитал использует понятные ценности для борьбы с конкурентами.

К слову, скандальная речь Греты Тунберг на климатическом саммите ООН напомнила некоторым обозревателям тезисы американского экономиста Германа Дэйли, который проповедует теорию «экономики устойчивого развития», построенную на строгой стабильности уровня населения, проще говоря, на ограничении рождаемости. Вот и стокгольмская школьница призывает взрослых отказаться от рождения второго ребёнка, как и от владения автомобилем, не ради экономики, а ради экологии. Дети, они ведь вдыхают воздух и выдыхают этот проклятый СО2!

Согласитесь, странные разговоры. От климатического саммита ООН ждёшь дискуссии о повышении конкретных экологических нормативов, которые вынудят предприятия по всему миру устанавливать современные фильтры, а тебе говорят, что ради экологии надо меньше дышать. Любопытно, но в западной прессе 80-летний Герман Дэйли и 16-летняя Грета Тунберг всё чаще упоминаются рядом с именем известного миллиардера-«благотворителя» Джорджа Сороса. Справедливо это или нет, нельзя сказать наверняка. Но текст петиции, поданной Гретой и её сторонниками руководству ООН, писали явно не полуграмотные подростки, прогуливающие школу ради «зелёных» митингов. Претензии школьников к Аргентине, Бразилии, Германии, Турции и Франции, которые якобы игнорируют опасные последствия изменения климата, по всей видимости, составлены опытными адвокатами с внушительными гонорарами.

Забавно, но экологические проблемы, вызванные строительством новой ветки Суэцкого канала, никого из них почему-то не волнуют. Новый канал длиной 35 километров открыли в Египте в 2015 году. Годом ранее 18 учёных опубликовали в журнале Biological Invasions статью, в которой предупредили об опасности этого сооружения. Морские биологи заявили, что экологические риски проекта не были оценены должным образом. По их словам, открытие второго Суэцкого канала ускорит перемещение инвазивных видов флоры и фауны между Красным и Средиземным морями. Ранее учёные установили, что половина из 700 некоренных организмов, найденных в Средиземном море, попала туда именно через Суэцкий канал. Некоторые из этих видов создали серьёзные проблемы. Например, золотая барабуля вытеснила более экономически ценную барабульку обыкновенную, а инвазивные виды медуз забиваются в водозаборные трубы.

Строительство второй ветки Суэцкого канала авторы статьи назвали не иначе как «экологической русской рулеткой», поскольку в Красном море и Индийском океане обитают сотни видов, способных перебраться в Средиземное море и вызвать разрушительный эффект для местных экосистем. Однако, по всей видимости, кроме биологов и экологов эта проблема никого не заинтересовала. Политики и главы крупных корпораций радовались тому, что время ожидания кораблей в очереди на проход по каналу сократится до 8 часов, а прибыль этого предприятия увеличится с 5,3 млрд долларов в 2015 году до 13,2 млрд долларов в 2023 году. Грета Тунберг и 4 млн участников «глобальной забастовки за климат» такими мелочами, понятное дело, не интересуются.

КСТАТИ

Помимо многодетных семей и автомобилей Грета Тунберг активно выступает против воздушного транспорта. Она считает самолёты одним из главных источников загрязнения атмосферы. Соответственно по Европе активистка передвигается на поездах, а на климатический саммит в Нью-Йорк Грета отправилась морем. Не на круизном лайнере, а на яхте «Малиция II», которая ранее носила название «Эдмонд де Ротшильд». Первое название вызвано тем, что заказчиком яхты был глава французской ветви Ротшильдов, бывший работодатель Эммануэля Макрона Бенджамин де Ротшильд. На «Малиции II» во время пересечения Атлантики по требованию Греты был опечатан дизельный мотор, который должен быть на каждом подобном плавсредстве в целях безопасности, – судно двигалось то ли под парусом, то ли благодаря электрическому двигателю на солнечных батареях. Очень экологично! Пользователи интернета уже успели посмеяться над тем, что производство корпуса яхты из углепластика оставляет не меньший, но даже больший «углеродный след», чем полёт на самолёте. Но дело даже не в этом. После прибытия в Нью-Йорк экипаж яхты сошёл на берег и улетел домой на самолёте. Пока Грета находилась в Нью-Йорке, из Европы прибыла новая команда моряков, которая и переправила девочку домой тем же путём.

Итог: заботясь об экологии, Грета отказалась лететь вдвоём с папой через океан. Поэтому 10 человек пересекают этот же океан на неэкологичном самолёте, чтобы сберечь окружающую среду. 10 авиабилетов вместо 4 авиабилетов, оставляя тот же «углеродный след». Это, собственно, всё, что нужно знать про «глобальную забастовку за климат».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 21.10.2019 08:31
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх