// // Престарелый сельский шаман был вынужден сбежать от суеверных односельчан

Престарелый сельский шаман был вынужден сбежать от суеверных односельчан

12

Колдуй, дед!

Престарелый сельский шаман был вынужден сбежать от суеверных односельчан
В разделе

«Я ведь как колдуном-то стал... Меня односельчане на эту «должность» назначили. Выбрали, будто парторга!» — Анатолий Васильев встретил корреспондента «Версии» у калитки своего маленького дома в посёлке Агафоновка. Избушка-развалюшка куплена им недавно, поэтому в дом Васильев не пригласил — ремонт. Самым обжитым местом оказалась столярная мастерская на задворках. Моложавый пенсионер, совершенно не похожий на древнего волхва, и во время разговора всё время брался подстругивать какие-то доски и чурки.

Посвящение в колдуны, как стало понятно из рассказа Васильева, было для него неожиданностью.

В начале 60-х годов прошлого века, окончив культпросветучилище по специальности «режиссёр массовых представлений», Анатолий вернулся в родное село Завражье Вологодской области. Едва ли не на следующий день молодой специалист по части увеселений был приглашён на свадьбу к товарищу. Естественно, ему пришлось играть роль дружки-тамады. Васильев, как профессионал, решил внести в советский свадебный обряд элементы фольклора. Известно, что важнейшая обязанность дружки в стародавние времена состояла в «отвораживании порчи» от жениха и невесты и других членов свадебного поезда. Анатолий громко зачитал известные ему наговоры, веником счистил со ступенек загса пёрышки и щепочки, объяснив, что они могут быть «порчей». С полотенцем через плечо и с плетью в руке отгоняя бесов, прошёлся вокруг свадебного стола.

«И вот ты подумай, — развёл руками колдун, — на следующий день после свадьбы является ко мне с другого конца деревни делегация — муж с женой. Просят мужику грыжу заговорить. Я отнекиваюсь. Они настаивают. Хорошо, прочитал над грыжей заговор: его знают все первокурсники, про «бел-горюч камень», который хвори забирает. Прошла грыжа, будто рукой сняло. Слух по окрестностям покатился... Я лишь потом понял, в чём загвоздка».

Дело в том, что на Вологодчине христианская вера никогда не приживалась. Люди с незапамятных времён поклонялись культовым камням-валунам, их на территории области около 80. Более того, к некоторым из них продолжают и сегодня относиться с благоговением, веря в их целебные и магические свойства. Словом, почти повсеместно царит совершенное язычество. Аптекарями служат знахарки. Метеорологами, психотерапевтами, а в некоторых случаях и следователями — сельские колдуны. Это посредники между народом и языческими божествами. Основные функции колдунов — охрана от порчи участников свадеб, оказание магических услуг охотникам и рыбакам, поиск украденных вещей и пропавшей в лесу скотины. Кроме того, колдун должен знать и помнить все обряды, заговоры и ритуальные песни, способствующие обильному урожаю. Должен уметь вычислить календарные сроки магических действий. То есть фактически деревенский колдун является духовным наследником древнерусских волхвов.

Некоторые языческие обряды процветают и в городах

«Вот как со мной получилось: попал будто кур во щи, — продолжил Васильев, подтачивая рубанок. — Через несколько лет я понял, что от звания волшебника мне не отделаться. Стал соответствовать. В засуху выезжал с сохой речку пахать, если просят. Вспахать реку — к дождю. Перед сенокосом, если погода, наоборот, дождливая, выставлял посреди улицы специальный печной инвентарь: лопату для хлеба, ухват, горшки. «Печной» обряд просушивает небо. Часто просили на бересте написать и приколотить к дереву прошения к лешему: вернуть, например, заблудившуюся корову, подвести под ружьё охотнику дичь. Или помочь не заблудиться в лесу, когда бабы пойдут по малину или клюкву».

По теме

Однако это всё сельская экзотика. Некоторые языческие обряды, как уверяет Анатолий, слегка видоизменившись, процветают и в городах. Например, любимый детьми в лагерях отдыха праздник Нептуна не что иное, как древний обряд мокриды — призывание дождя.

— Вы так говорите, уважаемый колдун, будто сами верите в силу этих обрядов.

— Я разве говорил, что не верю? Я имел в виду, что стал колдуном из-за нелепицы, а потом-то сам убедился в эффективности заговоров и обрядов.

— Что ж, «вспаханная» старой сохой речка вызывает дождь, понятно. А если вспахать реку тракторным плугом? Грядёт наводнение?

— Отступать от ритуала небезопасно. Например, я вызвал дождь, спас урожай, а в соседнем районе посевы погибли. Надо быть осторожным.

Что интересно, и в христианском, и в колдунско-шаманском календаре месяц декабрь очень значим. В ночь зимнего солнцеворота, 21—22 декабря, язычники отмечают праздник самой длинной ночи — крачун. Заканчивается крачун и начинается коляда, или, по-христиански, Святки. Для колдунов эти дни остались, как прежде, чествованием Велеса — бога скотоводства, богатства и хозяйской мудрости. В его честь рядятся в звериные шкуры и тулупы. Впрочем, город также не остался в стороне от традиции: достаточно посмотреть на наборы новогодних масок.

Деревенские шаманы режут на коляду жертвенного козла. Несъедобные части животного — голова, кости — хранятся до весны. Иногда они зарываются на полях, чтобы предохранить посевы от града, иногда кидаются в огонь во время грозы, чтобы молния не ударила в избу.

Но самые интересные колдовские обряды, по словам Васильева, конечно, на Рождество и Крещение. Только в рождественскую ночь можно принести к проруби коровью кожу, сесть на неё и загадать любое желание. Скажем, оказаться в доме будущего жениха, или на курорте Шарм-эш-Шейх, или в Государственной думе. Лишь наступит полночь, вынырнут из проруби водяные бесы, подхватят кожу и помчат, куда велено. Но когда обратно полетят, будут спешить нырнуть в свою прорубь вместе со смельчаком. Надо не зевать и вовремя сказать: «Чур сего места!»

В бане живёт самая мелкая нечисть

Всё это сельский колдун рассказывал с улыбкой, признавшись, что сам такими экстремальными видами гадания никогда не занимался. Летать на шкурах — спорт для молодых. «По должности» ему приходилось проводить некоторые виды гадания в бане по-чёрному. Кстати, едва переехав из Вологодской области, он тут же на новом месте сколотил себе аналогичную. «А вот покажу... — заторопился Анатолий. — Через огород по тропочке. Славная баня!» Это невысокий сарай с очагом посредине. Над очагом, на железной сетке были грудой навалены кремниевые валуны. «Когда очаг топится, дверь в баню остаётся слегка приоткрытой и дым из парилки выходит через эту узкую щель, — объясняет Васильев. — Новый человек, конечно, испугается: стены покрыты сажей в два пальца толщиной! Обвыкнуться надо. Зато как ковшик на камни поддашь — благодать! Пар сухой и никакого угару. Дым все микробы в бане убивает — стерильно, как в операционной. Очень молодит организм».

Гадание в бане считается самым действенным, так как, по поверьям, это излюбленное место обитания мелкой нечисти. «Банные духи — банник с волосаткой — не любят пьяных, — поделился своими наблюдениями колдун. — Могут с полка скинуть, одурманить или просто лапой коснуться, напугать до икоты. С ними надо приветливо обходиться: поздороваться, поговорить».

За годы «службы» колдуном Анатолий Васильев скопил немало старых тетрадей с разрозненными записями заклинаний и ритуалов гаданий. Такие тетради хранятся во многих семьях в деревнях и небольших городах. Они представляют собой несчётное количество раз переписанные отрывки из старых книг, уничтоженных ещё при отце Петра Первого, царе Алексее Михайловиче. Это так называемые отреченные книги, веды, волховские веды. «Громовник» с различными, по месяцам, предзнаменованиями состояния погоды, будущих урожаев, болезней, соединяемыми с громом и землетрясением. «Молник», в котором собраны сведения, в какие дни месяца что предвещает удар молнии. «Коледник» содержит приметы, определяемые по дням, на какие приходится Рождество Христово и праздник коляда. «Например, — порывшись в тетрадке зачитал Анатолий, — «...аще будет Рождество Христово в среду — зима велика и тепла, весна дождева, жатва добра, вина много». Ну, в этом году не в среду... Есть ещё выдержки из «Волховника» — сборника мелких примет. В нём описывается, что предвещает звон в ухе, воронье карканье, треск огня, вой собаки. «Метание» — книга гаданий посредством жребия».

По теме

Предсказать по шерсти собаки, какой будет зима, может и дилетант

На Святки в банях девушки с зеркалами гадают о женихах и собственной судьбе. Ещё льют воск в воду, загадав, что хотят узнать, а потом разглядывают изображение и ищут в нём признаки грядущего. Некоторые в гадальную ночь слушают под окнами, и какое слово прежде услышат, по тому и предсказывается судьба. Профессиональные волхвы вроде Васильева, вопрошая будущее, бросают на землю три маленькие дощечки, у которых одна сторона чёрная, а другая белая. Если они ложатся вверх белой стороной, то обещают хорошее, чёрная же предвещает беду.

В давние времена находились такие ведуны, что умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. Правда теперь «вынуть след» у человека считается самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи над этим «вынутым следом» — значит, по-старинному поверью, связать волю того, чей след, по рукам и ногам. Васильеву, по его признанию, приходилось искать заблудившихся в лесу односельчан при помощи простейшего маятника из гайки и нитки, карты местности и школьной линейки. Практикует он и гадания по густоте и цвету собачьей шерсти. Как уверил колдун, это очень легко, было бы животное здоровым. Например, предсказать тёплую или холодную зиму по шерсти сможет и дилетант. Для этих целей, а также для охраны подворья Васильев держит огромную дворнягу с незамысловатой кличкой Рекс.

Кстати, в древности славянские жрецы гадали с помощью коней. Ожидая важного пророчества, коня принуждали переступать через копья: если он ступал правой, а не левой ногой, народ ожидал славы и богатства, всяческой удачи. Если конь-пророк ни разу не касался ногами девяти копий, когда перешагивал через них, это сулило прямо-таки немыслимый успех всякому предприятию.

«А уехать мне с Вологодчины пришлось вот почему, — вновь взявшись за столярные работы, ответил на невысказанный вопрос колдун. — При всём уважении к шаманам отношение к нам двоякое. Фантазия у народа слишком бурная. Стали наговаривать про меня больше, чем есть на самом деле: «Колдун! С чёртом водится!» Страстей напридумывали: будто я свадьбы сглаживаю, если меня вдруг не приглашают. Бред в основном. Говорили, будто я превращался в сноп соломы и зимой, в пургу, прохода путникам не давал — наскакивал на них с разных сторон. Якобы в жеребца превращался. А главное, будто я оборачиваюсь волком и режу скотину. Стар я для таких пересудов. Погадал — выпала дальняя дорога».

Васильев уехал к сестре в Тамбовскую область, а потом перебрался в Поволжье. Кстати, считается, что, если нет ученика, колдун может в крайнем случае наговорить все свои заговоры и тайные знания на старый веник. Теперь волхв-пенсионер мучается: кто ему подсунул веник мести крыльцо загса на той свадьбе у друга? Не может вспомнить.

Опубликовано:
Отредактировано: 21.11.2016 19:39
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх