Версия // Общество // Несмотря на угрозы США, иранские танкеры с бензином дошли до берегов Венесуэлы

Несмотря на угрозы США, иранские танкеры с бензином дошли до берегов Венесуэлы

6377

Будет ли новая танкерная война?

Английский танкер Stena Impero Фото: Wikipedia/Abed Ghasemi
В разделе

В существующем списке врагов Соединённых Штатов Америки Иран занимает почётное третье место. Что бы ни делали в Исламской республике, это воспринимается руководством США как диверсия против Америки. Но, если до недавнего времени, противоречия между Ираном и США формировались в зоне Персидского залива, то последняя информация в СМИ говорит о том, что конфликт перешел в Атлантический океан.

История вопроса

Первая танкерная война в заливе произошла между Ираном и Ираком в середине 80-х годов ХХ века. Наиболее активная её часть на море происходила с 1984 по 1987 годы. Тогда для защиты гражданского судоходства в Персидском заливе находились военные корабли США, Франции, Великобритании, Советского Союза и Италии. Об истории взаимоотношения Ирана с соседями и США смотри статьи «Гордиев узел Ормузского пролива. Часть 1 и Часть 2» и «Очередная война в Заливе – миф или реальность?». Статьи были опубликованы весной 2019 года. С тех пор произошло много событий, велика вероятность нового кризиса уже в Атлантическом океане. Автор уверен, что эта тема требует постоянного внимания и освещения. За год после публикации на море произошли три события, которых можно обозначить как знаковые.

4 июля 2019 года власти Гибралтара задержали иранский супертанкер «Grace 1» водоизмещением 300 000 тонн. Танкер вез нефть из Персидского залива в Сирию. Задержание танкера было объяснено санкциями, введенными США и Евросоюзом против Сирии. Маршрут супертанкера проходил вокруг Африки, через Гибралтарский пролив и Средиземное море. Юридические основания к задержанию были бы только в том случае, если бы танкер зашел в какой-либо порт Евросоюза или США. Но «Grace 1» во время рейса не заходил, ни в один порт. Задержание было абсолютно незаконным. Иран возмутился. Суд в США вынес постановление об аресте танкера, хотя власти Гибралтара на это не пошли. Картина, с политической точки зрения, была совершенно ясной.

Власти Ирана предложили свой оригинальный способ выхода из этого кризиса. Поняв, что никакие доводы и ссылки на международное право не действуют, Иран охарактеризовал захват своего танкера как пиратство и захватил в августе 2019 года в Персидском заливе два английских судна – танкер «Stena Impero» - водоизмещением 30 000 тонн, и супертанкер «Mesdar» - 330 000 тонн. Предлоги для задержания были, как и у англичан, не совсем правовыми. «Mesdar», после проведения предупреждения о проблемах безопасности был отпущен, а «Stena Impero», под предлогом нарушения правил международного судоходства, был задержан. Запад захлестнула волна гнева, но сделать было уже ничего нельзя. Англичане направили один эсминец и фрегат в Персидский залив для патрулирования, выпустили официальное предупреждение для своих судовладельцев об опасности Персидского залива. Трамп направил несколько эсминцев в Персидский залив. Авианосная группа уже давно дежурила в Индийском океане. Но в самый последний момент он передумал наносить удар по Ирану. Иран же сбил американский беспилотник в Ормузском проливе. Как утверждали иранцы, над своими территориальными водами. Выпустив пар, на западе начали диалог об обмене задержанными танкерами, который и завершился к обоюдному удовлетворению.

По теме

Власти Гибралтара отклонили просьбу США об аресте танкера. Предлогом отклонения американского запроса стало то, что санкции США и Евросоюза против Ирана сформулированы по-разному. Иран формально дал гарантии, что «Grace 1» не будет разгружаться в Сирии, и сразу провел фиктивную продажу танкера другому иранскому же судовладельцу. Тот на рейде Гибралтара переименовал танкер в «Adrian Darya», и после 46 суток вынужденного простоя, танкер покинул Гибралтар. «Stena Impero» так же была отпущена.

После того, как Иран сбил американский беспилотник, катера Корпуса стражей исламской революции (КСИР) стали сопровождать американские корабли в Персидском заливе. Этого американцы уже стерпеть не могли. В апреле 2020 года Президент США официально разрешил военным кораблям США открывать огонь на поражение, если катера КСИР будут приближаться к американским кораблям.

Совсем недавно произошел очень интересный инцидент. 11 мая 2020 года иранский ВМФ проводил ракетные стрельбы. Рядовое событие для любого военно-морского флота. Существует стандартная процедура закрытия района стрельб. Она даже регламентирована соответствующим международным соглашением. Суть закрытия района заключается в том, что, во-первых, выпускается международное уведомление о закрытии определенного района моря под стрельбы, а, во-вторых, корабли флота закрывают район физически – то есть патрулируют по краям зоны и не пускают в неё другие суда. Пуск противокорабельной ракеты «Noor» - иранской копией китайской ПКР С-802, осуществлял ракетный фрегат «Jamaran» (бортовой номер 76) – головной корабль серии фрегатов национальной постройки «Moudge». Родословная этих кораблей уходит в 70-е годы ХХ века, когда Великобритания построила для Ирана серию фрегатов типа «Alvand». Ракета имеет радиолокационную головку самонаведения. Вместо мишени ракета попала в иранский ракетный катер «Konarak». Катер имел необычную судьбу. В 1988 году в Нидерландах была построена серия катеров для доставки людей и грузов на нефтедобывающие платформы в Персидском заливе. Среди них был и «Konarak». После 30-летней гражданской службы, эти катера были мобилизованы и переоборудованы в ракетные катера с четырьмя пусковыми установками для противокорабельных ракет «Noor». Катера этого типа часто использовались как буксировщики мишеней при стрельбах.

Во время полета головка ракеты почему-то захватила более крупную цель – ракетный катер. Якобы, пуск ракеты был осуществлен раньше, чем «Konarak» покинул зону стрельбы. Погибли 19 моряков. Ранены 15. Катер отбуксирован на базу, но, вероятно, восстановлению не подлежит. Казалось бы, произошла трагедия, которая иногда бывает, если тщательно не соблюдать правила ракетных пусков. Но есть одно но. Иранская сторона утверждает, что район стрельбы подвергался воздействию американских средств РЭБ. Эта информация или правда, или она предназначена для внутреннего использования в Иране, чтобы прикрыть разгильдяйство офицеров флота. Если правда – ситуация в Персидском заливе переходит на новый уровень.

Венесуэльский узел

В списке врагов США Венесуэла занимает своё место. Судя по всему, лидеры на Западе уже не знают, как им свергнуть Президента Мадуро. 3 мая 2020 года в Венесуэле объявили о попытке вторжения с моря группы наёмников из США. Это вторжение носило название Операция «Гедеон». Восемь нападавших уничтожили, десять взяли в плен. Интересно, что у одного американца было при себе удостоверение агента Управления по борьбе с наркотиками США. Получается, что планировался арест Мадуро и передача его американским правоохранителям? Конечно, эпидемия короновируса замедлила все международные процессы, но как в США будут объяснять этот неприятный факт, и как Европе относиться к президенту Мадуро? Ведь многие европейские страны объявили, что президентом Венесуэлы они признают лидера оппозиции Хуана Гуайдо.

Венесуэла входит в число стран-экспортеров нефти. Но венесуэльская нефть относится к тяжелой нефти, используемой только в определенных целях. Бензин из такой нефти сделать нельзя. В последнее время в Венесуэле появился дефицит бензина. Его распределяют только для армии, медицины и подвоза продовольствия. Одной из причин стали американские санкции, остановившие нефтеперерабатывающий комплекс на полуострове Парагуана. Власти Венесуэлы обратились за помощью к Ирану, то же находящемуся под санкциями США. Иран согласился помочь и бензином и оборудованием для НПЗ. Иранская авиакомпания Mahan Air, находящаяся под санкциями, доставила в аэропорт имени Хосефа Камехо на полуострове Парагуано оборудование. Что интересно, обратно самолеты летели не пустыми. В Вашингтоне сразу заявили, что Мадуро вывозит в Иран золотой запас Венесуэлы.

По теме

В начале мая стало известно, что из иранского порта Шахид-Раджаи. в направлении Венесуэлы вышли пять загруженных крупных иранских танкеров. Груз – бензин. Названия танкеров: «Fortune», «Petunia», «Forest», «Faxon» и «Clavel». Они идут друг за другом колонной, длиной около 2 000 морских миль. 20 мая, головной танкер «Fortune» находился в 500 морских милях от побережья Венесуэлы, а последний в колонне - «Clavel» - миновал Гибралтарский пролив. США несколько раз заявляли о санкциях, и грозили не допустить иранский бензин в Венесуэлу. В Карибском море США развернули три ракетных эсминца USS «Lassen» DDG-82, USS «Preble» DDG-88, USS «Farragut» DDG-99 и один корабль прибрежной зоны USS «Detroit» LCS-7. Белый дом допускает даже конфискацию танкеров с помощью решения американского суда, если на обратном пути танкеры зайдут в какой-либо порт. В ответ на эти заявления, глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф написал письмо Генеральному секретарю ООН, в котором заявил, что Иран сумеет достойно ответить США. Заканчивалось письмо словами: «Надеюсь, им удастся избежать ошибки». Учитывая историю о взаимном захвате танкеров, о которой мы рассказали выше – эти слова не просто угрозы.

Министр обороны Венесуэлы заявил, что танкеры, вошедшие в экономическую зону Венесуэлы – 200 морских миль – будут сопровождаться кораблями и самолетами Боливарианских национальных вооруженных сил Венесуэлы. Можно добавить, что в 2006 – 2008 годах Россия поставила в Венесуэлу 23 истребителя Су-30МКВ. Что будет в этой ситуации делать Трамп? Если он перехватит танкеры вне экономической зоны Венесуэлы, Иран совершенно точно ответит. В районе Персидского залива у США много уязвимых объектов. Несмотря на технологическое преимущество флот США в этом регионе не чувствует себя полностью в безопасности. Если Трамп всё-таки принял решение нанести удар по Ирану – он не даст иранским танкерам дойти до берегов Венесуэлы. Если нет – то он должен продумать, как выйти из этой ситуации не потеряв лица. С экономической точки зрения, довести этот «танкерный конфликт» до захвата выгодно США. Иран ответит в Персидском заливе. Цены на нефть сразу возрастут, и у сланцевой добычи в США появится шанс. Так что, если Вашингтон сыграет на обострение, это будет не удивительно.

Тем временем из Венесуэлы приходит информация о решимости властей страны защитить иранские танкеры. Как сообщают информагентства, в Венесуэле перебрасывают реактивные системы залпового огня РСЗО «Смерч» и зенитно-ракетные комплексы «Бук» на побережье Карибского моря для прикрытия иранских танкеров. Формально, для проведения учений. ЗРК «Бук-2МЭ», РСЗО БМ-21 «Град» и БМ-30 «Смерч» переброшены на остров Исла-Ла-Орчила в Карибском море. Хотя, если честно, не совсем понятно, как эти системы могут как-то повлиять на безопасность танкеров. РСЗО предназначены для стрельбы «по площадям», о точности попадания речи не идет. «Смерч» имеет дальность стрельбы 120 километров при большой площади поражения. Скорее всего, это символический жест Мадуро. У Венесуэлы нет противокорабельных ракет наземного базирования. На вооружении ВВС страны есть российские противокорабельные ракеты Х-31 на истребителях Су-30МК2 и франко-итальянские противокорабельные ракеты «Otomat» на шести фрегатах и трех ракетных катерах.

Заключение

Мы пока не знаем, какие решения будут приняты Президентом США. Оптимизм внушает информация о том, что 24 мая 2020 года первый иранский танкер «Fortune» благополучно достиг берегов Венесуэлы и уже встал под разгрузку у второго причала порта НПЗ Эль-Палито, расположенного к западу от столицы Каракас. Он доставил 43 000 тонн бензина. Второй танкер, «Petunia», идет в территориальных водах Венесуэлы, третий - «Forest», вот-вот должен зайти в экономическую зону страны.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.06.2020 14:30
Комментарии 0
Наверх