Версия // Культура // «Маяк» с Дефо и Паттинсоном, «Проксима» и «Проклятие» - обзор грядущих кинопремьер

«Маяк» с Дефо и Паттинсоном, «Проксима» и «Проклятие» - обзор грядущих кинопремьер

16872

Страх и ненависть в открытом море

Кадр к/ф «Маяк» (2019), реж. Роберт Эггерс, главные роли: Роберт Паттинсон, Уиллем Дефо
В разделе

Очередная неделя 2020-го года обходится без крупнобюджетных блокбастеров, но и здесь будет, что посмотреть: артхаусная драма-хоррор с Дефо и Паттинсоном «Маяк», европейская фантастическая драма с Евой Грин «Проксима» и перезапуск некогда успешной хоррор-франшизы «Проклятие».

Маяк

(18+)

Реж. – Роберт Эггерс

В ролях – Роберт Паттинсон, Уиллем Дефо, Валерия Караман

Производство – Канада, США

Артхаусная драма с нотками фильма ужасов, которую спродюсировал, срежиссировал и написал сценарий малоизвестный Роберт Эггерс, до этого снявший лишь одну ленту - хоррор "Ведьма". "Маяк" получил приз ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале в прошедшем году.

Действие фильма развивается на исходе XIX столетия где-то у побережья Новой Англии. На одинокий маяк прибывает молодой мужчина по имени Ифраим (Роберт Паттинсон), чтобы нести службу в должности помощника смотрителя маяка. Его начальником на маяке становится пожилой и потрепанный жизнью суровый хромой бородач по имени Томас Уэйк (Уиллем Дефо). Смотритель крайне строго относится к новому помощнику, не позволяя не только управлять, но и подниматься на сам маяк. Он загружает своего подчиненного изнурительной и выматывающей повседневной работой. Со временем Ифраима начинают преследовать видения, которые размывают хрупкую грань между реальностью и галлюцинациями, заставляя терять счёт времени.

Роберт Эггерс заявил о себе в 2015 году, когда выпустил свой дебютных фильм ужасов "Ведьма", где главную роль исполнила совсем юная тогда Аня Тейлор-Джой. Плоский на первый взгляд мистический триллер оказался неплохим хоррором, не столь пугающим, сколько атмосферным, жутким и скрыто поднимающий вопрос взросления и полового созревания подростков в условиях строгих патриархальных семейных укладов. Проба пера для Эггерса оказалась пропуском в мир авторского кино, и вот выходит второй его фильм, более амбициозный, стильный, оригинальный и тяжеловесный.

Первое, что бросается в глаза при просмотре "Маяка" - это его винтажная стилистика, отсылающая зрителя к 20-м годам прошлого века - эпохе немого кино с его зашкаливающим экспрессионизмом. Черно-белая палитра, обилие крупных планов, выразительные эмоции, квадратное соотношение сторон кадра - все это вызывает у истинных киноманов прилив ностальгических эмоций. О стилистике "Маяка" можно написать много - настолько уверенно Эггерс использует "архаичные" приемы, что они начинают играть новыми красками. Эггерс громогласно заявляет о себе, как о незаурядном режиссере, напрашиваясь на сравнение с ранним Линчем, который также не чурался смешивать реальность и нереальность воедино.

По сюжету "Маяк" весьма прост - старый смотритель маяка и его помощник сосуществуют, неся вахту на неприветливом каменном мысе, омываемом огромными морскими волнами и обдуваемом мощными ветрами. Оба имеют за плечами тёмное прошлое и непростой характер. Один постоянно провоцирует другого издевками и придирками. Алкогольные интоксикации лишь подбрасывают масла в огонь, дополняя картину видениями и галлюцинациями. Собственно, весь фильм рассказывает историю двух людей, запертых на отдаленном островке. Другое же дело - Мораль. Посыл. Смысл, которым снабдил свое детище Роберт Эггерс. И, как нам кажется, зрительские трактовки, поиски скрытых смыслов, а также амбивалентность реакций на это кино ещё долго не утихнут. Дело в том, что в отличие от жанрового кино, "Маяк" не даёт чёткого ответа на все вопросы, которые начнут появляться после просмотра у зрителей. Это не рядовой ужастик, а вполне себе авторский психоделический триллер, смешивающий реальность и вымысел, и заставляющий своего зрителя пытаться разгадать запутанный клубок смыслов. Подобные фильмы необходимо "переваривать" некоторое время после просмотра, только тогда какая бы то ни было картина происходящего начнёт вырисовываться. Несомненно, что это тяжёлое кино, отталкивающее, местами противное до омерзения, местами пугающее и полностью гнетущее, практически беспросветное, давящее на зрителя каждым своим кадром.

Нельзя не сказать об актёрах - экранный дуэт Дефо и Паттинсона заслуживает высших наград. Невозможно подобрать правильных слов, чтобы описать насколько к месту пришлись их образы, как глубоко они проникли в собственных персонажей, с какой самоотдачей исполнили эти роли. Оба актёра частенько пробуют свои силы в фестивальном кино, поэтому мы были готовы к потрясающей синергии. И не ошиблись. Даже если сам фильм вас оттолкнет, даже если не появится желание разгадать смысловую загадку, даже если оригинальная стилистика не тронет эстетических струн вашей души, то остаться равнодушным к актерской игре Дефо-Паттинсона просто невозможно. Здесь, по нашему мнению, как минимум две актерские номинации на Оскар этого года. Но академия проигнорировала "Маяк" во всех номинациях, кроме "Лучшей операторской работы", где у фильма есть некоторые шансы.

Эпикриз: "Маяк" получился крайне неоднозначным фильмом в прямом смысле. Определенно точно это не для массового зрителя, ждущего понятной истории и расслабляющего развлечения на сеансе. Также фильм не подойдет для фанатов стандартных ужастиков - это не привычный хоррор со скримерами, твистами или монстрами. Зато "киноманам-артхаусникам" настоятельно рекомендуем к просмотру.

Проксима

(16+)

Реж. – Алис Винокур

В ролях – Ева Грин, Зели Булан, Мэтт Диллон, Алексей Фатеев, Ларс Айдингер, Сандра Хюллер, Тронд-Эрик Вэссэл, Нэнси Тейт, Грегуар Колен

Производство – Франция, Германия

Европейская фантастическая драма от Алис Винокур, известной по работе над фильмами "Магический Париж", "Телохранитель" и "Августина".

Действие фильма происходит на исходе 20-х годов 21-го века. Сюжет расскажет о женщине по имени Сара (Ева Грин), которая работает астронавтом. Она проходит подготовку в российском космическом центре, чтобы отправиться в составе экспедиции на Марс. Ее напарниками в экспедиции должны стать двое: Майк (Мэтт Диллон), опытный, но своевольный командир экипажа, а также российский космонавт Антон (Алексей Фатеев), который пытается поддержать Сару, сильно переживающую грядущий многолетний разрыв с дочерью (Зели Булан). Воспитанием последней занимается бывший супруг (Ларс Айдингер), также работающий в области изучения космоса.

Отечественные прокатчики позиционируют фильм как фантастический боевик - драму, что в корне неверно. "Проксима", хоть и имеет космос и его освоение центральным стержнем сюжета, но не покажет зрителю ничего такого, что обыватели ожидают от фантастических приключенческих боевиков - драм, вроде "Марсианина", "Гравитации" или "Интерстеллара". Работа Алис Винокур куда больше походит на производственную драму с нотками триллера о тяжёлых буднях космонавтов. Да ещё и с феминистическими веяниями, хотя женщиной-космонавтом современного российского зрителя не удивишь (Терешкова и Савицкая соврать не дадут). Это история о материнской любви и самоотверженности, а уже потом о тяжёлом женском пути на столь непростом поприще, как межпланетные полеты.

Интересный факт - большую часть сцен снимали в российском Звёздном городке и на Байконуре. Поэтому отечественный зритель сможет найти в этом фильме множество знакомых глазу деталей – от подмосковной природы, до вывесок. В актерском составе также можно заметить несколько отечественных актёров, главным из которых является Алексей Фатеев («Метро», «Нелюбовь»). Надо отдать должное – европейцы изобразили российских космонавтов не сродни Голливуду!

Фильм акцентирует внимание на подготовке, длительных и многодневных тренировках, которым подвергаются космонавты; их переживаниям и взаимоотношениям. Это остаётся за кадром большинства фантастических блокбастеров о покорителях космоса, как малоинтересная рутина. Но именно эти испытания показывают, чего стоят космонавтам полеты. К тому же, для главной героини это усугубляется проблемами в семье - её единственная и горячо любимая дочь не разделяет страсть мамы к путешествию на Марс. Именно попытки главной героини разобраться во взаимоотношениях с дочерью роднят «Проксиму» с ещё одним прошлогодним фильмом о космических путешествиях - фантастической драмой "К звёздам", где Бред Питт бороздил Солнечную систему в поисках отца, и лишь в конце понял, что настоящее счастье ожидает его на Земле.

Ева Грин здесь исполнила не совсем свойственную для себя роль – это уже не роковая женщина, со жгучим взглядом. В руках режиссера Алис Винокур, Ева становится заботливой и чуткой матерью, которая старается поддерживать хорошие отношения с бывшим мужем. Муки разрыва между работой и семьёй, переживания от грядущей миссии, борьба за место в экспедиции – всё это Ева Грин исполнила проникновенно и эмоционально. В «Проксиме» актриса вновь вернулась в реализм после продолжительных съёмок в фэнтези у Тима Бертона, доказав своим поклонникам, что играть «живых людей» у неё получается ничуть не хуже гротескных персонажей голливудских блокбастеров.

Эпикриз: "Проксима" не является остросюжетным фантастическим боевиком, каким его пытаются продвинуть в нашем прокате. Это производственная и личностная драма о жизни и долге космонавтов, о месте женщин в этой нелёгкой профессии, а также о материнской любви и взаимопонимании с собственным ребёнком.

Проклятие

(18+)

Реж. – Николас Пеш

В ролях – Андреа Райзборо, Демиан Бишир, Джон Чо, Бетти Гилпин, Лин Шэй, Джеки Уивер, Тара Вествуд, Джанко Бэйли, Дэвид Браун, Зои Фиш

Производство – США, Канада

Американо-канадский фильм ужасов, снятый малоизвестным режиссером Николасом Пешом, имеющим за плечами лишь две режиссёрские работы - "Глаза моей матери" и "Пирсинг". "Проклятие" — это второй (первая попытка вышла в далеком 2004 году) ремейк японского фильма ужасов 2002 года.

Это страшная история о том, как в 2004 году в Токио американка буквально на улице наткнулась на проклятие, а именно - злобного призрака, привезя это проклятие в себе в штаты. Призрак поселяется в доме, планомерно уничтожая его обитателей. В разные годы его жителями становились разные семьи, судьба которых никогда хорошо не заканчивалась. В центре сюжета стоит детектив местной полиции Малдун (Андреа Райзборо), которая решает разобраться в серии трагических и загадочных смертей, произошедших с обитателями этого дома.

Что оригинальное "Проклятие", что его заокеанский ремейк в свои годы стали довольно популярными фильмами ужасов, собрав превосходную кассу и подарив поклонникам несколько продолжений, которым, что закономерно, было все дальше и дальше до оригинала. И вот в 2018 году было решено воскресить почившую и скатившуюся в абсурд франшизу, для чего в режиссёрское кресло пригласили Николаса Пеша - режиссёра малоизвестного и неопытного. Получилось ли из этого что-нибудь достойное? Вряд ли.

Единственное, за что можно похвалить режиссёра, так это за то, что действие фильма развивается в разных временных рамках. В совокупности с обилием действующих лиц это может сильно сбивать с толку поначалу, но в целом история к концу оформляется целостно. Для шаблонных линейных дешёвых ужастиков подобная структура повествования вещь довольно редкая. Но, с другой стороны, это путает зрителя, который может до самого финала не осознавать целостной картины происходящего и в какой-то момент просто уйти с сеанса, не дождавшись концовки. Этому на руку также играет общая тональность фильма, которая вместо саспенса навевает лишь скуку, уныние и лёгкое недопонимание. Всё это могли бы искупить разнообразные «пугалки», которые как бы предполагаются в фильме под жанром "ужасы", но они здесь представлены крайне банальными, заезженными и практически полностью неработающими приемами. Даже местные скримеры абсолютно инертны в отношении зрителей. А чтобы скримеры не работали, это надо постараться!

Отдельным эшелоном в бездну уныния отправляются актёры, хотя сами по себе они этого не заслужили. Главную роль здесь исполнила Андреа Райзборо, блеснувшая в позапрошлогоднем психоделическом хорроре "Мэнди" с Николасом Кейджем. Но здесь из-за чрезмерного обилия персонажей её героиня толком не раскрывается, оставаясь чуждой зрителю до самого финала. Про остальных действующих лиц картины и сказать толком нечего - они стремительно сменяют один другого, перемещаясь во времени. Чтобы их сюжетные арки работали, необходимо было сделать фильм длиной более двух часов, но "Проклятие" не длится и полутора.

Эпикриз: в сухом остатке "Проклятие" - совершенно ненужный, нестрашный и посредственный ремейк некогда успешного фильма ужасов. Не рекомендуем даже большим поклонникам жанра - кроме скуки и уныния это кино ничего вызвать не сможет.

Финальные итоги отечественного бокс-офиса прошедшей недели распределились следующим образом: первое место по кассовым сборам уверенно удерживает российская комедия-рекордсмен «Холоп». Вторую строчку неожиданно занял анимационный фильм «Камуфляж и шпионаж», сместив на третье фантастический боевик Фёдора Бондарчука «Вторжение».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 17.01.2020 17:00
Комментарии 0
Наверх