// // Как уйти от уплаты транспортного налога

Как уйти от уплаты транспортного налога

2577

Лошадью ходи!

2
В разделе

18 ноября миллионы автовладельцев по всей стране облегчённо вздохнули. Совет Федерации наложил вето на скандальный законопроект о двукратном увеличении ставки транспортного налога, который уже вызвал акции протеста в нескольких российских городах. Документ завернули под благовидные тезисы о том, что, мол, негоже в трудное кризисное время тянуть из народа последние жилы. Однако радовались автомобилисты недолго. Уже 25 ноября Совет Федерации одобрил новый законопроект, который в принципе ничем не отличается от первого. Базовые ставки налога хоть и не повысили, но зато теперь регионам разрешили умножать их не в 5 раз, как раньше, а уже в 10. То есть в любом регионе при желании местных властей сбор может быть увеличен вдвое. Разве что налоги теперь будут повышены лишь в 2011 году, так как регионалы физически не успеют принять соответствующие законы. Складывается ощущение, что над нами просто издеваются…

18 ноября миллионы автовладельцев по всей стране облегчённо вздохнули. Совет Федерации наложил вето на скандальный законопроект о двукратном увеличении ставки транспортного налога, который уже вызвал акции протеста в нескольких российских городах. Документ завернули под благовидные тезисы о том, что, мол, негоже в трудное кризисное время тянуть из народа последние жилы. Однако радовались автомобилисты недолго. Уже 25 ноября Совет Федерации одобрил новый законопроект, который в принципе ничем не отличается от первого. Базовые ставки налога хоть и не повысили, но зато теперь регионам разрешили умножать их не в 5 раз, как раньше, а уже в 10. То есть в любом регионе при желании местных властей сбор может быть увеличен вдвое. Разве что налоги теперь будут повышены лишь в 2011 году, так как регионалы физически не успеют принять соответствующие законы. Складывается ощущение, что над нами просто издеваются… Что же стоит за всеми этими странными математическо-законотворческими рокировками? И могут ли рядовые автомобилисты в такой ситуации вполне законными методами минимизировать свои финансовые потери? Корреспондент «Нашей Версии» попробовал найти ответ на эти и другие вопросы.

Транспортный налог был введён в 2003 году, и уже тогда у него появилась масса противников. Ведь сам по себе этот сбор в нынешнем виде – юридический нонсенс. Фактически это налог на имущество, но исчисляется он, как это принято, не из стоимости этого имущества, а почему-то из количества лошадиных сил под капотом. Это всё равно что налог на недвижимость будут считать, скажем, по количеству батарей центрального отопления в квартире.

С другой стороны, размер транспортного сбора совершенно не связан с ущербом, наносимым конкретно взятым авто дорогам или экологии. Например, за мощный 1,5-тонный спортивный автомобиль владелец платит в казну больше, чем владелец разбивающего дороги и чадящего, как паровоз, «КамАЗа».

Новые же поправки в налоговый кодекс, по мнению экспертов, только увеличат количество противников этого странного сбора…

«Если бы законопроект был принят в изначальном виде – повысили бы вдвое базовую ставку, – то акции протеста автомобилистов всколыхнули бы всю страну, – рассказывает «Нашей Версии» вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. – А в условиях кризиса для руководства страны это было недопустимо. По новому законопроекту налог смогут поднять теперь только в 2011 году, причём в разных регионах делать это будут по разным коэффициентам и в разное время, а значит, и акции протеста пройдут в разное время и в разных местах. Ну и, кроме того, теперь получается, что федеральная власть у нас хорошая, а региональная – плохая. Ведь именно регионы будут поднимать налог».

По теме

Впрочем, без акций протеста дело всё-таки не обошлось. Самой масштабной стала акция «Гудок гнева», которая состоялась 13 ноября. В 10 утра по московскому времени тысячи автомобилистов по всей стране синхронно нажали на клаксоны своих авто. Кроме того, в ряде городов состоялись несанкционированные автопробеги: их участники протестовали не только против повышения транспортного налога, но и против нового техрегламента, де-факто ставящего в России вне закона праворульные автомобили из Японии.

Но всё-таки, как считают эксперты, эффект от этих акций будет краткосрочным. «Всё равно регионы поднимут налог, не в этом, так в следующем году, – говорит Леонид Ольшанский, – кризис вряд ли закончится, а бюджеты трещат по швам».

О том, где в первую очередь будет взвинчен сбор, можно проследить по тому, как он рос до нынешних поправок. Своеобразным всероссийским паровозом в этой области традиционно является Санкт-Петербург. Здесь максимальные ставки были приняты уже в 2005 году. Тогда как в более богатой Москве они достигли максимальной планки только в 2009 году. Кстати, стоило Госдуме принять законопроект о повышении базовых ставок, как представители заксобрания Санкт-Петербурга сразу сообщили, что налог в городе в 2010 году будет повышен ещё вдвое. Теперь же, когда законопроект завернули, отцы и матери города на Неве заявляют, что сбор не будет поднят, и сделано это исключительно по причине заботы о благосостоянии простых петербуржцев и транспортных компаний…

А вот кому, пожалуй, не стоит беспокоиться о своих кошельках, так это жителям Чеченской Республики. Здесь на данный момент действуют самые низкие ставки дорожного налога в России. Например, для автомобилей мощностью свыше 250 лошадиных сил установлен сбор 8 рублей за «лошадку». Это почти в 20 раз меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге…

Впрочем, несмотря на предоставленную партией и правительством годовую передышку, тема транспортного налога по-прежнему остаётся чуть ли не самой главной на автомобильных интернет-форумах, в курилках автосервисов и шиномонтажных мастерских. А тысячи автовладельцев озабочены одним простым вопросом: как этот проклятый сбор либо не платить вообще, либо платить лишь отчасти?

Например, в Московской области ветераны войны освобождаются от налога на автомобили мощностью до 150 лошадиных сил. Поэтому если житель Рублёвки попробует оформить свой Lamborghini Murcielago на участника обороны Москвы, то занятие это будет совершенно бесполезным.

Другой вполне законный вариант – поставить машину на учёт в регионе с меньшими налоговыми ставками. Например, когда в том же Санкт-Петербурге сборы подняли до предела, сразу же значительно вырос автомобильный парк в Ленинградской области, где транспортный налог был чуть ли не вдвое меньше. Но опять же это действие весьма хлопотное.

Существуют и полулегальные схемы. Так, ни для кого не секрет, что при помощи нехитрых манипуляций и за определённое вознаграждение сотрудники Госавтоинспекции могут занизить в паспорте транспортного средства (ПТС) мощность двигателя вашего автомобиля. Соответственно и налог будет меньше. Правда, злые языки утверждают, что налоговая уже давно не верит данным из ГАИ и начисляет налог по своим базам характеристик мощности того или иного двигателя.

Мы решили проверить эту информацию и позвонили в одно из столичных отделений Федеральной налоговой службы. Легенда была такой: мол, мы собираемся покупать автомобиль с рук, но у него в ПТС занижена мощность, и нам интересно, исходя из чего будет начисляться налог. Вот какой ответ мы получили:

– Что ГИБДД поставит в документах, то мы в электронном виде и получим.

– То есть вы сами по своим базам не смотрите характеристики?

– Нет, мы сами здесь ничего не делаем. Как нам ГИБДД «сбросит» эту машину, так мы и считаем.

– И мне ничем не грозит, что в ПТС занижена мощность?

– Нет, конечно!

Впрочем, есть мнение, что занизить количество лошадиных сил автомобиля можно и без «своего человечка» в Госавтоинспекции.

По теме

На автомобильных интернет-форумах сегодня упорно муссируются слухи о том, что занизить число «лошадок» в документах можно совершенно честным способом. Мощность двигателя из-за его износа со временем падает, и её можно замерять в сертифицированной организации. Потом, мол, с этой справкой, где будет написано, что она упала с 260 до 250 «лошадок», можно смело идти в налоговую и пересчитывать налог по новой. В качестве такой организации «знатоки» рекомендуют Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ».

«Это чушь и ересь неимоверная,– говорит «Нашей Версии» руководитель Центра технической экспертизы НАМИ Юрий Глумов, – к нам действительно постоянно приходят люди и просят замерить мощность и дать справки для налоговых органов. Мы говорим: пожалуйста, мощность мы вам измерим, только справку эту вряд ли хоть один чиновник примет. Во-первых, если государство на это пойдёт, то мощность придётся измерять каждый год и сделать это в масштабах страны будет просто нереально. Во-вторых, многие автомобили оснащены оборудованием, повышающим мощность двигателя, – снять и поставить его на место дело 30 минут. Думаете, государство пожелает быть добровольно обманутым гражданами?».

Вообще, по словам Юрия Глумова, даже на любом новом автомобиле реальная мощность будет несколько ниже той, что отображена в документах. Таковы технические особенности сборки двигателей. Иногда она изначально завышена из-за разницы методик измерения в Европе, Азии и США. Например, двигатель Audi 2,7 biturbo на машинах, произведённых для Европы, имеет мощность 250 «коней». Абсолютно такой же мотор в США по документам уже имеет 254 лошадиные силы. Двигатели одинаковые, а владельцы таких машин, привезённых из США, платят в России вдвое больший налог. Впрочем, по мнению экспертов, проблема кроется не столько в методиках подсчёта, сколько в головах.

«Зачем вы покупаете мощный двигатель? – задаётся вопросом Юрий Глумов. – Скорость движения на трассах ограничена правилами дорожного движения, и на автомобиле мощностью 500 лошадиных сил вы обязаны ехать с такой же скоростью, как и на автомобиле мощностью 65 лошадиных сил. Или если вы купили машину за 2 млн., неужели налог в 60 тыс. вас обременит? Скажу честно, к нам приезжали люди даже на «Бентли» и «Роллс-Ройсах» и просили сделать справки, что у них не 600 лошадиных сил, а 100–200. Видимо, у народа принцип – любой ценой обмануть государство».

Но всё-таки, как говорит один мой знакомый автомеханик, «мощи много не бывает». Хороший мотор позволяет совершать уверенные обгоны на трассе, да и с полной загрузкой, если под капотом уверенно рычит тяжёлый V6 или V8, ехать куда веселее. Неужели вскоре многим любителям мощных автомобилей придётся пересесть на малолитражки? Ведь, согласитесь, платить транспортный налог от 70 тыс. рублей в год далеко не всякому по карману. Да и, собственно, непонятно, за что его платить.

В голову приходит другое решение – почему бы не купить обычный автомобиль и не отдать его на доработку мастерам тюнинга, которые выжмут из него лишние 50–100–150 «лошадок»? А в ПТС останутся прежние 150 или 200 сил. Чем не выход?

«Теоретически модернизировать можно любой автомобиль, но любой тюнинг с целью сокрытия истинного потенциала транспортного средства выходит за рамки закона. Даже простейший чип-тюнинг должен быть отражён в документах, – рассказывает «Нашей Версии» главный редактор журнала «Тюнинг автомобилей» Денис Арендарчук. – И если чип-тюнинг или строкер-кит (оборудование для увеличения хода поршня. – Ред.) эксперт может и не заметить, то отсутствующий катализатор или установленную турбосистему или компрессор скрыть от глаз эксперта, проверяющего техническое состояние машины, будет невозможно. И вам попросту не разрешат эксплуатацию автомобиля. Способы же сокрытия таких изменений уже лежат в области уголовного права».

По словам Дениса Арендарчука, тюнинг также далеко не всегда оправдан с экономической точки зрения. Самый дешёвый способ увеличения мощности мотора – это чип-тюнинг. Правда, и эффект от него сомнительный: для атмосферных моторов прибавка мощности составит не более 5%, для турбированных –10–15. А вот серьёзный апгрейд двигателя, например установка турбины на «атмосферник», в среднем сегодня обойдётся автовладельцу в 8–10 тыс. долларов США. Получается, что за цену турбины можно спокойно три года платить сбор по 80–100 тыс. рублей… Иными словами, овчинка выделки не стоит.

«Тому, кто не желает платить налоги за серьёзно тюнингованный аппарат, но не видит себя вне мира скорости, прямой путь не на дороги общего пользования, а на специальные трассы. Там талон техосмотра не нужен», – резюмирует Денис Арендарчук.

Как видно, все существующие способы «оптимизации» транспортного налога в лучшем случае сопряжены с огромной головной болью, в худшем – с риском оказаться на скамье подсудимых. Невольно напрашивается вопрос: неужели государство не может прийти к какому-то компромиссному варианту, который устроил бы и бюджет и автолюбителей?

Кстати, на прошлой неделе фракция ЛДПР внесла на рассмотрение Госдумы законопроект, который уже получил одобрение в автомобильном сообществе. Транспортный налог предложили закладывать в цену бензина. Такая система, например, действует в США и ряде европейских стран. Её преимущества очевидны: чем больше автовладелец покупает бензина, тем больше он пользуется дорогами и тем больший вред он наносит экологии, а значит, должен больше платить в казну.

«Это был бы очень справедливый налог, – считает Леонид Ольшанский. – Ко мне часто обращаются пенсионеры и говорят, что выезжают на дороги два раза в год: весной на дачу и осенью обратно. И при этом они почему-то должны платить столько же, как и те, кто ездит ежедневно».

Кроме того, транспортный налог, заложенный в ценах на топливо, подстегнул бы граждан пересаживаться на более экономичные, а значит, и экологичные автомобили. А транспортным предприятиям стало бы невыгодно содержать грузовой автохлам из-за рубежа.

«Этот законопроект не пройдёт, потому что его выдвинула ЛДПР, а «Единая Россия», как правило, блокирует любые инициативы, выдвинутые другими партиями, – говорит «справоросс» Леонид Ольшанский. – Документ выгоден всем, и автомобилисты эту идею поддерживают, но его заблокируют из-за непомерных амбиций «Единой России».

Так или иначе, а нам всем остаётся ждать 2011 года, когда мы сможем оценить аппетиты региональных властей. И если они окажутся чрезмерными, то над страной опять раздастся заунывный гудок гнева.

Опубликовано:
Отредактировано: 30.11.2009 11:54
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх