Версия // Опросы // Госсовет России станет сильнее Совбеза?

Госсовет России станет сильнее Совбеза?

9302

Новая башня

Новая башня
Версии читателей
Проголосовало: 15 человек

Главой Госсовета назначен куратор ОПК Алексей Дюмин. Этот кадровый манёвр некоторые уже расценили как резкое повышение статуса прежде не столь заметного «центра силы». Заговорили даже о «новой башне Кремля». А как же может быть на самом деле?

В Российской Федерации Госсовет появился ещё при Советском Союзе, в июле 1991 года. Возглавил его Геннадий Бурбулис, «серый кардинал» при раннем Борисе Ельцине, в ранге госсекретаря «при президенте России» (sic!). Именно Ельцин и Бурбулис в декабре 1991-го подписали Беловежские соглашения, положившие конец СССР. До последнего времени Госсовет функционировал большей частью в полусонном режиме, а последним секретарём Госсовета – до назначения Алексея Дюмина – был малоприметный Игорь Левитин, бывший министр транспорта. Другими словами, в Госсовете, консультативно-совещательном органе, председательствует в котором по-прежнему президент страны, можно стать и Бурбулисом, и Левитиным. В зависимости от обстоятельств и личностных характеристик. Есть, правда, нюанс. Секретарь Госсовета Левитин не курировал, подобно Дюмину, оборонно-промышленный комплекс в ранге помощника президента. А Дюмину, видимо, предстоит совмещать. В этой связи несложно предположить, что согласования и координация мобилизационных проектов оборонки будут, так или иначе, проводиться на площадке Госсовета. И ещё раз отметим и подчеркнём – под руководством непосредственно главы государства. Вот и получается, что Дюмин при Путине, возможно, станет влиятельнее Бурбулиса при Ельцине. А Госсовет, таким образом, станет практически вровень по статуту с Совбезом – ещё одним консультационно-совещательным органом при президенте России.

Несколько лет назад «Наша Версия» со ссылками на советника президента по экономике Сергея Глазьева писала о перспективах трансформации Госсовета в некое «новое Политбюро». Однако трансформация, по всей видимости, откладывалась по объективным причинам (сперва пандемия, затем спецоперация). Теперь же, похоже, час настал. Но возникает коллизия: членами Совбеза и членами Госсовета, согласно положениям об этих органах, выступают практически одни и те же фигуры тяжеловесов. Разве что при Госсовете не предусмотрен научный совет – пока, во всяком случае. Возникает некое поле для состязательности – впрочем, возможно, так и было задумано. Эксперты гадают, не утратит ли в этой связи Совбез своей политической субъектности в ближайшей перспективе? Мы же гадать не станем, поживём – увидим. Как там у Заболоцкого: «А если так, то, что есть красота и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» Вот и давайте разберёмся.

По теме

Версия 1

Госсовет – орган стратегии и контроля, Совбез – силового реагирования

По мнению политолога Марата Баширова, принципиальное отличие Совбеза от Госсовета расписано в компетенциях, достаточно внимательно почитать документы. «Госсовет, – разъясняет он, – в пределах своей компетенции (а какие уж тут пределы, если его глава – президент страны?!) участвует в разработке стратегических задач и целей внутренней и внешней политики и в формировании государственной политики в области социально-экономического развития страны и регионов». Совбез же целиком силовой орган. Не столько планирующий, сколько реагирующий. Госсовет – в соответствии с Конституцией – создавался для обес­печения согласованного функционирования и взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти. У Совбеза иные задачи. Образно говоря, в Совбезе принимают решение о начале спецоперации на Украине, а на Госсовете решают, как трансформировать и развивать новые территории. Но если Госсовет отчасти и орган контроля, то как это будет выглядеть в действии? Дополнительно ещё одну Счётную палату организуют (та, что есть, состоит «при Госдуме»)? Или переподчинят Госсовету силовые структуры (сейчас они подчинены президенту страны напрямую)?

Версия 2

Совбез – это «про тактику», а Госсовет – «про стратегию»

Основные направления деятельности двух башен принципиально разные, одна «смотрит» вовне, а другая – вовнутрь. Ещё объясняют так: баланс между Совбезом и Госсоветом – это баланс между «силовой» и «гражданской» башнями. Тоже не слишком внятно? Тогда обратимся к наглядности. По некоторой информации, которую уже нельзя назвать просто слухами, вскоре в стране могут восстановить Госплан. Так вот, если Госплан восстановят, функционировать он будет в рамках Госсовета (место, где определяют стратегию), а не Совбеза (структура, согласующая тактику действий).

Версия 3

Совбез – это «про внешнюю политику», а Госсовет – «про внутреннюю»

Недавно «Ведомости» написали, что у Госсовета, возможно, возникнет недопонимание с управлением по обеспечению деятельности Госсовета администрации президента в части, касающейся региональной политики. И предположили в этой связи, что УГС разделят на два управления (одно обеспечит деятельность непосредственно Госсовета, другое займётся региональной политикой). И даже намекнули на возможный конфликт интересов Дюмина с Сергеем Кириенко. Так или иначе, гадать не станем – интереснее другое. «Ведомости», желая того или нет, «развели в стороны» направления деятельности Совбеза и Госсовета. Если в итоге так и устаканится, функции органов будут очерчены чётче чёткого.

Влад КРЫМСКИЙ
Опубликовано:
Отредактировано: 01.06.2024 13:01
Комментарии 0
Наверх