Версия // Бизнес // Бизнес-дайджест за неделю: туристическим агентствам грозят массовые банкротства, платную рекламу в мобильных признали законной

Бизнес-дайджест за неделю: туристическим агентствам грозят массовые банкротства, платную рекламу в мобильных признали законной

1074
lori.ru
В разделе

Федеральная служба судебных приставов продолжает искать новые методы взыскания долгов с несознательных граждан. Уже были попытки блокировать телефоны, списывать деньги с мобильных счетов, не пускать проштрафившихся за границу. Теперь новая инициатива. Описывать имущество под честное слово, точнее, под присягой. На первый взгляд это просто эффектный жест. На практике – потенциально очень серьёзные неприятности для тех, кто решит утаить что-нибудь из своей собственности, вместо того чтобы передать её на погашение задолженности.

Туристическим агентствам грозят массовые банкротства

Минувшим летом в Общероссийском генеральном реестре туристических агентств было зарегистрировано 289 новых фирм. По сравнению с посткризисными показателями в некоторых городах число компаний удвоилось. Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько, мягко говоря, настороженно относится к подобному оживлению на рынке.

«В последнее время участились случаи, когда компании исчезают, не заплатив клиентам денег. Участились случаи нецивилизованного ухода с рынка. Эта тенденция вызывает озабоченность», – заявил Шпилько.

По его мнению, одна из причин лавинообразного роста и не менее обвального падения кроется в том, что в турбизнес пришли предприниматели из других областей, чей бизнес пострадал, а то и был уничтожен кризисом. Посреднические услуги показались им весьма привлекательной альтернативой, поскольку не требуют значительных вложений на старте. Дешёвый и простой старт – прямое следствие того, что с 2007 года была отменена система лицензирования, а минимальный уставный капитал для турагентства установлен в размере 10 тыс. рублей. Беда в том, что туроператоры при этом ограничены жёстким механизмом финансовых гарантий, а турагентства рискуют в лучшем случае офисной мебелью и пресловутыми 10 тыс. рублей.

Другой аспект – попытки неофитов захватить рынок за счёт демпинга в расчёте на будущее. Вот только оно зачастую не наступает, дальше – банкротство или ликвидация по «серой» схеме, а в результате сотни обманутых клиентов. И это не говоря о том, что активизировались и откровенные мошенники.

Итоги этих процессов печальны. Шпилько привёл в пример московское турагентство «В отпуск». В 2009–2010 годах оно лишило новогоднего отдыха около 200 человек. В феврале более сотни жителей Петербурга не смогли выехать по путёвкам фирмы «Анжелика». Причём некоторые из них даже сумели вернуть часть денег: 5–6 тыс. рублей, при том что средний тур стоил 80 тысяч.

Что касается простых потребителей, то совет простой: несмотря на чрезвычайно заманчивые предложения, постараться избегать недавно образованных тур-агентств. Хотя бы пара лет истории – пусть не гарантия, но всё же один из признаков надёжности.

Платную рекламу в мобильных признали законной

Не так давно Таганский суд Москвы отклонил иск общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» к компании МТС, в котором защитники интересов абонентов требовали признать незаконным взимание платы за рекламные sms-сообщения, отправляемые абонентам с коротких номеров.

В подтверждение своей позиции истцы ссылались на закон «О связи», согласно которому все входящие вызовы должны быть бесплатными. Кроме того, стоимость рекламных sms зачастую неизвестна потребителям. В частности, некоторое время назад один из абонентов сотового оператора уже обращался в суд с аналогичным заявлением: с апреля по октябрь 2009 года у предпринимателя Игоря Лабутичева было списано со счёта 2852 рубля, из которых лишь 646 рублей непосредственно за услуги МТС, остальные 2206 рублей пошли на оплату sms-сообщений, рассылаемых провайдером «Авант-Мобайл». И хотя иск предпринимателя был отклонён, поскольку в ходе судебного разбирательства выяснилось, что рекламные услуги были заказаны его дочерью, проблема порядка оплаты рекламных sms, отправляемых абонентам сотовых операторов с коротких номеров, всё равно остаётся на повестке дня. Всё дело в том, что по ныне действующему законодательству фактически никакого контроля за провайдерами, предоставляющими контент-услуги, не существует. Схема такова: сначала какая-либо компания закрепляет за собой короткие номера, которые впоследствии сдаются в субаренду, а затем и в субсубаренду. «На первом этапе всё оформляется документально, а на уровне субдилеров процесс никак не контролируется. Нет такой схемы, один дилер – один паспорт. В итоге конечного поставщика услуги найти очень сложно», – объясняет главный редактор Russian Mobile Сергей Маленкович.

По теме

Проблема, однако, в том, что независимо от того, как именно действуют контент-провайдеры, сотовая компания всё равно не несёт никакой ответственности за их действия. В договоре купли-продажи МТС, который заключается со всеми абонентами, есть пункт, гласящий, что «при получении-отправке sms/mms-сообщений по коротким номерам сети МТС стоимость указывается отдельно». Именно наличие этого пункта послужило основным аргументом компании МТС, благодаря которому ей удалось выиграть иск.

Но ставить точку в деле о плате за рекламные sms пока рано. Всё дело в том, что далеко не всегда потребители оказываются проинформированы о стоимости рекламных sms, то есть указанное положение в договоре купли-продажи на поверку оказывается чистой формальностью. «При этом абоненты зачастую не могут отказаться от сообщения или предотвратить его получение», – возмущается юрист «Общественного контроля». Примечательно, что представитель МТС, выступавший в суде, также не исключил возможности получения платных sms без предварительного заказа со стороны абонента. Так что не исключено, что иски к сотовым операторам в ближайшее время продолжатся.

Должников хотят сажать за ложь про имущество

Федеральная служба судебных приставов продолжает искать новые методы взыскания долгов с несознательных граждан. Уже были попытки блокировать телефоны, списывать деньги с мобильных счетов, не пускать проштрафившихся за границу. Теперь новая инициатива. Описывать имущество под честное слово, точнее, под присягой. На первый взгляд это просто эффектный жест. На практике – потенциально очень серьёзные неприятности для тех, кто решит утаить что-нибудь из своей собственности, вместо того чтобы передать её на погашение задолженности.

Геннадий Иванов, глава управления организации работы по реализации имущества должников ФССП РФ, считает, что подобная практика крайне эффективна. Враньё под присягой – это уголовно наказуемое деяние. Больше того, в ряде стран подобные механизмы уже активно применяются. Например, поиздержавшиеся немцы обязаны поклясться в том, что не утаили от инспекторов ничего по-настоящему ценного. Иванов надеется, что практика приживётся и в России – позволит его службе повысить показатели.

«За семь месяцев 2010 года на реализацию передано имущество на общую сумму более 36 млн рублей. От его реализации получено почти 4 млн рублей. В аналогичном периоде прошлого года эти показатели составили более 18 млн рублей и 2,3 млн рублей соответственно», – сообщил Иванов и без того внушительную статистику, которая почти вдвое больше цифр за аналогичный период прошлого года.

Правда, эксперты сомневаются в эффективности «разговорного жанра» применительно к тем, кто вполне сознательно нарушает закон. Куда серьёзнее было бы воздействие от создания чёрного списка, который позволял бы отказывать должникам в открытии банковских счетов, получении кредитов. С другой стороны, практика показала, что и без чрезмерных ухищрений приставы могут вполне достойно справляться со своей работой. В частности, уже сейчас для выявления утаённой собственности они активно сотрудничают с автосервисами, работают на автодорогах, используя автоматические системы распознавания автомобилей, и ищут информацию в социальных сетях.

Налоги на квартиру и дачу могут вырасти

Не исключено, что уже с 2013 года плата за квартиру и загородный дом может существенно возрасти. На прошлой неделе Минфин представил поправки, предусматривающие появление налога на недвижимость. Причём рассчитываться он будет исходя из рыночной стоимости объекта.

Действующая сегодня налоговая схема такова: налог на квартиру для физических лиц рассчитывается по оценке БТИ, земельный налог – исходя из кадастровой стоимости участка. В результате эти платежи сегодня зачастую оказываются чисто символическими и не сильно обременяют граждан. Согласно проекту, предложенному Минфином, предполагается объединить налог на землю и имущество для физических лиц, заменив его единым налогом на недвижимость. По словам замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергея Разгулина, базовая ставка нового налога будет определяться на федеральном уровне: предположительно её размер составит не более 0,1% рыночной стоимости недвижимости. При этом региональные власти смогут её уменьшать.

Стоит отметить, что предлагаемая Минфином схема налогообложения на первый взгляд выглядит вполне логично: владельцам дорогих квартир и престижных загородных домов придётся раскошелиться. «При высокой рыночной стоимости квартир их владельцы сегодня платят низкий налог на имущество, потому что по БТИ их жильё стоит меньше из-за возраста дома», – поясняет партнёр юридической компании Goltsblat BLP Виталий Можаровский.

Вместе с тем если идея Минфина будет одобрена, то в числе пострадавших могут оказаться, например, небогатые дачники, получившие участки ещё в советское время. «Много стародачных посёлков сегодня оказалось чуть ли не в черте города. Стоимость такой земли очень высока. А хозяева, как правило, – пенсионеры или их наследники, которые далеко не всегда имеют большой достаток», – рассуждает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Сергей Смирнов*. То же касается и владельцев квартир, расположенных, например, в центральных районах той же Москвы: зачастую их владельцами оказываются люди старшего поколения, у которых просто нет возможности оплачивать налог на своё жильё исходя из его рыночной стоимости. «У нас в стране такой налог нельзя вводить без учёта дифференциации населения по доходам. Иначе такая госпошлина приведёт только к переделу собственности, поскольку кто-то просто не сможет её содержать», – резюмирует Сергей Смирнов.

*
Смирнов Сергей Сергеевич внесен Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 29.11.2016 14:07
Комментарии 0
Наверх