Юрий Жданов увидел в действиях США подталкивание союзников по НАТО к войне с Россией
Европейские марионетки
В последние несколько недель одним из главных инфоповодов на международной арене стали притязания президента США Дональда Трампа на Гренландию. При этом американский лидер, казалось бы, открыто демонстрирует пренебрежение к Европе и ее позиции по этому вопросу. Однако, как указал исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств-участников СНГ, доктор юридических наук, заслуженный юрист России, профессор, заведующий кафедрой международного права РГСУ Юрий Жданов, не стоит обольщаться на этот счет. По его мнению, европейские страны НАТО не смогут помешать Трампу забрать Гренландию, поскольку риторика американского лидера о пресловутых «двух собачьих упряжках», защищающих остров, не так уж далека от реального положения дел. И относительно России у Вашингтона тоже есть планы.
«Невзирая на неуклюжие, якобы, миролюбивые, реверансы Трампа в нашу сторону, он откровенно готовит Европу и НАТО к войне с Россией. И это вполне соответствует его новой Стратегии национальной безопасности», – заметил Юрий Жданов.
Россия в этом документе не фигурирует как основная угроза безопасности США, однако в долгосрочной перспективе это мало что меняет.
Проблемы Европы
Эксперт обращает внимание на материалы западных изданий, например, на публикацию Reuters «США устанавливают крайний срок для европейской системы обороны НАТО — 2027 год». Из нее следует, что Вашингтон не устраивают успехи Европы в повышении ее военного потенциала после 2022 года, и, если она не успеет уложиться в дедлайн и до 2027 года взять на себя большую часть оборонных возможностей НАТО, США «могут выйти из некоторых механизмов планирования НАТО». В ЕС настроены на этот счет не слишком оптимистично:
«Несколько европейских чиновников заявили, что срок к 2027 году нереалистичен, независимо от того, как Вашингтон оценивает прогресс, поскольку для замены некоторых возможностей США в краткосрочной перспективе Европе нужно нечто большее, чем просто деньги и политическая воля».
США хотят заставить Европу взять на себя ведущую роль в обеспечении обычной обороны континента, и европейские страны в целом согласны с этим требованием президента США. Они уже пообещали увеличить свои траты на нужды обороны. До 2030 года ЕС намерен подготовить контингент к самообороне, а также устранить пробелы в таких сферах как ПВО, беспилотники, кибероперации и боеприпасы. Это, по оценке аналитиков, весьма амбициозная цель.
Как отметил Юрий Жданов, Трамп «взбадривает» Европу, вынуждая ее действовать в его интересах – перевооружаться за свой счет и тратить больше денег на оборону, и успешно играет на ее проблемах: например, на проблемах с закупками военной техники.
Оружейный бум
Военная промышленность Европы получила огромную прибыль. По данным The Washington Post, на которые ссылается Жданов, после обещания союзников США увеличить оборонные бюджеты до 5% ВВП самые большие финансовые выгоды от этого получил немецкий оборонный подрядчик Rheinmetall. Стоимость акций компании взлетела почти в три раза с декабря 2024 года, а ее рыночная стоимость увеличилась с 4,1 миллиарда до 2022 года до 91 миллиарда долларов:
«Спустя 80 лет после окончания Второй мировой войны немецкие оружейные заводы снова работают на полную мощность. Такие компании, как Diehl, Heckler & Koch и KNDS также производят вооружения, но ни один конкурент – ни в Германии, ни на континенте — не может сравниться с ростом Rheinmetall».
Именно эта компания производила снаряды, танковые пушки и бронетехнику для Украины. Сейчас Rheinmetall строит заводы по всей Европе. И, разумеется, если российско-украинский конфликт будет урегулирован, это приведет к замедлению роста военной промышленности Германии. Впрочем, даже при таком раскладе, как рассчитывают в руководстве компании, Rheinmetall не будет бедствовать – на плаву ее может удержать потенциал сдерживания НАТО, а главным заказчиком станет уже правительство Германии.
К слову, портфель заказов Rheinmetall к концу прошлого года составил более 93 миллиарда долларов. Как объяснили в компании, это связано с ростом крупных новых контрактов и «высоким спросом со стороны военных».
Союзники-конкуренты
У других европейских производителей столь бурный успех Rheinmetall вызывает досаду. На этом фоне ЕС проблематично координировать свои военные усилия. Так, например, во Франции уже беспокоятся по поводу стратегии Берлина в оборонной отрасли: как полагают в Париже, она способствует усилению конкуренции и наносит удар по кооперации:
«А ведь когда-то Франция стремилась возглавить процесс консолидации обороны Европы – эту идею поддерживал президент Эммануэль Макрон. Но финансовая реальность отдала инициативу Германии. Вопрос решился просто: у кого деньги, тот и главный. Деньги были у Германии».
Таким образом, как констатировал Юрий Жданов, Германия на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в производстве тяжелой наземной техники, спрос на которую сейчас особенно высок из-за продолжающихся военных действий. Что касается Франции, она по-прежнему сохраняет за собой ведущие позиции в сфере противовоздушной обороны. При этом между Берлином и Парижем возросла напряженность на фоне предполагаемого сворачивания совместной программы самолетов-истребителей и запуска немецкой стороной проекта «Небесный щит» без участия Франции.
Что касается позиции руководства НАТО, от генсека альянса Марка Рютте звучат призывы к единству и совместной реализации «прекрасных возможностей для бизнеса». Как полагает Жданов, едва ли кто-то в Европе воспринимает их всерьез.
Просмотров: 116