Эксперт Юрий Жданов рассказал о деятельности российского бюро Интерпола и раскрыл его дальнейшие перспективы
Работать головой
Генерал-лейтенант МВД РФ, Исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств – участников СНГ Юрий Жданов рассказал о работе российского бюро Интерпола в сложных условиях санкций и на фоне спецоперации.
История и непростые времена
Он напомнил, что на сегодняшний день Интерпол объединяет 196 государств и является первой в мире международной межправительственной организацией, число членов которой превышает показатель ООН. 35 лет назад в состав Интерпола был включен СССР, после распада которого Национальное центральное бюро (НЦБ) Интерпола в России стало правопреемником НЦБ Интерпола в СССР.
Юрий Жданов признал, что в истории Интерпола были темные страницы, когда в 30-х годах к руководству организации пришел Рейнхард Гейдрих, и тогда она фактически стала частью пятого отдела РСХА, а четвертым отделом было гестапо.
И сейчас, отметил эксперт вызывает тревогу тот факт, что эстафету нацистов пытаются перехватить Украина, Британия и Германия:
«Еще до начала СВО Украина, а затем и Британия предложили исключить Россию из Интерпола. Однако, если до этого многие санкционные инициативы против России проходили в Европе «на ура», к этой идее в мировом полицейском сообществе отнеслись, мягко говоря, сдержанно. Как ни печально для некоторых европейских «партнеров», Россия в Интерполе остается».
Не стоит ждать исключения
Говоря о том, есть ли вероятность исключения России из состава Интерпола, Юрий Жданов выразил уверенность, что этого не произойдет:
«Россия, как известно, в розыске преступников сотрудничает с 83 странами. К нашему НЦБ в Москве регулярно обращаются за помощью, в том числе израильтяне, американцы и англичане. Пока не зафиксировано случаев отказа России: мы находим и выдаем всех, кого наши партнеры разыскивают».
Он также отметил, что Россия получает запросов на помощь примерна на двадцать процентов больше, чем направляет сама:
«Зато на просьбы России следует не всегда адекватная реакция. Нам отказывают все чаще – в обвинениях, предъявляемых Генпрокуратурой РФ, усматривают политические мотивы».
Жданов также напомнил, что мандат Интерпола не подразумевает возможность введения санкций или принятия карательных мер, а конституция не содержит положений о приостановлении или исключении страны-члена.
Нарушение сотрудничества
Профессор пояснил, что до начала спецоперации Украина, наряду с такими государствами как Германия, Польша, Литва, Бельгия, США и Чехия, входила в число стран, с которыми у России был высокий уровень информобмена по каналам Интерпола.
Жданов также привел официальные данные, согласно которым с начала года, предшествующего спецоперации, на территории России по запросам Украины было задержано 15 разыскиваемых лиц, а выдано для привлечения к уголовной ответственности – 13. Взаимодействие выстраивалось и в обратном порядке – на украинской территории было задержано 17 лиц, разыскиваемых российскими правоохранителями, а выдано 11. После прекращения такого сотрудничества все лишь проиграли, констатировал эксперт.
Он также напомнил о решении украинских властей выпустить из тюрем огромное количество уголовников, аргументировав это необходимостью отправить их воевать. Жданов выразил сомнение, что все они действительно ушли на фронт, что косвенно подтверждает и рост уголовной преступности на Украине. Одновременно с этим он признал, что Россия всегда готова вести совместную борьбу с криминалом, однако для этого от Киева требуются конкретные действия в данном направлении.
Особый принцип работы
По словам Жданова, Интерпол представляет собой достаточно демократическую организацию и поступающие просьбы не являются обязательными к исполнению. Более того, Интерпол не рассматривает дела, связанные с политическими, военными и расовыми преступлениями, и основным оружием его работы являются информационные средства, сосредоточенные в многочисленных базах данных:
«На сегодня совокупный объем записей в учетах Интерпола – сто миллионов файлов. В арсенале Интерпола есть цифровая картотека отпечатков пальцев и профилей ДНК не только известных разыскиваемых преступников, но и неустановленных лиц, оставивших следы на месте преступления. Генеральным секретариатом разрабатываются и внедряются системы распознавания лиц и голоса».
Также в Интерполе имеется уникальный набор инструментов международного полицейского сотрудничества, за счет которого определяется степень важности и срочности поступающего запроса. Юрий Жданов подчеркнул, что созданный в кино образ сотрудника Интерпола как некоего супермена, который мечется по всему миру с пистолетами в поисках особо опасных преступников, не соответствует реальности:
«Ежедневная работа сотрудника Интерпола связана с обработкой огромного информационного массива, координацией усилий российских и зарубежных правоохранительных органов для решения задач по международному розыску лиц, раскрытию и расследованию трансграничных преступлений»
.
Эксперт отметил, что зачастую речь идет о сложной аналитической работе, а благодаря внедрению современных технологий сотрудники могут многое сделать с точки зрения установления местонахождения преступников, не выходя при этом из своего кабинета.
В качестве примера источника получения информации Жданов привел запущенную в Москве восемь лет назад крупнейшую в мире систему видеонаблюдения с функцией распознавания лиц.
Эксперт отметил, что в число наиболее разыскиваемых по линии Интерпола входят киберпреступники, террористы и экономические жулики:
«Сейчас в международном розыске по инициативе российских правоохранительных органов находятся свыше десяти тысяч человек, среди которых не только преступники, но и без вести пропавшие».
Понимание роли России
Говоря о взаимодействии по линии Интерпола российских полицейских с американскими коллегами, Жданов отметил, что оно имеет место, однако определенные нюансы все-таки существуют. По его словам, американцы регулярно направляют нам так называемые сигнальные сообщения об опасном или запрещенном контенте, размещенном в российском сегменте сети Интернет. При этом между Россией и США по-прежнему отсутствует договор о выдаче.
Также Жданов отметил, что несмотря на так называемую аполитичность Интерпола, принцип «кто платит, тот и заказывает музыку» не обошел его стороной. Он пояснил, что на долю Штатов и других западных стран приходится половина взносов в бюджет организации, плюс руководящие должности в организации тоже в большей степени занимают правоохранители западных стран.
Юрий Жданов отметил, что несмотря на достаточно сложную международную обстановку, в Интерполе есть понимание роли России в борьбе с преступностью. И обмен обвиняемыми продолжается между странами даже в период СВО, несмотря на наличие серьезных противоречий.
Он также выразил уверенность, что когда Европа в скором времени станет «задыхаться от разгула деятельности ОПГ, в том числе и этнических украинских, что, на его взгляд, неминуемо, сразу все политические мотивировки и толерантные установки отодвинутся на второй план. В результате, все будут «буквально обречены на сотрудничество»:
«Так что от «закрытия» российского Интерпола – если до этого дойдет, чего, надеюсь, не случится, – проиграет только сам Интерпол. Но – не дождетесь: не Россия».
Просмотров: 49