Эксперт Юрий Жданов оценил значение новой конвенции ООН против киберпреступности
Безопаснее для всех
По словам Юрия Жданова, киберпреступность наравне с другими видами преступности уже давно превратились в политический и даже стратегический фактор, оказывающий серьезное влияние на отношения между странами. Говоря о разработке соглашения, эксперт подчеркнул, что изначально Москва предлагала создать его как альтернативу принятой в далеком 2001 году и подписанной 76 государствами Будапештской конвенции Совета Европы по борьбе с киберпреступностью. В частности, российские власти сочли недопустимым разрешение на проведение трансграничных операций без одобрения со стороны правоохранителей:
«В Москве посчитали, что предоставление иностранцам возможностей проведения неавторизованных трансграничных киберопераций будет угрожать безопасности и суверенитету страны».
Предложение получило поддержку
Юрий Жданов напомнил – Россия потом вышла из Будапештской конвенции, и причиной этому послужило наличие опасений, что другие государства, в первую очередь Штаты, станут проводить на нашей территории поимку хакеров или собирать доказательства, делая это в обход национальных властей. Свою позицию по данному вопросу Москва не изменила даже после дополнения, уточняющего этот момент. В итоге Россия предложила миру универсальную альтернативу Будапештской конвенции.
Профессор пояснил, что в результате нескольких раундов сложнейших переговоров в позапрошлом году удалось утвердить компромиссный вариант конвенции. Однако работа в данном направлении не остановлена. В частности, при участии Москвы проводятся обсуждения о возможности создания доппротоколов к конвенции, нацеленных на расширение ее охвата и обеспечение дальнейшего развития.
По словам Юрия Жданова, Россия и ряд других государств выступали за включение в перечень более широкого списка преступлений, в то время как, например, страны Запада придерживались иной позиции и фактически были сторонниками узкого охвата.
Понятнее и чётче
Эксперт рассказал, что новая конвенция конвенция ООН по борьбе с киберпреступностью распространяется на многие категории преступлений и состоит из девяти глав и 68 статей, ее объем составляет 55 страниц. Рассуждая об особенностях документа, Юрий Жданов обратил внимание, что на протяжении длительного времени в мире фактически не было какой-то единой международно-правовой основы. Изменить ситуация и призвана новая конвенция, направленная против киберпреступности:
«Как отмечают международные эксперты, теперь с ее подписанием у стран появится общий знаменатель, что расценивать киберпреступлением».
В частности, такие действия как онлайн-мошенничество или домогательство в отношении детей в интернете теперь все участники должны рассматривать как преступные деяния. Этот подход будет способствовать упрощению международного сотрудничества правоохранительных органов. Более того, в конвенции четко обозначены механизмы сотрудничества, указано, какую помощь и на каких условиях можно оказывать, а также содержатся критерии, при которых в удовлетворении в просьбе о помощи может быть отказано:
«Так, например, государство, к которому обратились за помощью, может посчитать, что выполнение такой просьбы угрожает его суверенитету, безопасности, жизненным интересам».
Юрий Жданов не исключил, что подобные отказы могут иметь место в случае, если речь идет о так называемых недружественных друг другу странах. Эксперт также подчеркнул, что главным достижением новой конвенции ему видится установление единых стандартов для уголовного законодательства, процедур расследования и сбора доказательств для всех государств-участников, ведь когда правила четко прописаны, не будет места так называемым «серым юрисдикциям». То есть киберпреступники окажутся лишены возможности найти страну, где можно укрыться за счет отсутствия конкретного состава преступления. Жданов сделал вывод, что сейчас под эгидой ООН создается мощный и действенный правоохранительный инструмент, способный сделать мир цифровых технологий значительно более безопасным для всех.
Добавим, в российском МИД ранее уже озвучивали надежду, что новый договор поспособствует появлению надёжной правовой основы для установления и заметного укрепления сотрудничества правоохранителей стран-участниц в области борьбы с информпреступностью. Президент Владимир Путин, комментируя подписание в Ханое конвенции ООН против киберпреступности, назвал случившееся историческим событием
Просмотров: 55