Вернём в Россию конфуцианство!

Ситуация с жутким кемеровским пожаром является показательной, и об этом уже без меня сказано очень многими и практически всё. Я лишь обращу внимание на один из моментов. Своим мнением поделилась теле- и радиоведущая Анна Шафран.

Среди претензий, предъявляемых региональным и городским властям, чуть ли не главная – хамское поведение по отношению к людям. Тулеев, например, не стал общаться с гражданами и даже прощения у них не попросил, а попросил у президента. И какой вывод делается? А вот какой: мол, вся проблема в том, что власть слишком далека от народа. А вот были бы выборы честными, а все-все-все должности – выборными, а не назначаемыми, так умели бы общаться с народом...

И что? Значит ли это, что и пожара не случилось бы? Нет, не значит. Потому что выборный политик умеет заговорить избирателю зубы. А на компетентность в остальных вопросах (собственно, в вопросах, касающихся непосредственных обязанностей) это никак не влияет.

Что же может действительно заставить чиновника работать на совесть и не допускать ошибок? Какова реальная мотивация? Сейчас чиновника мотивирует только страх перед вышестоящими. То есть сумел «прикрыть спину» – твори что душа пожелает. Умение «общаться с народом» мало чем отличается от умения «прикрыть спину». Значит, способ получения чиновником своей должности не так важен: мотивацию следует искать в иных сферах.

В европейском мире такой мотивацией является протестантская этика, воспринятая и в католических странах тоже. Там актуальна идея мирского призвания – богоугодности любого честного труда. В том числе труда чиновника. Но протестантизм предполагает не только честный труд: чтобы всё «вертелось», необходим культ капитала (деньги, которые делают деньги) и удачи, выражаемой также в денежном эквиваленте. В нашей культуре культ удачи не столь развит, а культ денег, восторжествовавший в конце прошлого века, вовсе не является культом капитала. Истинный протестантский капиталист – это скряга, человек, который ничего не тратит на себя, чуждый русских «понтов». Во многих странах Азии чиновников мотивируют к добросовестной работе и сдерживают от коррупции принципами конфуцианства. Каждый человек может обладать благородством, если знает своё место, служит высшим, заботится о низших. У каждого есть долг (дао) и честь (де).

Идеологическая мотивация чиновников в Российской империи чем-то напоминала конфуцианскую: аналог «небесного мандата» – это идея помазанничества. Что же до дао и де, то их роль играли дворянская честь и благородное происхождение, которые налагали на представителей служилого сословия ряд ограничений. Сегодня всех этих ограничений, к сожалению, больше не существует. Но их можно восстановить, если культивировать в России «китайский» подход к государственной службе. Он, как видите, не требует такого насилия над культурой, как любые попытки ввести у нас западные институты и правила.

Анна Шафран

02.04.2018 08:34

Просмотров: 4992