В 1947 году на базе Кригсмарине взорвали 6 700 тонн взрывчатки

Таинственные острова. Гельголанд

В некоторых странах военно-морская инфраструктура имеет схожие черты. Точно так же, как Кронштадт прикрывает морские подходы к Санкт-Петербургу – Ленинграду, остров Гельголанд, находящийся в Гельголандской бухте на юго-востоке Северного моря, прикрывает подступы к важнейшим военно-морским базам и портам Германии – Вильгельмсхафену, Гамбургу и входу в Кильский канал. Так же, как и Кронштадт, судьба Гельголанда связана с военно-морским флотом, а в наши дни на островах всё больше туристов.

Но в отличие от Кронштадта, после Второй мировой войны Гельголанд был полностью разрушен. В этой статье мы расскажем о непростой истории того немецкого острова.

История острова до XIX века

С геологической точки зрения остров представляет собой своеобразную аномалию. Дело в том, что береговые скалы Гельголанда имеют характерный красный цвет осадочных пород. Это единственное место в Гельголандской бухте и на всем немецком побережье Северного моря, где присутствуют породы такого цвета. До 1720 года Гельголанд был одним островом. В том году произошел сильнейший шторм, в результате которого остров раскололся на две части. В наши дни это острова: Гельголанд, площадью всего 1 квадратный километр, и остров Дюна площадью 0,7 квадратных километров. На нем расположен небольшой аэродром. На 2012 год на Гельголанде проживало 1 370 человек.

Гельголанд в 1910 году (фото: Wikimedia Commons/Dr. Ehrenbaum)

Люди появились на Гельголанде очень давно, еще с доисторических времен. Археологи считают, что 6 500 лет назад он был соединен с материком перешейком. В XII—XIII веках Гельголанд принадлежал Дании, потом немецкому герцогству Шлезвиг, потом снова Дании. Самые лучшие времена для острова были во времена Наполеоновских войн. Тогда французский император объявил морскую блокаду Англии, и на острове сразу появились морские контрабандисты и большие деньги. Закончилось тем, что в 1807 году английские войска заняли остров и присоединили его к владениям английской короны. В 1826 году на острове построили морской курорт. Что интересно. По воспоминаниям современников, на этом курорте никто не брал чаевых – оплата только строго по счёту.

В конце XIX века, в результате Гельголандско-Занзибарского соглашения остров перешел под юрисдикцию Кайзеровской Германии. Суть соглашения заключалась в обмене территориями – англичане и немцы согласовали границы своих колоний в Африке. К Германии отошли острова в Северном море, как компенсация за переданные англичанам территории в Африке.

Первая мировая война

Гельголанд в 1919 году (фото: Wikimedia Commons/ New York Tribune)

На Гельголанде началась новая, военная жизнь – по распоряжению Кайзера Вильгельма на острове должна была появиться военно-морская база. Местоположение острова было воистину стратегическим – в 43 морских милях (примерно 69 км) от Куксхафена и устья реки Эльба. Работы начались в 1906 году. На острове были построены многочисленные береговые батареи в бетонных бункерах. Южная и северная часть острова была соединена потерной с проложенной в ней узкоколейной железной дорогой. Остров прикрывали восемь 305-мм орудий в четырех двухорудийных башнях. Они располагались по две на южной и северной оконечности острова. По существующим тогда стандартам это было огневая мощь линейного корабля-дредноута. Башни обозначались А («Антон»), В («Берта»), С («Цезарь»), D («Дора»). На вооружение батарей стояли новейшие 305-мм орудия SKL L/50 образца 1912 года. Под стать главному калибру было и остальное – командный пункт в бетонном бункере, прожекторные установки, дальномеры, зенитные орудия и подземные электростанции. Кроме 305-мм орудий на Гельголанде находились восемь 280-мм гаубиц и 150-мм пушки. Забегая вперед, скажем, что две гаубицы в 1942 году перебросили в Крым для обстрела Севастополя. В общем, получилась первоклассная морская крепость стоимостью всего 30 миллионов тогдашних марок. Для справки – это была стоимость постройки одного линейного корабля – дредноута. Остров был прикрыт минными полями. Единственное уязвимое место новой крепости стала пресная вода. Пробуренная скважина давала солоноватую жёсткую воду, поэтому пресную воду доставляли на остров танкерами. Первое же морское сражение в Гельголандской бухте произошло в первый месяц Первой мировой войны. После него гражданское население острова эвакуировали на материк. Жители вернулись только в 1918 году.

Вторая мировая война

Для руководства Кригсмарине Гельголанд являлся ценным активом. Дело в том, что после окончания Первой мировой войны англичане уничтожили все батареи острова, но оставили всю подземную инфраструктуру – генераторы, насосы электростанцию и скважину. В результате после прихода к власти Гитлера в 1933 году, Кригсмарине достаточно быстро восстановила Гельголанд как одну из своих военно-морских баз. Планы флота по созданию там большой базы, были реализованы, но не полностью. Основная идея заключалась в том, что на острове должны были базироваться подводные лодки. Развертывать субмарины на позиции в Северном море с Гельголанда было удобнее, чем из баз на побережье. Поэтому в южной части острова был построен бункер для защищенного базирования подводных лодок «North Sea III» . О таких защитных сооружениях смотри статью «Необычная фортификация. Бункеры Кригсмарине». Были построены (правда, в меньших количествах), форты и береговые батареи, а также многочисленные тоннели и бункеры. На острове находился военный аэродром. Что интересно. На нем базировались истребители Messerschmitt Bf 109 модификации Bf 109Т. Эти самолеты были созданы для вооружения первого немецкого авианосца «Граф Цеппелин». Но поскольку строительство авианосца шло медленно, то его авиакрыло перебросили на аэродром Гельголанда для прикрытия от налетов авиации союзников. Вначале Гельголанду везло – он почти не подвергался бомбардировкам. Только в самом конце войны, в апреле 1945 года, английские бомбардировщики за двухчасовой налет сбросили на остров и базу на нем около 7 000 авиабомб. После такого налета база прекратила свое существование.

Принудительная «демилитаризация»

Гельголанд. Вид с моря (фото: Wikimedia Commons/ A.Savin)

После победы во Второй мировой войне для англичан в поверженной Германии было два главных врага – нацисты и немецкие подводники. Жители островной империи хорошо запомнили времена, когда их чуть не поставила на колени морская блокада и неограниченная подводная война Кригсмарине. Поэтому базы немецких подводных лодок уничтожались английскими инженерными войсками с особым рвением. В 1947 году на Гельголанде англичане произвели самый мощный неядерный взрыв ХХ века. С целью уничтожения базы подводных лодок одновременно взорвали 4 000 боевых частей торпед, 9 000 глубинных бомб и морских мин и 91 000 гранат различного калибра. В общей сложности это составляло 6 700 тонн взрывчатки – 6,7 Кт, что соизмеримо с тактическим ядерным боезарядом. На острове не осталось ничего. О силе взрыва говорит такой факт. Накануне оккупационные власти предупредили жителей Гамбурга, находящегося в 150 км от Гельголанда, о необходимости открыть все окна и двери, чтобы их не разбила взрывная волна. В дополнение изуродованный остров стал полигоном для бомбометания для английских ВВС. Так англичане мстили немецким подводникам. Второй взрыв похожей мощности был произведен в 1980 году, при строительстве советской военно-морской базы в бухте Броутена на острове Симушир Курильской гряды. Тогда с помощью морских мин, боеголовок торпед, крупнокалиберных снарядов общей мощностью несколько килотонн, был расширен скалистый вход в бухту Броутена, где строилась военно-морская база. Об этом смотри статью «История одной базы».

Возвращение к мирной жизни

Вид на остров Дюна (фото: Wikimedia Commons/ A.Savin)

В 50-е годы ХХ века эвакуированные жители острова начали кампанию за прекращение использования Гельголанда как полигона бомбардировочной авиации ВВС Великобритании. Сначала писались различные обращения от Правительств ФРГ, Великобритании, ООН до Папы Римского. Следующим шагом стала нелегальная высадка активистов на остров и установка на нем трех флагов – ФРГ, одной международной организации и исторического флага Гельголанда. Эта акция оказалась более эффективной, чем просто обращения. Бундестаг принял резолюцию с требованием к Великобритании о возврате острова. Англичане его вернули под немецкую юрисдикцию в 1952 году. База была уничтожена, что называется «под корень», а иметь постоянную головную боль от акций общественности Черчилль не захотел.

Гамбург катер на Гельголанд (фото: Андрей Максимов)

При передаче Гельголанд представлял собой груды скал. Остров стал активно отстраиваться, и через несколько лет на нем опять началась курортно-туристическая жизнь. На острове запрещено движение автомобилей и, почему то, велосипедов. Построили заново не только жилые дома, но и восстановили молы и причалы бывшей базы. Сейчас это яхтенная марина и причалы для экскурсионных теплоходов. Из Гамбурга ежедневно на Гельголанд ходит скоростной теплоход. Арне Вебер, бизнесмен-строитель и инвестор из Гамбурга предложил соединить основной остров и остров Дюна с помощью строительного мусора. На увеличенном по площади острове он хотел построить гостиницы и расширить пляж. Инвестор готов был вложить миллиард евро. Но местные власти отказались от инвестиций, чтобы сохранить Гельголанд таким, каким он есть сегодня. Они даже в 2011 году провели референдум среди жителей острова по этому поводу. На Гельголанде расположена поисково-спасательная база SAR – Морская поисково-спасательная служба Германии. На острове находится самый маленький заповедник дикой природы в мире – Люмменфелсен. Это несколько скал красного цвета, на которых обитают тысячи кайр, гагарок, бакланов и чаек. С помощью этого заповедника ученым – ориентологам удалось совершить маленькое чудо – восстановить популяцию морских птиц, когда то живших на острове.

Судьбы морских крепостей Балтики похожи. Русский Кронштадт, финский Свеаборг (Суоменлина), немецкий Гельголанд – стали, или становятся туристическими центрами. Время берет своё.

Андрей Максимов

12.07.2024 18:00

Просмотров: 3938