Создавая компанию-гигант, Игорь Сечин поставил её в зависимость от импортных технологий

Роснефтепшик

Подневольность России от доходов с продажи «чёрного золота» может ещё более обостриться. Отечественная нефтяная индустрия настолько зависит от импорта технологического оборудования, что любое его ограничение приведёт к падению добычи сырья. Как полагают эксперты, вина в этом лежит во многом на самих нефтяниках.

На днях премьер Дмитрий Медведев признал, что кабинет будет разрабатывать поправки в бюджет исходя из «весьма консервативного прогноза социально-экономического развития страны», при котором стоимость барреля нефти составит лишь 50 долларов.

Большинство аналитиков, впрочем, настроено более оптимистично, считая, что баррель будет торговаться в районе 60 долларов. Однако и эта цифра не устраивает ни власти, ни участников отрасли. Первые теряют деньги, явно не лишние для поддержания социального равновесия в государстве, вторые утрачивают возможности для развития.

Впрочем, «развитие» в понимании российских генералов нефтянки – это дальнейшее усиление государственного присутствия, консолидация всего, что движется, вокруг «Роснефти».

«Похоже, всё к этому и идёт, – комментирует специалист отдела доверительного управления «КИТ Финанс Брокер» Юрий Архангельский. – На мировой арене это явно плюс, крупная мощная компания с поддержкой государства более жизнеспособна. Но с точки зрения конкуренции внутри страны, большего количества небольших и более эффективных компаний, способных быстро реагировать на различные изменения, и всех вытекающих из этого плюсов – плохо».

К сожалению или к счастью, но консолидация отрасли вероятна только при дорогом сырье. Как считает директор аналитического агентства Small Letters Виталий Крюков, «для продолжения консолидации необходимы высокие цены на нефть. Если нефть снова превысит 100 долларов, то «Роснефть» активизирует скупку активов». Пока же, отмечает наблюдатель, «перед «Роснефтью» стоят более актуальные проблемы: собственные гигантские стройки, дефицит технологий для развития, накопленный долг, выполнение контрактов с китайцами».

Похоже, упомянутый дефицит технологий грозит стать самой заметной проблемой. Зависимость российской нефтяной отрасли от поставок оборудования из-за рубежа запредельна. По оценке Архангельского, она превышает «70% и, если смотреть правде в глаза, убрать её невозможно». Глава аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских приводит более пугающую цифру: «По некоторым направлениям работы зависимость абсолютно критична – доходит до 80%».

Таким образом, не совсем понятно, кто кому больше нужен: Западу российское сырьё или российским сырьевикам иностранные технологии. Специалисты делают неутешительные прогнозы. «В случае невозможности использовать необходимое оборудование добыча будет постепенно падать», – говорит Юрий Архангельский. «В условиях жёстких санкций в ближайшие годы просто нереально развивать добычу на арктических шельфах. Скорее всего объёмы добычи в России будут плавно уменьшаться», – согласен Подлевских.

«За прошедшее десятилетие нефтяники прочно привыкли к импорту иностранного оборудования, нисколько не заботясь о необходимости локализации его производства», – констатирует глава управления операций на российском рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

Кстати, на прошлой неделе «Роснефть» впервые обнародовала информацию о доходах членов правления: за прошлый год президент компании Игорь Сечин и 12 его подчинённых заработали 2,8 млрд рублей. «Развитие» идёт своим чередом.

Всеволод Истомин

23.02.2015 10:01

Просмотров: 2898