Советские моряки ушли в рейс в декабре 1941, а вернулись домой в ноябре 1943
Одиссея экипажа «Перекопа»
Пароход «Перекоп»
После 1917 года морской торговый флот Российской империи, и без того не большой, был практически полностью уничтожен. Первая мировая и гражданские войны, интервенция, увод наиболее ценных судов их владельцами за границу фактически лишил Советскую Россию торгового флота. На каждом направлении – Север, Балтика, Черное и Азовские моря, Дальний Восток – оставалось по нескольку средних и крупных морских пароходов и портовой флот – буксиры, ледоколы, небольшие парусники. Исключением было Каспийское море, где сохранился практически весь торговый флот. Оставшиеся под контролем большевиков суда были устаревшими и сильно изношенными. 13 июля 2023 года был учрежден Государственный торговый флот, а через год, 18 июля 1924 года – создали акционерное общество «Советский торговый флот» – «Совторгфлот», который в 1931 году перешел в ведение Наркомата водного транспорта. Оценив ситуацию, руководство СССР развернуло в стране большую судостроительную программу. Строили пассажирские суда, танкеры, линейные ледоколы, сухогрузные пароходы и теплоходы различных проектов, рыболовные траулеры. Строили много, но для СССР этого было явно недостаточно, поэтому было дано «добро» на закупки торговых судов за границей. СССР покупал пароходы, которые уже эксплуатировались, и заказывал постройку новых судов. К началу Великой Отечественной войны, количество судов-«иностранцев» и судов советской постройки в торговом и рыболовном флоте СССР было приблизительно равным. Пароход «Перекоп» был построен в Великобритании на верфи «Forth SB» в 1922 году, и носил название «Dampen». В 1935 году он был куплен Наркоматом Внешней торговли, и с сентября 1936 года пароход числится в составе Дальневосточного морского пароходства. Это был крепкий сухогрузный пароход средних размеров, грузоподъёмностью 4 100 тонн. Паровая машина, работающая на угле, обеспечивала скорость хода 9,5 узлов – около 18 км/ч. Портом приписки парохода был Владивосток. С началом Великой Отечественной войны, на Тихом океане Советский Союз и Япония соблюдали взаимный нейтралитет, поэтому выполняя рейсы в водах Юго-Восточной Азии и в Тихом океане, «Перикоп» оборонительного вооружения не имел.
Последний рейс
В декабре 1941 года обстановка в водах Юго-Восточной Азии была крайне тревожной. Как и в Европе, на Дальнем Востоке бушевал пожар Второй мировой войны. Японо-китайская война набирала обороты, 7 декабря Императорская Япония совершила нападение на базу американского флота в Пёрл-Харборе. США вступили в войну. На Дальнем Востоке СССР соблюдал нейтралитет по отношению к Японии. Все суда Дальневосточного морского пароходства, а это 70 пароходов и 15 теплоходов, несли на бортах крупный красный флаг и буквы USSR. Но это не спасало от различных провокаций.
3 декабря 1941 года пароход «Перекоп» под командованием капитана Александра Демидова, вышел из порта Владивосток. Рейс, по мирным временам, был обычный, Владивосток – порт Сурабая на острове Ява. 8 декабря, когда «Перекоп» шёл Тайваньским проливом, радист принял сообщение о том, что Япония атаковала Пёрл-Харбор. Пароход в одночасье оказался в зоне боевых действий. Капитан Демидов принял решение продолжать рейс, а через некоторое время пришло радио из Владивостока. Пароходство подтвердило решение капитана следовать курсом на Сурабаю.
Судя по всему, японский флот психологически уже перешел на военное мышление и не собирался разбираться в статусе встречных торговых судов. Еще в начале рейса, когда «Перекоп» проходил мимо корейского порта Фусан, советские моряки увидели японские боевые корабли. Японцы так же обнаружили советский пароход. Вероятнее всего, именно эти японские корабли передали первичную информацию и координаты «Перекопа». Следующим событием стала встреча советского парохода с японскими рыболовецкими судами. Она произошла недалеко от острова Цусима. Были ли это настоящие рыбаки, или это была форма своеобразного дозора Императорского флота, не суть важно. Японские рыболовные шхуны и траулеры, какое то, время шли параллельным курсом и внимательно наблюдали за советским пароходом. К тому моменту у японского флота было чёткое понимание того, что пароход принадлежит стране, соблюдающей по отношению к Японии нейтралитет. На случай возможной атаки с воздуха, советские моряки нарисовали еще один красный флаг на брезенте, закрывавший крышку трюма №2.
Атака
Рейс продолжался без происшествий до 17 декабря. Тогда появился первый японский самолет, который сбросил на «Перекоп» несколько авиабомб. Японский летчик промахнулся, и бомбы легли в стороне от парохода. Капитан Демидов приказал боцману Соколову поджечь в бочках промасленные тряпки из машинного отделения, которые имитировали попадания в «Перекоп» и пожар на нём. Самолет улетел. Капитан сообщил о нападении в пароходство во Владивосток. Вечером по местному времени пришел ответ. Капитану предписывалось изменить курс, и под прикрытием острова Натуна идти в сторону Сингапура. Через некоторое время «Перекоп» должен был вернуться на прежний курс.
В полдень на следующий день была обнаружена шестерка японских самолетов, летевших курсом на советский пароход. Самолеты летели низко, на высотах около 400 метров, и японские опознавательные знаки советским морякам были видны хорошо. Но это было еще не все. Через непродолжительное время в небе появились еще 11 японских самолетов! Они закружились в «карусели», атакуя советский пароход со всех направлений. Оборонительного оружия на «Перекопе» не было, и всё, что мог сделать экипаж – это маневрировать, пытаясь избежать попаданий. Итог противостояния был понятен. Чуда не произошло. Две бомбы попали в пароход. Одна взорвалась на полубаке, вторая – в трюме №1. В него начала поступать вода. С дифферентом на нос «Перекоп» погружался в воду. Капитан отдал приказ «Покинуть судно». Когда моряки спустили шлюпки и отошли от парохода. очередная бомба взорвалась в воде, перевернув одну из шлюпок. Японские летчики, увидев, что экипаж покинул судно, стали на бреющем полете расстреливать шлюпки из авиационных пушек. В этот момент «Перекоп» затонул. Самолеты улетели. В ходе атаки 8 членов экипажа «Перекопа» были убиты, капитан Демидов тяжело ранен.
Что это было? Достоверного ответа на этот вопрос нет. Во время войны японцы потопили в дальневосточных водах несколько торговых судов СССР и подводный минный заградитель Л-16 Тихоокеанского флота во время перехода с Тихоокеанского на Северный флот в 1942 году. 178 раз боевые корабли Японии останавливали советские торговые суда и досматривали их. Такое иногда происходило по несколько раз за один рейс. «Перекоп» же потопили атакой 17-ти японских самолетов. Почему и для чего? Возможно (это только версия), такая массированная атака на беззащитный нейтральный пароход, была обусловлена эмоциональной обстановкой в японском флоте – за несколько дней до этого японцы напали на Перл-Харбор, где потопили все линейные корабли Тихоокеанского флота США. Автор не оправдывает японских милитаристов (в любом случае, это военное преступление), а просто пытается понять, для чего надо было отправлять 17 самолетов на перехват нейтрального парохода. С 18 декабря «Перекоп» исчез из эфира. Всем судам Дальневосточного Морского пароходства были направлены запросы. Никто пароход не видел. 31 декабря Народный Комиссариат иностранных дел в ноте послу Японии возложил ответственность за потопление «Перекопа» на японскую сторону. Через полгода (!) японский МИД сообщил, что японские самолеты в указанном квадрате никаких бомбежек не производили.
Тропический остров
19 декабря 32 оставшихся в живых моряка с «Перекопа» высадились на берег острова Большая Натуна недалеко от Борнео. Сегодня это остров Бунгуран-Бесар в Индонезии. В шлюпках было полторы сотни банок мясных консервов и две банки галет. На острове, кроме местных жителей, располагался небольшой голландский гарнизон. Здесь нужно сделать небольшое отступление. Политическая география Юго-Восточной Азии тех лет существенно отличалась от сегодняшней. Тогда в регионе было всего три независимых государства: Китай, Япония и Сиам (сегодня Таиланд). Все остальные страны были европейскими колониями, или находились под японским управлением. Остров был покрыт тропической растительностью. Практически сразу после спасения начался сезон тропических дождей. Возникла угроза малярии. На острове не было ни одного врача. Экипаж выживал, как мог. Из кокосов стали давить масло, морскую воду выпаривали, а полученную соль меняли у местных жителей на продукты. Один раз, углубившись в лес, моряки наткнулись на скелеты людей. На пне было выжжено «S.T. 188..» Потом моряки наткнулись на хижину. Местные жители рассказали, что давно у берегов потерпел крушение корабль. Весь экипаж погиб.
Голландцы отнеслись с пониманием к советским торговым морякам. Пятерых членов экипажа на гидросамолете переправили на Борнео. Второго рейса не было, так как японские войска захватили остров. 14 июля 1942 года на шлюпке с «Перекопа» девять моряков отплыли с острова. Они дошли до Борнео, но были арестованы японскими солдатами. Перед японскими властями встала непростая дилемма. Спасти экипаж и вернуть его на родину – значит признать уничтожение парохода нейтральной страны и части его экипажа. Выход нашли простой – всех отправили обратно на остров Натуну. Это не остановило советских моряков. В начале сентября на двух местных парусниках две группы добрались до Борнео. Их так же отправили обратно на Натуну. Японцы поняли, что таким способом проблему не решить, и в конце ноября 1942 года всех вывезли в городок Джохор, находящийся в 35 км от Сингапура. Там моряки встретили пятерых своих товарищей, которых вывезли на гидросамолете голландцы. Экипаж поселили в пустом доме, но с японской охраной. Потом их перевезли в японские казармы в Сайгоне (ныне вьетнамский Хошимин), где они находились до июня 1943 года.
В середине 1943 года посол СССР в США сообщил в Москву, что в американской прессе появилась информация о том, что на островах Голландской Ост-Индии (сегодня Индонезия) появились какие-то русские. Между СССР и Японией сохранялись дипломатические отношения, НКИД сделал соответствующие запросы японской стороне и, в конце концов, 5 июля 1943 года экипаж «Перекопа» был передан в советское консульство в Шанхае. В Шанхай из Сайгона их доставили на японском пароходе. Быстро добраться из Шанхая во Владивосток не получилось. Моряки с «Перекопа» охраняли консульство СССР. Специально для них композитор, поэт и певец Александр Николаевич Вертинский дал концерт. Только 23 ноября 1943 года, через Харбин, моряки выехали в Читу. Экипаж вышел в рейс 3 декабря 1941 года. В родной Владивосток моряки вернулись в конце ноября 1943 года.
Заключение
Международный военный Трибунал для Дальнего Востока (Токийский процесс) начал свою работу 3 мая 1946 года. Одним из пунктов обвинения стали атаки на советские суда на Дальнем Востоке, несмотря на обязательство Японии сохранять нейтралитет. Советская сторона выдвинула обвинение в потоплении 18-ти торговых судов с общим ущербом в 637 миллионов рублей. Справедливости ради нужно сказать, что впоследствии выяснилось, что часть судов были потоплены американскими подводными лодками. Одним из потопленных советских гражданских судов был пароход «Перекоп». Эта история нашла отражение в советской литературе. Приморский писатель Василий Кучерявенко в 1962 году написал книгу «»Перекоп» ушёл на юг». Об испытаниях моряков «Перекопа» рассказано также в книге Александра Демидова «40 лет на капитанском мостике», изданной в 1970 году.
Просмотров: 114