Россиян накормят до отвала продуктами из переработанных насекомых
Заморим червячка?
Всё идёт к тому, что продукты из перетёртых червей, тараканов и личинок мух войдут в наш с вами повседневный рацион. Пока такие продукты на прилавках отсутствуют – так нас, во всяком случае, уверяет начальство. Вместе с тем в России полным ходом развивается индустрия производства «альтернативного белка». Бизнесмены, связанные с пищепромом и продуктовыми рынками, мысленно подсчитывают умопомрачительные барыши. Десятки тонн муки из зародышей мухи чёрная львинка, только представьте!
Должны ли мы верить на слово, что вся эта вкуснота со дня на день не попадёт к нам на стол?
Задаться этим непраздным, на самом деле, вопросом мы решили по той причине, что на горизонте не просматривается не только запрета, но даже обязательной маркировки таких продуктов питания. Ввести таковую предлагал вице-спикер Госдумы Борис Чернышов. То ли и впрямь радел за чистоту наших желудков, то ли стремился заработать себе политические очки – тема-то жареная! – но дальше слов дело не пошло. А в феврале власти Евросоюза разрешили использовать в пищевой промышленности личинки мучного хрущака. Червяков перерабатывают в муку и пюре, которые затем добавляют в хлеб, сыр, макароны, соусы и компоты. Приятного аппетита! В документах Еврокомиссии говорится, что порошок из насекомых является альтернативным источником белка и может решить проблему растущих цен на продукты. Он «прошёл строгую научную оценку» и признан безопасным. В общем, европейцам от него сплошная польза.
Тренируются на крысах
Вы спросите, каким же образом всё это связано с едой в тарелках россиян? Отвечаем: и у нас в стране есть энтузиасты – так их назовём, – желающие приобщить побольше людей к «продуктам питания нового типа». Пока они отрабатывают технологии на кормах для животных и рыб, но рассуждения о пользе белка из насекомых для человека слышны всё чаще и громче. Звучат они, по-видимому, и в больших чиновничьих кабинетах, и в государственных научных лабораториях. Дело за малым – подготовить общественное мнение и легализовать уже эти «пищевые инновации».
Вопрос безопасности употребления в пищу насекомых скрупулёзно изучают, в нашей стране в том числе. Занимается этим у нас, ни больше ни меньше, подведомственный Министерству образования ФГБУН «ФИЦ Питания и Биотехнологии». Похоже, это что-то вроде госзаказа, такое важное государственное задание. Непубличное, видимо. В 2023 году руководитель лаборатории Надежда Тышко обещала, что первых результатов стоит ждать через три года, то есть в наступающем 2026 году они уже будут. По словам Тышко, в мире известно примерно 3 тыс. видов насекомых, пригодных к употреблению в пищу. В России учёные изучают химический состав 15 из них. Самый крупный исследовательский проект связан с личинками южноамериканской мухи чёрная львинка (по-латыни – Hermetiaillucens, а по-английски – Black Soldier Fly, большая муха-солдат). На очереди – сверчки и тот самый мучной хрущак. Если европейцам от него польза, то чем же мы хуже, не так ли?
Сейчас учёные в ФИЦ Питания и Биотехнологии скармливают личинки крысам и пристально наблюдают за изменениями в их организме. Подробностей о результатах, правда, нам пока не сообщают, но работа спорится. Лаборанты пробуют разные подходы, которые могут пригодиться пищевой промышленности. «Изначально мы придерживались идеи сушки личинок насекомых на определённом этапе их развития, перемалывания и добавления этой биомассы в продукты питания. Но исследования показали, что биомассу впоследствии следует разделять на белковую, липидную и хитиновую фракцию. Похожая ситуация складывалась с соей, которую европейцы начали широко употреблять в пищу с середины ХХ века, после того как из соевых бобов научились выделять масло и белок. Это же касается и насекомых: будут использоваться отдельные продукты, в частности белок, и все наши исследования в настоящее время сфокусированы именно на оценке безопасности и биологической ценности белка из насекомых. Аминокислотный состав и биологическая ценность этого белка сопоставимы с другими белками животного происхождения, употребляемыми в пищу», – поделилась Надежда Тышко с журналом «Научная Россия».
Еда недалёкого будущего
(фото: mannainsect.com)
К слову, именно чёрную львинку и на Западе, и в России называют едва ли не самой перспективной человеческой едой будущего. А всё потому, что она хорошо плодится, питается чем попало и содержит при этом до 80% жира! Всё в том же 2023 году премьер-министр Михаил Мишустин распорядился внести личинки Hermetiaillucens и продукты их переработки в перечень сельскохозяйственной продукции. Так что не говорите потом, что вас не предупреждали. Годом ранее тогдашний министр промышленности и торговли, а ныне вице-премьер Денис Мантуров, выступая на выставке Innofood, заявил о необходимости развития производства альтернативных продуктов, включая белок из личинок чёрной львинки. Он отметил, что Россия «идёт в ногу со временем» в этом вопросе. Честно признаются, как на духу, ничего не скрывают!
Именно Мантурову приписывают резонансную фразу о том, что для употребления такой пищи «нужно чуть поработать с ментальностью». Это высказывание было воспринято общественностью как толстый намёк на неизбежность будущего рациона. Пресс-служба министра поспешила успокоить публику: дескать, речь идёт только о производстве кормов для сельскохозяйственных животных и рыб. Но осадок остался, а вскоре ФИЦ Питания и биотехнологии начал свои исследования. На таком фоне представители Роспотребнадзора не раз указывали, что пищевые продукты с добавлением белка насекомых не проходили процедуры государственной регистрации и сертификации. Соответственно пока их безвредность для человека ничем не подтверждена, продажа таких продуктов находится под запретом. Правда, предназначенные для людей «деликатесы» из насекомых уже появлялись в продаже, в том числе на популярном маркетплейсе Ozon.
Кстати
(фото: @KUKA Enorm Biofactory)
Единственной страной, которая законодательно запретила продажу любых продуктов из насекомых, стал Катар. Власти страны приняли такое решение два года назад. Министерство общественного здравоохранения Катара заявило, что блюда из личинок и жуков не соответствуют религиозным представлениям о еде в странах Персидского залива. Активными потребителями продуктов из насекомых являются страны Южной Америки и Юго-Восточной Азии. В Европе и США отношение к еде из мух и жуков, к слову, тоже весьма неоднозначное. Решение Еврокомиссии о мучном хрущаке вроде как распространяется на всю территорию союза, но местные власти имеют право вводить своё регулирование этого вопроса. Самыми громкими протестами против насекомых в еде пока прославилась Италия. Правда, защитить пока удалось только традиционные блюда местной кухни. Зимой правительство страны ввело штрафы в размере до 60 тыс. евро для любого, кто позволит себе продавать пиццу, пасту и лазанью с добавлением хитиновых.
Пролезли в лазейку – как червячки
В том же 2023 году московская компания «Онто», которую возглавляет Денис Тер-Акопов, успела воспользоваться правовым вакуумом для продажи продуктов из насекомых. Вообще, эта фирма производит корм и наполнитель для туалетов домашних животных. А людям она решила предложить протеиновые батончики из перемолотых сушёных сверчков. Бизнесмены прибегли к хитрости: в министерстве сельского хозяйства Белоруссии они получили свидетельство о регистрации своего продукта на территории Таможенного союза. Поскольку действие этого документа распространяется и на Россию, дельцы получили вполне законный способ продавать свои батончики и у нас в стране. Используя эту правовую лазейку, «Онто» успела выбросить на рынок и реализовать около 150 тыс. протеиновых батончиков, содержащих сверчковую муку. Позже, когда профильные ведомства скорректировали регламенты, выданное свидетельство было отозвано. Однако компания, по-видимому, не оставляет планов по расширению производства. Сообщалось о её намерении наладить выпуск кондитерских и макаронных изделий, обогащённых мукой из сверчков. Как отмечают в бизнес-среде, интерес к подобному сырью обусловлен его экономической эффективностью: при выходе на промышленные объёмы производства себестоимость продукта становится конкурентной по сравнению с традиционной мясной и хлебопекарной продукцией.
Словом, бизнес на съедобных сверчках явно дожидается своего часа, точнее – момента, когда ФИЦ Питания и биотехнологии завершит свои исследования и государство разрешит продавать такие продукты потребителям. Пока что ООО «Онто» демонстрирует скромные финансовые показатели: выручка за прошлый год – 48 млн рублей, убыток – 10 млн рублей. Но, судя по тому, что часть её капитала принадлежит связанному с государством фонду «РК-Инвестиции», кое-кто совсем непростой видит в этом деле огромные перспективы.
Индейка, мухи и немного молока
Компания «Онто» – далеко не единственная из тех, кто уже сейчас использует сырьё из насекомых для производства кормов для животных. В частности, в Москве существует фирма «Биогенезис», которая специализируется на выпуске сушёных личинок чёрной львинки для кормления рыб, птиц, рептилий и грызунов. Согласно данным на сайте предприятия, производственные мощности компании позволяют ежемесячно перерабатывать 31 тонну (!) личинок. Только представьте себе этот объём насекомых! И этот объём обеспечивают полтора миллиона (!) мух чёрной львинки, содержащихся на заводах.
Конечным бенефициаром «Биогенезиса» СМИ называют Наума Бабаева – владельца крупного агрохолдинга «Дамате», занимающегося производством индейки. Бабаев также был связан с деятельностью «Группы Черкизово», подконтрольной его двоюродному брату Игорю. Кроме того, бизнесмен является основателем Русской молочной компании («Русмолоко»). В связи с последним обстоятельством мы не можем не упомянуть, что в Европе и США зародыши чёрной львинки всерьёз рассматривают как сырьё для производства молочных продуктов. Если верить создателям этой технологии, личинки размешивают до состояния «густой кремовой жидкости», которая после разбавления «выглядит и ведёт себя точно так же, как традиционные молочные продукты». Себестоимость такого «мушиного молока» – копейки по сравнению с коровьим. Особенно если выращивать личинки не на свежих фруктах, а на более привычном для них навозе или отходах мясного производства. Мы, конечно, не можем утверждать, что компании Наума Бабаева собираются развивать у себя именно эту технологию. Однако сложно удержаться от предположения, что успешный бизнесмен не попробует повысить эффективность своих предприятий за счёт такого заманчивого способа утилизации отходов, вернее – превращения их в еду. Если почитать статьи европейских и американских апологетов продуктов из насекомых, то именно такие метаморфозы они считают главным преимуществом «пищевых продуктов нового типа».
Впрочем, вернёмся в Россию. В нашем поле зрения оказалась ещё одна примечательная компания, которая производит сушёных личинок чёрной львинки как корм для птиц, а также делает из насекомых мыло и удобрения. Фирма «Экобелок» на 100% принадлежит Натанилу Данилову. Согласно ЕГРЮЛ, в настоящий момент он является учредителем ещё 11 юридических лиц. Ранее Данилов входил в число совладельцев компаний, принадлежащих миллиардерам Зараху Илиеву и Году Нисанову. Последние двое известны не только своим строительным бизнесом, но и тем, что владеют крупнейшей в стране продуктовой базой – рынком «Фуд Сити». Кроме того, весной этого года принадлежащая Нисанову и Илиеву группа «Киевская площадь» приобрела фабрику-кухню, принадлежавшую ранее группе компаний «Конкорд». Предприятие выпускает до 100 тонн готовой еды в сутки, значительная часть этих продуктов идёт на нужды государственных учреждений. Как говорится, мы ни на что не намекаем, но трудно не отметить очередное ёмкое совпадение. Одни партнёры торгуют продуктами питания, другой – в промышленных масштабах выращивает личинки мух, якобы пригодные в пищу. А дальше – сами додумайте.
Пошумят и привыкнут
Теперь вернёмся к началу нашего повествования. В весеннюю сессию Госдума рассмотрела 354 закона, но инициативу об обязательной маркировке продуктов из насекомых как будто бы кто-то невзначай сунул под сукно. Напомним, что в 2023 году идею о маркировке поддержал Роспотребнадзор. В 2024-м по этому поводу эмоционально высказалась тогдашний вице-премьер Виктория Абрамченко. «Не надо людей этим кормить», тем паче что Россия обеспечивает себя продуктами здорового питания, а также сырьём, необходимым для их производства. В самом деле, объёмы производства мяса в России растут год от года. В 2024-м аграрии отчитались о 12,2 млн тонн в убойном весе. Однако вместе с объёмами производства растут и цены, продуктовая инфляция выражается двузначными цифрами. Чтобы сдерживать бешенство ценников, производители прибегают к разнообразным уловкам. Раньше сокращали объём и вес упаковки, теперь, как говорят, всё чаще меняют рецептуру, разбавляя продукт дешёвыми ингредиентами. На фоне этого в соцсетях не утихают пересуды о том, что суррогаты из переработанных насекомых добавляют в хлеб и колбасу. Могут ли такие пересуды появиться на пустом месте? Слишком часто мы стали слышать о пользе «альтернативных» продуктов питания не только для экономики, но и для организма человека. А ну как официальное разрешение продуктов с насекомыми не за горами?
Не просто так ведь работает научный институт Минобрнауки, и не просто так миллиардеры вкладывают деньги в выращивание личинок мух, как вы считаете? Кто же удивится, если окажется, что мы уже употребляем энтопротеины, даже не догадываясь об этом? Два года назад журналисты напрямую задали такой вопрос Надежде Тышко: будет ли очищенный белок, выделенный из насекомых, применяться для «обогащения» продуктов? Проще говоря, добавляться в колбасу и хлеб? Представитель государственного НИИ тоже прямо ответила: «Скорее всего так и будет. Дело в том, что в рационе большинства людей, которые не особенно озадачены правильным питанием, есть заметный дефицит белка и витаминов. Чтобы это скорректировать, нужно выпускать специализированные продукты с обогащённым составом, и за такими продуктами будущее». Привыкли же люди к продуктам из пальмового масла, привыкнут и к насекомым?
Конкретно
Мировые объёмы производства личинок чёрной львинки стремительно растут на протяжении нескольких лет. По оценкам экспертов, этот рынок прибавляет примерно по 17% в год. В 2025 году его объём в денежном выражении может превысить миллиард долларов. Экономисты объясняют это ростом спроса на устойчивые источники белка, ростом населения мира, увеличением инвестиций в разведение насекомых, ростом возможностей местного сельского хозяйства, увеличением возможностей глобальной торговли и ростом инициатив в области продовольственной безопасности. Если смотреть не только на Black Soldier Fly, а на ситуацию с насекомыми в целом, то, согласно прогнозам, к 2030 году рынок съедобных насекомых только в Европе достигнет 2,7 млрд евро. По данным Market Digits, мировой рынок съедобных насекомых для корма животным достигнет 45,5 млрд долларов США, а среднегодовой темп роста составит 37,5% до 2030 года. Экономисты, учёные, чиновники и экологи приводят разные доводы в пользу легализации и распространения такой пищи – вплоть до замедления глобального потепления. Меньше коров – меньше углекислого газа. Однако едва ли не главной причиной спроса на еду из мух и червей, пожалуй, стоит назвать высокий уровень бедности в развивающихся странах. Например, в Зимбабве блюда из червя мопане добавляют в каши, супы и рагу, а также едят в виде вяленых «чипсов» или измельчают для соусов. Такие блюда вполне официально входят в рацион школьных столовых. Хочется верить, что мы до такого не докатимся.