Правительство Медведева готовит в России топливный бунт?

Бензоподсос

Российский топливный рынок в кризисе – гнать топливо и нефть на экспорт по-прежнему выгоднее, чем продавать внутри страны. Тем временем уже известно, что акцизы в следующем году всё равно вырастут, отчего цены на бензин подскочат. Ситуация выглядит так, будто страну специально облили горючей жидкостью. Будет достаточно одной искры, чтобы в 2019-м она вспыхнула как факел. Неужели с этим ничего нельзя сделать?

На прошлой неделе правительство обсудило с нефтяниками меры по стабилизации топливного рынка. При этом, как подчеркнул вице-премьер Дмитрий Козак, кабинет не планирует отказываться от повышения акцизов, намеченного на 1 января. Эксперты считают, что на фоне остальных фискальных нововведений такой шаг приведёт к новому резкому скачку цен на бензин в рознице. Об этом говорили практически все участники круглого стола по поводу стабилизации цен на горючее, который состоялся в ТАСС. Накал дискуссии был очень острым, мы использовали в этом материале лишь самые взвешенные комментарии экономистов.

Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России
Рустам Танкаев, ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России, считает, что после Нового года топливо неизбежно подорожает сразу на 7 рублей. «Правительство повышает сразу три налога: НДС – плюс 50 копеек к цене бензина, НДПИ – плюс ещё рубль, акциз – плюс 5,5 рубля. Всего – 7 рублей», – сказал Танкаев. Он уверен, что повышение цен на бензин на 15% не останется без реакции населения. «Как оно отреагирует? Понятно как – вспомните последние выборы», – добавил эксперт.

Рост вместо снижения

Руководители крупных нефтяных компаний неоднократно указывали на то, что рост цен на бензин напрямую связан с ростом акцизов. «Мы считаем, что не надо с

1 января поднимать акциз на бензин ещё на 3 рубля при такой ситуации на внешнем рынке», – сказал недавно в интервью газете «Ведомости» президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. По его словам, дорожные фонды совсем необязательно привязывать к акцизу, можно наполнять их за счёт общих бюджетных поступлений.

О том, что акцизы нужно снижать, а не повышать, говорил и глава «Газпром нефти» Александр Дюков. Третий крупный игрок, «Роснефть», считает, что правительству необходимо подумать о механизме плавающих ставок акцизов на моторное топливо, которые находились бы в обратной зависимости от изменения котировок на нефть. Это не единственное предложение. По мнению директора Центра политической информации Алексея Мухина, логичной выглядит и другая идея «Роснефти»: поставлять на переработку на российские НПЗ 17,5% всей добытой нефти. «Это – весь объём внутреннего рынка. В случае реализации этого предложения исчезает риск возникновения дефицита дизельного топлива и бензина», – отметил Мухин. В свою очередь, пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев добавил, что компания предлагает обязать всех без исключения нефтяников реализовывать на бирже все нефтепродукты, полученные из этих 17,5%. Впрочем, он уточнил, что это станет возможным «только если биржа готова квалифицировать своих участников, чтобы это были реальные розничные сети, а не оптовики, трейлеры, перекупщики, посредники».

Доманеврировались

Понятно, что нефтяные компании – главный источник наполнения бюджета. По самым оптимистичным прогнозам, бензиновый акциз в следующем году позволит государству заработать порядка 300 млрд рублей, дизельный – около 150 млрд рублей. Однако при этом бюджет-2019 свёрстан с профицитом почти в 2 трлн рублей. То есть деньги в казне имеются. Зачем же затягивать ещё сильнее топливную удавку?

Экономист Михаил Делягин
«Обычно, когда есть деньги в бюджете, правительство снижает налоги – для развития своей экономики. Но если вы хотите уничтожить свою экономику, то вы их повышаете», – комментирует ситуацию экономист Михаил Делягин. Директор Центра политической информации Алексей Мухин предполагает, что, повышая в условиях профицитного бюджета акцизы, правительство изыскивает таким образом дополнительные средства для реализации майского «суперуказа» президента. По сути, кабмин задействует модель продразвёрстки, которая использовалась на заре советской власти.

«Обратите внимание: цель продразвёрстки – ВИНКи (вертикально интегрированные компании), потому что у ВИНКов есть обязательства по обеспечению внутреннего рынка, тогда как большая часть так называемых независимых компаний не обязана этого делать, – поясняет Мухин. – Более того, они уже выходят с инициативами компенсации в виде субсидий потерь, которые они понесут с повышением акцизов». В то же время, замечает он, часть компаний ведёт себя социально ответственно. Например, «Роснефть», которая поставляет едва ли не весь объём произведённого бензина на внутренний рынок, в то время как другие компании, главным образом частные, наоборот, увеличивают экспорт.

«В настоящий момент производство и продажа бензина убыточны. То есть рынок неликвиден. Соответственно и проблема с обеспечением рынка бензином постепенно растёт. Если не вернуть рынку ликвидность, будет то же самое, что было в 1996-м, в 2000-м, в 2008 годах. Мы это всё проходили. У нас такие кризисы постоянно. Причина этих кризисов одна – стремление регулировать рынок административными мерами, а не экономическими. И вот это административное регулирование в условиях рыночной экономики – божий бич», – заявил Танкаев.

По мнению Михаила Делягина, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, нужно снизить налог на добычу полезных ископаемых, который нефтяники платят внутри страны, и повысить экспортные пошлины. Проще говоря, повлиять на цены мог бы отказ от начатого четыре года назад налогового манёвра, который привязал цены на нефть внутри России к ценам на мировом рынке.

Профессор Никита Кричевский
Смысл манёвра заключается в следующем: для нефтяников повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и одновременно снижается экспортная пошлина. «В своё время к 2024 году в бюджет планировалось получить дополнительно 560 млрд рублей, – напомнил участникам круглого стола профессор Никита Кричевский. – А по моим подсчётам, только за этот год Минфин дополучит 3 трлн рублей. Ведь на старте налогового манёвра предполагалось, что акцизы не будут расти».

Правительство Дмитрия Медведева не выполнило этого условия. Акцизы не только не снижались, но и повышались. Результат такой политики мы все видели весной – летом 2018 года. В июне кабмину пришлось в экстренном порядке снизить акцизы. До этого нефтяники платили в бюджет по 11 тыс. рублей за тонну бензина и по 7 тыс. рублей за тонну дизеля. Хотя, если бы налоговый манёвр выполнялся так, как было задумано изначально, ставки акцизов к июлю должны были составить 4–4,5 тыс. рублей за тонну бензина и 2,5 тыс. рублей за тонну дизеля. Какими были бы цены на заправках при таком раскладе, представить несложно. Сейчас, по данным Федеральной антимонопольной службы, доля налогов (акцизы, НДПИ, НДС) в цене каждого проданного литра бензина составляет порядка 65%. В 2019 году она может увеличиться до 71%.

«Это прямой рикошет на все розничные цены. Дело в здравом смысле, которого ни у правительства, ни у других структур федерального уровня сегодня просто нет. Есть какая-то узкобюрократическая возня: чем будет хуже, тем мне будет лучше. Но в итоге пострадают-то все: и те, кто заваривал эту кашу, и все мы – потребители», – считает Кричевский. Он предположил, что правительство целенаправленно противопоставляет интересы коммерческих нефтяных компаний и граждан страны. При этом эксперт не считает реальным обещание Дмитрия Медведева ввести запретительные экспортные пошлины в случае дальнейшего роста цен.

Кому выгодно?

Таможенные пошлины на экспорт нефтепродуктов в последние годы стабильно снижались. В 2014 году экспортёры бензина платили по 330 долларов за тонну, а теперь – всего по 38 долларов. За четыре года правительство снизило пошлины в 9 раз! При этом только с начала 2018 года мировые цены на нефть сорта Brent подскочили на 14 долларов за баррель, а сама американская валюта укрепилась по отношению к рублю.

С учётом этих факторов рыночная стоимость нефти на внутреннем рынке России выросла на 38%, и всё равно нефтяникам выгоднее работать на экспорт. Сегодня некоторые крупные компании, в первую очередь частные, делают всё, чтобы максимизировать выручку. Так, за январь – август существенно выросли экспортные поставки у ЛУКОЙЛа (+67%) и «Газпром нефти» (+52%). Кроме того, со второго квартала 2018 года бензин Евро-5 начали поставлять на экспорт «Сургутнефтегаз» и Антипинский НПЗ, принадлежащий компании «Новый Поток».

Рустам Танкаев считает, что в таких условиях бессмысленно надеяться, что правительство сможет договориться со всеми нефтяными компаниями об удержании цен на одном уровне. Исправить ситуацию могла бы отмена акцизов на бензин и дизельное топливо, но кабинет Дмитрия Медведева на это, по всей видимости, никогда не пойдёт. Вполне возможно, что кабмин начнёт принимать рациональные решения в момент, когда горючее будет стоить по 70–80 рублей за литр и народ выйдет на улицы.

Алексей Привалов

05.11.2018 08:18

Просмотров: 11956