После подавления восстания власти Чили предложили СССР обменять свой линкор на нефть
Неожиданное последствие военного мятежа
Самое начало истории
Латиноамериканский континент всегда жил бурной, не зависящей от всего мира жизнью. Может быть это объяснялось тем, что все страны континента были не богаты, но некоторые имели большие территории, что создавало иллюзии важности и силы. Огромный латиноамериканский мир представлял собой сообщество из 20 независимых государств разной величины, амбиций и планов. Общим было одно – все страны являлись сырьевыми дополнениями к экономикам европейских стран и США. На рубеже XIX и XX веков ВМФ Чили претендовал на роль одного из самых мощных на континенте. В те годы происходила чилийско-аргентинская гонка вооружений. Опосредованно она влияла и на политику Бразилии, власти которой заказали в Великобритании два линкора-дредноута «Minas Geraes» и «São Paulo». Это выводило военно-морское противостояние на новый уровень – во флотах стран Латинской Америки появился самый мощный класс кораблей в то время. Аргентина так же заказала два линкора-дредноута, только в США. Линкоры получили названия ARA «Rivadavia» и ARA «Moreno». Правительству Чили не оставалось ничего иного, как заказать два своих дредноута. 6 июля 1910 года Конгресс Чили выделил необходимые средства. Линкоры заказали в Великобритании. Кораблям присвоили названия «Almirante Latorre» и «Almirante Cochrane». За основу был взят проект английских линкоров типа «Iron Duke». Чилийская сторона внесла ряд изменений в проект. В итоге получился линейный корабль, вооруженный 10-ю 356-мм орудиями главного калибра, 16-тью 152-мм орудиями, 4-мя 47-мм и 2-мя 76-мм зенитными орудиями. Скорость хода составляла 22 узла. Корабли выглядели мощно и солидно, они превосходили своих аргентинских и бразильских одноклассников. Что интересно. Сразу после заказа, определенные силы в Чили предлагали продать корабли Греции для её борьбы с турецким флотом.
Но в ход событий вмешалась начавшаяся Первая мировая война. Англичане выкупили оба корабля за полную цену. Правда, был один нюанс. К началу Первой мировой успели достроить только «Almirante Latorre». Он вошёл в состав 4-й эскадры Гранд Флита как HMS «Canada». Линкор участвовал в знаковом сражении Первой мировой войны – Ютландском бою. Второй линкор «Almirante Cochrane» достраивался как авианосец HMS «Eagle». Это было нормально. Первые авианосцы перестраивались из соответствующих боевых кораблей – линкоров и линейных крейсеров. Этому способствовало и Вашингтонский договор 1922 года по ограничению морских вооружений. Начались сложные переговоры между адмиралами Чили и Великобритании. Чилийский флот хотел выкупить оба корабля, но переделывать авианосец обратно в линкор было явно нецелесообразно. Тогда англичане предложили купить два линейных крейсера типа «Invincible». Чилийцы отказались, объясняя это тем, что Первая мировая война показала крайне слабую защиту этого типа линейных крейсеров. Сошлись на том, что Чили как бы повторно купит «Канаду» и 4 ранее заказанных эсминца, которые так же были принудительно выкуплены Великобританией с началом Первой мировой войны. В 1921 году линкор «Canada» был передан Чили и снова стал «Almirante Latorre». После включения в состав чилийского флота он стал его флагманом на многие годы. Линкор несколько раз перевозил Президента страны. В 1929 году «Almirante Latorre» прибыл в Портсмут на верфь в Девонпорте для модернизации. Англичане поставили новую систему управления огнем, заменили устаревшие котлы, установили новую мачту и новые зенитные орудия. Корабль получил противоторпедную защиту по образцу новейших английских линкоров типа «Queen Elizabeth». В 1931 году линкор вернулся в Чили.
Экономический кризис
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 годов, известный как «Великая депрессия» начался с биржевого краха в США. Наиболее сильно от него пострадали США, Канада, Великобритания, Германия и Франция, хотя в той, или иной степени он затронул практически все страны мира, может быть, кроме СССР, так как он жил по другой экономической модели. Чили, как и все государства Латинской Америки в те годы, жили за счет экспорта своих полезных ископаемых – селитры и меди. В годы мирового кризиса экспортные цены на них упали почти в десять раз, так как спрос обвалился, и в Чили тоже начался затяжной период экономического спада. Впрочем, надо сказать, что затронул он все страны континента, просто у каждой страны был экспорт своих товаров, который практически сошел на нет. Это породило, с одной стороны, резкое сокращение финансирования вооруженных сил вообще, и ВМФ в частности. А, во-вторых, в обществе началась дискуссия о том, а нужен ли стране такой огромный супердредноут, когда закрываются промышленные и торговые предприятия и происходит стремительный рост безработицы – на пике кризиса их было 130 000 человек. В первой трети ХХ века Чили относилась к числу самых развитых стран континента, наряду с Аргентиной и Бразилией, поэтому спад в экономике ударил по стране очень сильно. Введенные правительством антикризисные меры – урезание зарплат государственным служащим, включая военных, отказ от общественных работ и так далее – привел к массовым беспорядкам в стране летом 1931 года. Авторитарный Президент Чили Карлос Ибаньес дель Кампо был вынужден бежать из страны. Пиком народного недовольства стал мятеж на военно-морской базе Кокимбо, который, как пожар, охватил весь военно-морской флот страны.
Мятеж
Вице-президент Чили Мануэль Трукко, начал сокращать государственные расходы. Правительство сократило зарплаты госслужащим, включая военных, на 30%. Это сокращение было вторым по счету. Годом ранее сократили 10% и аннулировали все бонусы, которые получали военнослужащие. На это решение наловилась инфляция. Всё это привело к тому, что в ночь с 31 августа на 1 сентября 1931 года матросы с флагманского линкора «Almirante Latorre» и броненосного крейсера «O’Higgins», находившихся в порту Кокимбо, подняли мятеж и арестовали всех офицеров на кораблях. Их держали в запертых каютах. Информация о захвате офицеров моментально разошлась по кораблям флота, стоящих в Кокимбо, и вскоре все 14 боевых кораблей, стоящих в порту, были захвачены мятежниками. Мятеж возглавил старшина Эрнесто Гонсалес. Он направил Правительству Чили радиограмму с требованием отменить сокращение зарплат и уведомил, что произошедшее не носит политического характера.
3 сентября мятеж распространился на военно-морскую базу Талкауано. К нему присоединились курсанты Морской академии, личный состав базы, экипажи кораблей, береговая оборона базы и рабочие военно-морского арсенала. Волнение охватили весь Южный флот, под контролем мятежников оказались 26 кораблей ВМФ Чили. Восставшие высадили офицеров на берег и вывели корабли в море, намереваясь идти в Кокимбо на соединение с остальными мятежниками. Тем временем, мятеж начал распространяться и в армии. Как водится в подобных ситуациях, постепенно экономические требования стали дополняться политическими. Вице-президент Трукко был крайне встревожен произошедшем, и стал готовить сухопутные силы и ВВС страны к подавлению мятежа.
Закончилось всё тем, что переговоры властей с матросами зашли в тупик и мятежники заявили о своих связях с Коммунистической партией Чили. Военный министр страны сосредоточил верные правительству войска у опорных пунктав мятежников.
5 сентября сухопутные войска – четыре пехотных полка и артиллерийский дивизион – начали штурм военно-морской базы Талкауано. Сухопутная артиллерия обстреляла эсминец «Almirante Riveros» и серьезно повредила его. Армия штурмовала военно-морскую базу два дня. Число погибших с обеих сторон так не назвали. По оценкам очевидцев штурма – оно было значительно. В Кокимбо решили поступить по-другому. Правительственные войска сосредоточили почти все ВВС страны недалеко от Кокимбо – 20 бомбардировщиков разного типа. Главной их задачей было не дать возможность Южному флоту соединиться с кораблями, находящимися в Кокимбо. С одной стороны, летчики бомбардировщиков знали, что зенитных орудий на кораблях Южного флота нет. Поэтому они могли решить боевую задачу без потерь. С другой стороны… они не нашли Южный флот в океане, поэтому задача решена не была. Южный флот благополучно прибыл в Кокимбо. Чтобы реабилитироваться, летчики подвергли бомбардировке корабли в порту. Итог налета: «Almirante Latorre» не поврежден, одна бомба попала в подводную лодку Н-4 «Quidora». Корабли ответили зенитным огнем – на кораблях, находившихся в Кокимбо, зенитные орудия присутствовали. Был потерян один бомбардировщик «Curtiss Falcon» .Мятежники явно не ожидали активных действий со стороны армии и ВВС. Они привели флот в Вальпараисо и сдались властям. Перед Военным трибуналом предстал 51 человек. Приговоры были различные – 6 человек приговорили к смертной казни, остальные – были приговорены к тюремным срокам от 10 лет до 51 дня. Но все закончилось благополучно. Через год в стране пришла к власти Социалистическая Республика Чили (такое название некоторое время носила одна из политических партий в стране), и командование флота помиловало всех матросов-мятежников. В конце концов, во время мятежа ни один офицер флота не пострадал, а требования моряков были понятны всем в стране. По большому счёту мятеж закончился только большой чисткой в ВМФ Чили. Все командиры захваченных кораблей были уволены в отставку. Двух офицеров уволили со службы за оказание моральной поддержки мятежникам. Центр мятежа, линкор «Almirante Latorre» с неполным экипажем был переведен в другое место базирования и в 1933 году законсервирован.
Неожиданное предложение
Но на этом история линкора не закончилась. ВМФ Чили всегда был тесно связан с Великобританией. Поэтому, не удивительно, что в мае 1932 года именно в Лондоне советское представительство внешнеторговой организации «Аркос» получило очень необычное коммерческое предложение. Некая английская фирма «Джонсон Брей и Ко» предлагала Советскому Союзу рассмотреть возможность покупки линейного корабля-сверхдредноута. Что за корабль, в письме не упоминалось. Говорилось, что это один из сильнейших кораблей в своем классе. Указывалось, что он был построен в Великобритании во время Первой мировой войны и модернизирован в 1931 году. Государство, владеющее данным кораблем, готово его продать в обмен на поставку нефти и нефтепродуктов с правом их последующей перепродажи в течение нескольких лет. Отдельно оговаривалась секретность предложения. Удивленные таким письмом сотрудники внешнеторговой организации переправили его через Торпредство СССР в Лондоне в отдел внешних заказов Наркомата обороны.
Наркомат Внешней торговли сразу высказал своё крайне отрицательное отношение к подобной гипотетической покупки. Причина была проста – нехватка нефтепродуктов на экспорт. «…Экспорт нефтепродуктов крайне напряжён, программа сдачи нефти на экспорт недовыполняется, и отсюда согласие на эту операцию равносильно прямому валютному расходу». Военные с выводами не торопились, направив запрос в IV Управлении Штаба РККА (Разведывательное управление Штаба РККА). Военные разведчики достаточно быстро разгадали загадку коммерческого предложения. Речь шла о продаже флагмана ВМФ Чили линкора «Almirante Latorre». Разведка отметила, что, якобы, во время подавления восстания линкор был серьезно поврежден, но точной информации нет. Как мы знаем, это была ложная информация. «Almirante Latorre» не имел никаких повреждений. Просто на тот момент в чилийском обществе стала преобладать мысль о том, что такой дорогой корабль стране не нужен, и его нужно продать. Точной причины, по которой советская сторона отказалась от покупки, пока не обнародовали, но, как бы то ни было СССР ответил отказом.
Дальнейшая судьба линкора
В 1937 году, когда ситуация в мире стала стремительно накаляться, «Almirante Latorre» вывели из резерва и он снова стал флагманом чилийского флота. Что интересно. После атаки японцев на Перл-Харбор, в результате которой США потеряли практически все линкоры своего Тихоокеанского флота, в 1942 году проходили переговоры о возможности покупки старого линкора. Чилийцы предложение отклонили. В 1948 году линкор прошел вторую модернизацию, в ходе которой на него установили несколько РЛС различного назначения. Активная служба корабля продолжалась до 1951 года, когда произошел пожар в машинном отделении корабля. Денег на восстановление ветерана у страны не было, как, впрочем, и необходимости восстановления старого корабля. Но «Almirante Latorre» продолжал службу в качестве бункеровщика – всё-таки был разработан план его восстановления и глубокой модернизации. Чилийским морякам было жалко расставаться со своим флагманом. Но неизбежное произошло. В феврале 1959 года линкор продали японской компании «Mitsubishi Heavy Industries» для разделки на металл. Так завершилась судьба корабля, воевавшего в Первую мировую войну в составе английского флота, которого пытались трижды продать и который был флагманом чилийского флота и флагманом мятежа чилийских моряков против экономического положения в своей стране.
Просмотров: 53