Полёт есть, пилота нет

«Технопарки стали флагманами инновационного развития в Москве», – констатировали мэр столицы Сергей Собянин и председатель правительства Михаил Мишустин, посетив технопарк «Калибр» на северо-востоке города.

«Умные машины» возят грузы сами

И действительно – все инновационные столичные разработки сегодня родом из этих особых зон. Всего в Москве работает 51 технопарк.

«Помните, мы рассуждали о том, как нам сделать такой большой инновационный центр. Потом решили, что инновационным центром должна быть вся Москва, все предприятия Москвы, потому что все предприятия так или иначе занимаются инновациями. В таком количестве университетов, технопарков, технополисов и малого бизнеса, которые занимаются инновациями, мы решили обобщить и сделать такой город инноваций», – сказал Собянин в ходе осмотра.

На «Калибре», например, производят электрокары для перевозки грузов на промышленных предприятиях: «умная машина» делает эту работу без участия человека. Изготавливают тут и реагенты для молекулярной диагностики.

Чем полезны беспилотники?

Ещё один технопарк, где не раз бывал мэр, – «Руднёво». Там запущено первое в столице производство гражданских беспилотных вертолётов.

Недавно на выставке HeliRussia-2023 резидент технопарка «Руднёво» представил новый беспилотный вертолёт SH-3000, серийный выпуск которого будет налажен в следующем году. Модель не имеет аналогов: беспилотник взлётной массой 3,6 тонны может доставлять груз весом до 1 тыс. килограммов. Длина вертолёта – 13 метров, максимальная скорость – 210 километров в час. Он способен провести в воздухе до пяти часов и пролететь без подзарядки 900 километров. Как его будут использовать?

Первое предназначение – перевозки: доставлять грузы беспилотниками будет дешевле, чем обычными вертолётами. В том числе за счёт более экономичных двигателей. Оснастят такие чудо-машины химическим водородным генератором, который преобразует энергию водорода в электричество. В результате образуется безвредный пар, а мощность сопоставима с двигателем внутреннего сгорания. За тяжёлыми беспилотниками с водородными двигателями – будущее.

Где ещё эти машины пригодятся? Пока перевозки людей беспилотной авиацией – далёкая перспектива, но в других сегментах беспилотники могут конкурировать с пилотируемыми вертолётами. Например, в регионах с высокой облачностью незаконную вырубку лесов и пожары выгоднее мониторить не по космическим снимкам, как сейчас, а с помощью БПЛА. А если появится технология тушения огня с беспилотников, это поможет решить проблему с лесными пожарами в стране.

Другая область применения новой техники – поисково-спасательные работы. «Якуты уже сэкономили 55 млн, используя на поисково-спасательных работах беспилотники», – говорит президент Российского союза спасателей Салават Мингалеев. По его словам, стоимость часа полёта пилотируемого вертолёта – более 130 тыс. рублей. К тому же в сложных погодных условиях не каждый пилот рискнёт поднять вертолёт в воздух. А БПЛА погода точно не испугает – это же робот.

Светлана Гаврилова

06.06.2023 09:40

Просмотров: 4812