Почти половина российских пользователей сети не умеют распознавать дипфейки

В цифровой среде все чаще встречается контент, сгенерированный при помощи искусственного интеллекта, но способность граждан распознавать такие материалы остается низкой.

Согласно исследованию, проведенному в ноябре 2025 года, каждый пятый житель России (21%) регулярно видит материалы, сгенерированные алгоритмами. При этом 43% участников опроса признали свою неспособность отличить дипфейк, то есть фальшивое видео или аудио, от контента, созданного реальным человеком. Уверенность в своих силах выразили примерно столько же респондентов – 41%.

В ходе исследования респондентам сначала разъяснили значение термина «дипфейк». После этого 72% из них заявили, что хотя бы один раз сталкивались с продукцией, созданной ИИ. Однако лишь треть опрошенных (31%) указали, что ранее были знакомы с этим понятием. Половина участников (51%) ошибочно идентифицируют технологию, называя ее «ботом», «видеомонтажом», «ретушью» или «карикатурой», что свидетельствует о недостаточной осведомленности.

Согласно выводам аналитиков, среди россиян наблюдается низкий уровень готовности противостоять рискам, связанным с распространением дипфейков.

ИИ-технологии активно используются мошенниками. С помощью дипфейков они имитируют голоса и изображения знакомых, родственников и коллег. Атаки с применением дипфейков чаще всего осуществляются через мессенджеры и социальные сети.

Ранее, в середине сентября, стали известны результаты другого опроса, который показал схожую тенденцию. Более половины россиян, 57%, признали, что хотя бы один раз во время телефонного разговора не смогли определить, общаются они с живым оператором или с голосовым ассистентом, работающим на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Эти данные подтверждают, что современные технологии становятся все более незаметными для обычного пользователя.

Вячеслав Буйнов

03.12.2025 09:39

Просмотров: 26