Почему в школах стреляют всё чаще

Брейвик из Ивантеевки

Главное управление Следственного комитета России расследует уголовное дело в отношении 15-летнего Михаила П., устроившего стрельбу в школе № 1 подмосковного города Ивантеевки. 5 сентября подросток вошёл в свой класс и ударил учительницу по голове кухонным топориком. После этого он начал разбрасывать самодельные взрывпакеты и стрелять из пневматического пистолета. Как же могло случиться, что ученик, девять лет проучившийся в школе, вдруг стал преступником?

Омбудсмен Анна Кузнецова уже вовсю задаётся вопросами: «В чём причи-на жестокости? В отсутствии психо-логов и специа-листов? Вo взаимо-отношениях в семье? В обилии насилия в фильмах, компьютерных играх? 10–20 лет назад мы удивлялись подобным новостям из американских школ. Неужели этот страшный вирус пришёл к нам?»

Интернет – соучастник трагедии?

Уже известно, что одноклассники «стрелка из Ивантеевки» обращали внимание на странности его поведения. Сейчас рассказывают, что в классе Миша был изгоем. По словам очевидцев, в момент нападения он кричал – мол, этого он ждал три года. Три или меньше – не суть важно. Главное, что своё желание он, судя по всему, не скрывал. По словам уполномоченного по правам ребёнка в Московской области Ксении Мишоновой, подросток «сделал всё, чтобы его заметили». «Он рассказал одноклассникам – одноклассники утверждают, что они рассказали директору. Директор, видимо, не поверил, что это может быть реальностью», – утверждает Мишонова. Так или иначе, никаких мер принято не было.

В то же время в Интернете появился рассказ одноклассницы «ивантеевского стрелка», которая поведала о возможном влиянии «какого-то странного сериала» на поведение устроившего стрельбу девятиклассника. Изменения в поведении юноши начались, по её словам, «два-три года назад». Девушка подметила: «Он стал очень много говорить. Прямо без умолку болтал о разной ерунде, о том же оружии. Говорил, что нет нормальной жизни на земле, что его никто не понимает». Учащийся школы № 1 Глеб рассказал журналистам: «У парня крышу снесло. Когда стрелял, кричал, что пришёл сюда, чтобы умереть. Мы в соседнем кабинете были».

Таким образом, школьники утверждают: они сообщали директору о планах одноклассника устроить в школе стрельбу, но реакции со стороны администрации не последовало.

«Проглядели парня»

На сайте школы о её директоре сказано не много: «Михайличенко Ольга Владимировна. Должность – директор образовательного учреждения. Образование: Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Финансово-технологическая академия», специальность – бухгалтерский учёт, анализ и аудит». О педагогическом стаже директора Ивантеевской школы № 1 данных на сайте нет. То есть можно предположить, что фактически школой руководил экономист, далёкий от проблем педагогики. Стоит ли удивляться, что сообщениям одноклассников Миши П. о готовящемся, по сути, теракте директор могла не придать никакого значения?

Возникают, впрочем, и вопросы, были ли в школе психологи и чем они занимались? Руководитель судебно-психологической лаборатории Московского областного Центра социальной и судебной психиатрии доктор психологических наук Виктор Гульдан рассказал «Нашей Версии»: «Я регулярно участвую в различных аттестационных комиссиях психологов и хочу сказать, что уровень подготовки специалистов в этой области удручает. Иногда складывается впечатление, что человек просто получает бумажку под названием «диплом». Хотя психолог в школе должен владеть особыми навыками, должен уметь разглядеть проблемного ребёнка и начать работать с ним, с его родителями». С этим согласен генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов: «Грамотных специалистов по детской психологии сегодня в школах, по сути, нет. Они занимаются чем угодно – мелкой моторикой, рисованием, тестированием уровня интеллекта ребёнка, какими-то своими исследованиями, но все эти «мантры», на мой взгляд, – имитация работы. Если хотите знать моё мнение: чтобы подобные ситуации не повторялись, в школе должен быть в штате психолог с опытом работы с людьми, имеющими отклонения в психике». Очевидно, что в данном конкретном случае ни родители, ни школьные психологи, ни учителя не справились со своими задачами.

Небезопасная школа

Наверняка сейчас многие будут пытаться найти виновных, перекладывая вину друг на друга. В частности, возникают претензии к охраннику школы, мимо которого подросток пронёс топор и взрывпакеты, – выяснилось, что охранник вроде как не имел лицензии. «Охрана школ гражданскими лицами неопределённого статуса является мифом безопасности учащихся и учителей, – уверен генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов. – Максимум, что могут сделать школьные охранники – это нажать тревожную кнопку. Но и этого в Ивантеевке не произошло! Полицию и «Скорую» вызвали учителя. С другой стороны, по опыту работы я знаю, что дети необыкновенно изобретательны и крайне непредсказуемы. Они могут придумать такое, что ни одному террористу в голову не придёт. Так что вопрос обеспечения безопасности в школе прежде всего зависит от учителей. Они каждый день контактируют с детьми и знают, от кого может исходить потенциальная опасность. Охранник же не знаком с особенностями психики того или иного ребёнка».

Сейчас уже звучат призывы отлучить школьников от Интернета, потому что в нём якобы корень зла. Идти по пути запретов – самое пагубное в данной ситуации. Любой замок порождает желание найти к нему ключ или отмычку. Всё сваливать на телевизор и Интернет – не самый лучший путь. Мы учим детей сложным современным дисциплинам, родители не скупятся на дорогие экзотические подарки для родного чада. При этом, что творится у него в душе и в мыслях, не беспокоит в большинстве случаев ни семью, ни школу.

СПРАВКА

Юны, вооружены и опасны

3 февраля 2014 года. Старшеклассник пришёл с ружьём в московскую школу № 263 и выстрелил в учителя географии, который скончался на месте. Охранник вызвал полицию. Когда на место прибыли сотрудники правоохранительных органов, подросток начал стрелять в них. Был убит один сотрудник полиции, другой получил ранение. Подростку было предъявлено обвинение в захвате заложников, убийстве и посягательстве на жизнь сотрудников правоохранительных органов. По результатам проведённой экспертизы старшеклассника признали невменяемым, суд отправил его на принудительное лечение.

Декабрь 2014 года. В Брянске в раздевалке спортивного зала одной из школ города 15-летний подросток достал пневматический пистолет и несколько раз выстрелил в стены и пол. Одна из пуль рикошетом попала в ногу его одноклассницы.

Март 2017 года. В подмосковном городе Люберцы в одной из гимназий во время урока физкультуры ученик активировал устройство для отпугивания собак, в результате четыре человека получили контузии. Устройство он украл у другого школьника.

24 апреля 2017 года. В Дагестане в селе Агвали в компьютерном зале произошёл взрыв. В СК сообщили, что причиной взрыва стала граната, которую принёс один из школьников. Два человека погибли, одиннадцать пострадали. Подросток сказал, что нашёл гранату на улице.

Ирина Грацинская

11.09.2017 07:58

Просмотров: 8044