Почему Россия осталась без союзников?

МИД, тебе мат!

На прошлой неделе сразу два высокопоставленных российских дипломата выступили с неоднозначными комментариями. Сначала замглавы МИДа Рябков назвал Казахстан «стратегическим союзником», а затем руководитель ведомства Лавров вовсе заявил, что у России союзников нет. Не является ли это свидетельством полного отсутствия у нашей страны чётких внешнеполитических приоритетов?

«Мы ближайшие союзники, замечательные партнёры» – так описал российско-казахстанские отношения Сергей Рябков, при этом, правда, оговорившись, что «есть те, кто толкает в противоположном направлении». «Дай бог, чтобы у них это не получилось. Иншалла», – закончил свою мысль дипломат.

Эти слова прозвучали в интервью казахстанской прессе, чем, наверное, и можно было бы объяснить столь комплиментарный тон Рябкова. Однако, видимо, это общая позиция отечественного МИДа в отношении стран, демонстрирующих явно недружелюбное отношение к России.

Вспомнить хотя бы регулярные заявления директора департамента информации и печати министерства Марии Захаровой, касающиеся Азербайджана. «Многие хотят «половить удачу» и попытаться «вбить клинья» в отношения между Россией и Азербайджаном в связи с крушением самолёта AZAL, но это обречено на провал», – говорила она в начале года после резонансной авиакатастрофы. А вот слова, прозвучавшие после учинённого Баку разгрома информагентства «Sputnik Азербайджан»: «Рассчитываем, что желающие испортить двусторонние отношения воздержатся от дальнейших провокационных шагов. Этих шагов уже было немало».

Удивительно миролюбивые заявления, не правда ли? И ведь делаются они в то самое время, как Баку закрывает Русский дом и продолжает удерживать российских заложников из числа сотрудников упомянутого информагентства, а Астана, в свою очередь, продолжает военное сотрудничество с Лондоном и заодно проводит манёвры с азербайджанцами. Не путают ли в МИДе понятия «стратегический союзник» и «вероятный противник»?

А после Рябкова выступил Сергей Лавров и, похоже, только усугубил ситуацию. 28 июля глава МИДа отметил, что «впервые за всю историю Россия воюет одна против всего Запада. В Первую мировую, во Вторую мировую у нас были союзники. Сейчас у нас союзников на поле боя нет». Наблюдатели не преминули отметить, что Лавров буквально не заметил ни КНДР, ни Иран, ни членов БРИКС, ШОС. Дошло и до прямой корректировки Кремлём слов ветерана отечественной дипломатии: пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на следующий день сообщил, что Россия всё же считает Иран, Китай и КНДР своими союзниками. Вопрос: почему же министерство не соотносит свои комментарии с действительностью?

24 июля на сайте МИДа появилась рубрика «Примеры проявления русофобии». В ней аккуратно собраны нелицеприятные «высказывания официальных лиц и представителей элит западных стран в отношении России». Нашлось своё место и для цитат «представителей киевского режима». Однако это собрание афоризмов вряд ли можно считать полным без примеров риторики «замечательных партнёров» по СНГ.

Свежайший образец – слова экс-министра иностранных дел Азербайджана Тофика Зульфугарова, фактически заявившего претензии на территорию нашей страны. «Что они имеют в виду? Что самое древнее автохтонное население России должно покинуть свою страну?» – так прокомментировал дипломат требования неких не названных им сил к азербайджанцам «уезжать в свой Азербайджан».

«Надо понимать, что если разговор идёт о «самых древних автохтонах» – значит, кто-то учится играть в национальное преемничество, что является путём к ревизионизму. И у России нет права не замечать его на Кавказе», – полагает социальный технолог Роман Алёхин. Тем не менее кажется, в российском МИДе умудрились не заметить скандальное высказывание. По крайней мере публичной реакции со стороны ведомства на слова Зульфугарова до сих пор не последовало.

Вадим Трухачёв, политолог

Вадим Трухачёв, политолог

– Один вопрос. Как быть с тем, что союзник договорился о военном сотрудничестве с Британией – самой одиозно русофобской страной среди ведущих государств НАТО? И второй вопрос. Совместные военные учения с Азербайджаном в нынешней обстановке – это образец союзничества? Тем более это делается в рамках ОТГ (Организация тюркских государств. – Ред.), под патронажем члена НАТО Турции... И вопрос третий. Углубление сотрудничества Казахстана с ЕС, продажа урана Франции – это тоже образец союзничества с Россией? Наконец, вопрос четвёртый. В чём Казахстан проявил себя как союзник? За параллельный импорт ему, конечно, спасибо. Но это не признак союзника... Им много кто ещё занимается. Вот где настоящая «Иншалла» порылась...

Вениамин Солодов

05.08.2025 12:10

Просмотров: 2588