Плохое техническое обслуживание танкера привело к катастрофе
Взрыв на острове Уидди
В этой статье мы расскажем о сильном пожаре на французском танкере «Betelgeuse», который уничтожил судно, серьезно повредил причал в порту и привел к гибели экипажа и работников терминала – 41-го человека. Причиной пожара стало плохое техническое состояние судна, принадлежавшего французской компании «Total».
Супертанкеры
Начиная с 60-х годов ХХ века мировая экономика стала потреблять нефть и нефтепродукты во всё возрастающем количестве. Конечно, и до этого периода, начиная еще с конца XIX века, добыча нефти только росла, но с появлением на рынке дешевой арабской нефти, её добыча и потребление выросла кратно. Это потребовало увеличения тоннажа нефтеналивных судов мирового торгового флота. Блокировка Суэцкого канала в результате «шестидневной» арабо-израильской войны 1967 года, продолжавшаяся долгие восемь лет (с 1967 по 1975 годы), вызвала появление уже супертанкеров. Оказалось, что нефть из условной Саудовской Аравии или Катара в Европу и Америку вокруг Африки выгоднее доставлять на танкерах водоизмещением более 100 000 тонн (по международной классификации тип ULCC). Танкеры всех стран существенно «подросли» в размерах и грузоподъёмности. Но такой рост, с точки зрения логистики, имел и один существенный недостаток. Дело в том, что до 50-х годов ХХ века танкеры доставляли свой груз практически в любые порты, где были оборудованы нефтяные причалы. Для супертанкеров большинство портов, в которые танкеры заходили ранее, оказались недоступны. Портовую инфраструктуру для разгрузки супертанкеров пришлось создавать с нуля. Появились, так называемые нефтяные терминалы, или нефтяные порты, расположенные вне существующих портов, в районах с глубинами, позволяющими подойти супертанкерам с их большой осадкой.
В Европе, тогда еще не единой, но имеющей уже тогда устойчивые экономические связи, решили построить такой терминал для супертанкеров. В них суда типа ULCC с нефтью из Ближнего Востока разгружались, и привезенная нефть хранилась в специальных резервуарах. Для её доставки в существующие европейские порты использовались танкеры меньших размеров. Такой терминал было решено построить в Ирландии, на острове Уидди. Там имелась большая, защищенная от ветров, глубоководная якорная стоянка. Глубины позволяли подойти к берегу судам с большой осадкой. Кроме этого, это место находилось далеко от крупных населенных пунктов и судоходных путей. Последнее было важно, так как уменьшало вероятность разлива нефти из-за случайного столкновения. Строительство терминала началось в 1967 году и завершилось через два года, в 1969 году. Терминал состоял из двух зон. Наземная зона включала два резервуара для льяльных вод, два для бункеровочного мазута, один для дизельного топлива и двенадцать резервуаров для хранения сырой нефти, каждый из которых вмещал 81 280 тонн, что позволяло хранить на терминале 1 300 000 тонн нефти. Морская зона состояла из причала длиной 488 метров, расположенного на расстоянии почти 400 метров от берега. Попасть на причал можно было только по воде, на катерах, или буксирах. С береговыми резервуарами он соединялся трубопроводами, проложенными по дну. Такая схема позволяла минимизировать риски при аварийных ситуациях. Терминал строили с расчетом на увеличение водоизмещения танкеров. По информации строителей, причал способен был принимать танкеры дедвейтом в 500 000 тонн. Немного отвлекаясь, скажем, что первые танкеры такого водоизмещения появились только через семь лет после ввода в строй терминала – в 1976 году.
Надо сказать, что первые годы работы терминал на острове Уидди был крайне успешным. После того, как на нем стали разгружаться танкеры типа «Юниверс Айрленд», водоизмещением 312 000 тонн – тогда самые большие корабли в мире – доставлявшие нефть в Европу из Кувейта, группа «Clancy Brothers», популярная в Ирландии тех лет фольк-группа, посвятила терминалу одну из своих песен. Но после разблокировки и открытия Суэцкого канала для судоходства, преимущества терминала стали менее очевидными. Появилась альтернатива в виде доставки нефти менее крупными, чем ULCC, танкерами. Двухшаговая логистика (доставка большой партии нефти – разгрузка – погрузка на танкеры меньшего размера и доставка нефти конечным потребителям) стала экономически менее привлекательна. К этому нужно добавить, что в конце 70-х годов из-за экономического спада и роста цен на нефть, спрос на неё снизился. Всё это привело к тому, что танкеры приходили на терминал не так часто, как изначально планировалось. Компания-оператор терминала «Gulf» была вынуждена сократить расходы на содержание терминала.
Катастрофа
Несмотря на экономические сложности, терминал продолжал работать. 24 ноября 1978 года супертанкер MV «Betelgeuse» вышел из саудовского нефтяного порта Рас-Танура курсом на португальский порт Лейшойнш. Танкер водоизмещением 122 000 тонн был полностью загружен сырой нефтью. Судно было построено в 1968 году в Сен-Назере, во Франции и принадлежало французской компании «Total S.A». По плану, в португальском порту танкер должен был выгрузить часть нефти, предназначенной для стран Пиренейского полуострова. Но плохие погодные условия не позволили ему зайти в порт. При входе в Лейшойнше из-за сильного ветра и большой осадки он сел на мель. Спасательные суда и буксиры сняли его с мели, и «Betelgeuse» получил указание идти под разгрузку на терминал на острове Уидде. По пути туда, танкер сделал остановку на траверсе испанского порта Виго, где была заменена часть экипажа. Дело в том, что работа на супертанкерах имеет ряд особенностей. Во время рейсов они не заходят в порты (кроме порта погрузки и разгрузки, разумеется) из-за своих размеров. Моряки практически не сходят на берег. Поэтому замена тех членов экипажа, у которых закончился контракт, часто происходит во время рейсов. Этот рейс для «Betelgeuse» явно не задался. 30 декабря 1978 года танкер в Бискайском заливе попал в шторм. Экипаж обнаружил утечку нефти и сообщил об этом судовладельцам. Из Франции пришло распоряжение – идти во французский порт Брест с пониженной скоростью. Место утечки вскоре обнаружили и заделали, после чего танкер снова взял курс на Уидде. В залив Бантри «Betelgeuse» прибыл 4 января 1979 года.
К причалу нефтяного терминала танкер пришвартовался 6 января. К слову – глубина у причала составляла 30 метров. Вечером, в 23-30 по местному времени началась выгрузка 114 000 тонн сырой нефти. Часть команды сошла на берег (хотя, как мы помним, на берегу находились только резервуары для нефти, а до ближайшего города нужно было добираться на машине), к одному из офицеров танкера на борт поднялась жена.
Точное время начала пожара не установлено – где-то около часа ночи по местному времени 8 января. Сначала на танкере раздался треск и грохот, а потом внутри корпуса, вероятно, в танках с нефтью, произошел мощный взрыв. Его сила была такова, что работников терминала, находящихся на причале, сбросило в воду. Находящиеся на берегу потом рассказывали, что танкер практически мгновенно был охвачен огнем. Последовала серия новых взрывов, «Betelgeuse» разломился на две части. Температура горящей нефти, по оценкам прибывших пожарных, превышала 1 000 °C! Бетонный причал обрушился. Как мы помним, причал располагался на расстоянии 400 метров от берега, поэтому пожарные ничего не смогли предпринять, да, и если честно, ничего сделать бы не смогли для тушения такого пожара. Основной их задачей стало не допущение возгорания резервуаров с нефтью на берегу. Местные жители, проживающие на острове, в панике стали покидать Уидди.
Танкер горел около 12 часов. «Betelgeuse», точнее, две его части, затонул на глубине около 40 метров, после чего пожар погас сам собой. Но, несмотря на это, спасатели в течение двух недель не смогли попасть на танкер (его носовая часть возвышалась над уровнем моря) из-за выделявшихся токсичных и легковоспламеняющихся газов. Только спустя полмесяца они попали на борт танкера и смогли достать с него тела погибших и откачать из обломков остатки нефти.
В результате взрыва и пожара погибли 50 человек – 42 гражданина Франции, 7 – Ирландии, 1 – Великобритании. Это экипаж танкера и 8 работники терминала, находившиеся во время взрыва на причале. Во время спасательной операции погиб один водолаз из Голландии. Спасатели нашли только 27 тел. Остальные люди сгорели полностью. Для ликвидации последствий катастрофы власти Ирландии мобилизовали военных страны и гражданских специалистов.
Работа трибунала
После катастрофы в странах Европы разгорелись ожесточенные дискуссии о причинах катастрофы. Одни заявляли, что это не первый инцидент на терминале, и компания «Gulf» несет всю ответственность за произошедшее. Другие обвиняли французскую компанию «Total S.A». Правительство Ирландии назначило специальный трибунал для расследования, который возглавил судья Деклан Костелло. Трибунал работал год. Отчет о его работе занял 480 страниц. После заслушивания свидетелей, трибунал указал на три фактора, которые привели к катастрофе.
Плохое техническое состояние танкера. Как выяснилось, корпус судна и танки, в которых перевозилась нефть, были повреждены, протекали и подверглись коррозии. Судовладельца обвиняли и в том, что система катодной защиты на танкере не работала. Судно эксплуатировалось всего 11 лет, но по своему техническому состоянию должно было быть списано.
Неправильная последовательность разгрузки и принятие балласта на танкере. Это привело к деформации корпуса и разламыванию его на две части. В этом обвиняли «Тоталь», но учитывая, что во время взрыва погиб и весь экипаж танкера и сотрудники береговых служб, находившиеся на причале, однозначно причину установить было достаточно сложно.
Неэффективные и плохо работающие системы пожаротушения, как на танкере, так и на пирсе. В этом обвинили «Total».и «Gulf». По большому счету, эта причина стала следствием человеческих ошибок и финансовых затруднений компаний.
Трибунал установил, что из-за неправильной разгрузки было повреждено несколько пустых танков, горючие газы из которых попали в другие помещения танкера и вызвали сначала один, а потом и серию взрывов. Нужно сказать, что компания «Total S.A» категорически не согласилась с выводами трибунала. Французы считали, что взрыв на танкере стал следствием пожара, который возник на причале. Повторимся, в живых не осталось никого, так что все выводы и протесты не подкреплены реальными доказательствами.
Известная голландская компания по спасению и подъёму затонувших судов «L. Smit & Co» подняла танкер в виде четырех фрагментов. Общие расходы на ликвидацию последствий, очистку вод и побережья, а так же компенсации составили огромную по тем временам сумму $ 120 000 000.
Заключение
После катастрофы терминал на острове Уидди работу не возобновил – ситуация в экономики изменилась и потребность в таких терминалах отпала. Сегодня наземная часть терминала принадлежит правительству Ирландии, и в нем хранят стратегические запасы нефти и нефтепродуктов страны. В 1996 году в заливе был установлен специальный разгрузочный буй, позволяющий танкерам при необходимости выгружать нефть в резервуары, не подходя к берегу. На местном кладбище был установлен памятник погибшим. После этой катастрофы на всех нефтяных терминалах во всех странах ввели очень жёсткие протоколы, по которым происходит загрузка и разгрузка танкеров. Они действуют до сих пор.
Просмотров: 57