Обеспечение безопасности Европы осуществляется в ущерб интересам её народов
Прозрели, да поздно?
Когда генеральный секретарь НАТО Марк Рютте заявляет, что Европейский союз «навредит себе», проводя более независимую от американцев политику безопасности, он, по сути, выдаёт главную военную тайну Европы – её безопасность выстраивается не в интересах населения Старого Света. Посыл Рютте предельно понятен: Европа не должна принимать независимые от Штатов решения. Всякий раз она обязана брать под козырёк перед Вашингтоном, увеличивая военные расходы и не помышляя при этом выбраться из прокрустова ложа стратегической структуры альянса. Любая попытка ЕС определить свои собственные приоритеты в области безопасности рассматривается не как демократическое самоопределение, а как опасное отклонение. Очевидно, что между НАТО и Евросоюзом обнажаются и нарастают противоречия.
Обе организации были основаны с чётко очерченными целями и задачами, которые впоследствии были самым серьёзным образом пересмотрены. Возникает ощущение, что от первоначальных целей и основополагающих принципов вообще отказались. Организация НАТО создавалась как оборонительный альянс, призванный предотвращать войны средствами коллективной безопасности. А европейский проект и вовсе задумывался таким образом, чтобы сделать войну между соседними государствами немыслимой средствами экономического сотрудничества и политической интеграции. А сегодня НАТО превратилось из оборонительного проекта в глобального военного игрока, действующего далеко за пределами первоначально очерченной сферы интересов. Его интервенции и расширения зачастую лишь усиливали нестабильность, а не уменьшали её. При этом военные расходы стран-участниц устанавливаются независимо от национальных приоритетов, волевыми решениями, а инакомыслие подаётся как безответственность. Тем временем Евросоюз также сбивается с изначально очерченного курса, это больше не мирный проект. Его руководство увлечено созданием механизмов закупок вооружений и сочинением стратегических доктрин, тесно связанных с НАТО. Подразумевается и освоение немалых военных бюджетов, всё чаще европейские политики заводят речь о собственной армии ЕС. И, в то же время, растут внутренние разногласия. Часть европейских лидеров выступает за «стратегическую автономию», в то время как руководство НАТО предостерегает от этой автономии. И это уже не равноправное партнёрство, а строжайшая иерархия. И дело теперь даже не в диктате Вашингтона, а в диктате, скажем так, коллективного Брюсселя.
Но это не сценарий какого-то телесериала, в этот реальный сюжет оказалось втянуто практически всё население Евросоюза, более 440 млн человек. Их интересы даже как-то не обсуждаются. Не принимаются во внимание. Хотя для обычных европейцев их безопасность означает не столько рост числа танков, истребителей и ракетных систем, сколько социальную стабильность, доступные энергетические ресурсы и будущее, в котором не будет места перманентным кризисам. Но эти опасения не подчиняются логике милитаризации, поэтому руководство ЕС и НАТО их игнорирует. А ведь за увеличение военных бюджетов придётся дорого заплатить именно простым европейцам. Средства, которые направляют на производство оружия и развитие оборонной промышленности, не израсходуют на здравоохранение, образование, жильё или даже адаптацию к изменению климата. Но это не абстрактный компромисс. Всё это напрямую повлияет на уровень жизни во всей Европе – и повлияет негативно. Тем не менее эти решения принимаются с минимальным общественным обсуждением и зачастую подаются как техническая необходимость, а не как осознанный политический выбор. Вот, собственно, и корень нарастающих противоречий между НАТО, Евросоюзом и странами Европы.
Европа пытается угадать свою роль в изменившемся мире. Должна ли она продолжать выступать единым геополитическим игроком, бряцающим оружием и наращивающим военную мощь, или же стоит пересмотреть подходы в пользу региональных приоритетов? Может, всё-таки стоит обозначить приоритет дипломатии, предотвращения конфликтов и сотрудничества в области безопасности? Руководство НАТО тем временем определилось со своими предпочтениями, и о соблюдении интересов европейских стран там даже речь не идёт. Для населения Европы это – значительный риск. Милитаризация увеличивает вероятность того, что ЕС станет театром противостояния крупных держав. Когда политика безопасности выходит из-под общественного контроля, граждане превращаются в зрителей, чья роль сводится к финансированию решений, которые они не принимали.
Подлинно независимая политика безопасности должна исходить из потребностей народов, а не из политических решений и интересов альянсов. Она должна признавать невозможность достижения долгосрочной стабильности путём эскалации напряжения. Она должна отдавать приоритет дипломатии, контролю над вооружениями, а не постоянному переоснащению армий. Ключевой вопрос, впрочем, не в том, может ли Европа позволить себе стратегическую автономию, а в том, может ли население Европы позволить себе сомнительное будущее, в котором безопасность определяется исключительно военными планировщиками и политикой альянсов. НАТО и ЕС когда-то оправдывали себя как инструменты мира и стабильности. Сегодня они рискуют превратиться в механизмы, которые отдаляют власть от народа, который они якобы защищают.
Вячеслав Калинин, ветеран боевых действий, полковник запаса, издатель «Нашей Версии»
– Ценно то, что в Европе начинают прозревать относительно происходящего. Прозревших пока маловато, но отмечу, что первыми начали прозревать именно ветераны боевых действий, люди, понюхавшие пороха и оттого знающие цену мира. Мой товарищ Дан-Вигго Бергтун скрупулёзно анализирует происходящее, чётко выделяя тенденции и подводя читателей, казалось бы, к очевидным выводам. Нам-то, в России, всё сказанное им не в диковинку, но для европейских читателей его слова – настоящее откровение. Зато нам очень важно знать, что и в Европе звучат здравые голоса, понимающие, к чему ведёт проводимая НАТО и ЕС политика эскалации напряжения.
В этом номере «Нашей Версии» мы подробно описали текущий расклад, при котором Россия, Америка и Китай реализуют свои интересы без оглядки на прежние международные реалии. Это тот самый новый мировой порядок, наступление которого было предопределено. Но Евросоюз – своей неразумной конфронтацией с Россией, неспособностью договариваться на равных и провоцированием США в украинском конфликте, делая его неразрешимым, – сам себя оставил где-то за рамками негласных договорённостей. И вышло, что для Америки Евросоюз в его нынешнем виде – раздражающее бремя, а для России и подавно – неприятный визави, плюющий в протянутую руку дружбы. Да и для Китая Европа теперь скорее обуза, нежели предсказуемый торговый партнёр. Европейцам самое время задуматься – а что же мы делаем не так?
Просмотров: 77