Морские жёлуди оказались угрозой для европейского судоходства

Европейская судоходная отрасль рискует уступить позиции азиатским конкурентам из-за массового обрастания кораблей усоногими ракообразными. Проблема усугубляется запретом Евросоюза на применение специальных красок, предотвращающих прикрепление к судам балянусов, также известных как морские желуди.

Согласно данным Financial Times, скопления морских желудей на корпусах судов значительно снижают скорость движения и повышают расход топлива.

Балянусы представляют собой рачков, обитающих в известковых раковинах и ведущих прикрепленный образ жизни. Эти организмы питаются планктоном, который захватывают через открывающиеся створки раковин с помощью специальных ножек-усиков. Их можно обнаружить не только на кораблях, но и на скальных поверхностях, водных растениях, а также других морских обитателях – от членистоногих до китов и морских черепах.

Шведский стартап I-tech еще в 2009 году обратился в Еврокомиссию с заявкой на одобрение собственной разработки – краски на основе медетомидина. Этот биоцид вызывает состояние гиперактивности у рачков, препятствуя их закреплению на поверхностях. Однако разрешение так и не было получено, хотя само вещество изначально получило временное одобрение.

Ситуация осложнилась в прошлом году, когда Европейское агентство по химическим веществам рекомендовало отозвать временное разрешение на медетомидин, классифицировав его как стойкое, токсичное и эндокринно-разрушающее соединение. Окончательное решение по данному вопросу ожидается в следующем году.

Представители стартапа, получавшего финансирование от ЕС и Швеции, оспаривают выводы норвежского исследования о токсичности медетомидина, называя их ошибочными. Согласно расчетам компании, обрастание всего 10% площади корпуса балянусами увеличивает расход топлива на 40% при сохранении идентичной скорости движения. Производитель также заявляет, что применение его краски способно сократить выбросы углекислого газа на 15%.

В условиях европейских ограничений компания активно развивает продажи на азиатских рынках. На данный момент стартап контролирует примерно половину рынка Японии и Южной Кореи, укрепил позиции в Китае. Доля неевропейских продаж в общем объеме реализации продукции достигает 90%.

Ранее сообщалось, что из-за бюрократических барьеров европейцы рискуют остаться без горячей воды.

Вячеслав Буйнов

11.10.2025 15:25

Просмотров: 62