Минсельхоз обвиняет транснациональные компании в недобросовестности

Обожглись на молоке

Вокруг крупнейших игроков рынка молочных продуктов разгорелся скандал. Глава Минсельхоза Николай Фёдоров фактически обвинил компании Danone и PepsiCo в недобросовестности, а также в негативном влиянии на развитие российского молочного рынка. В Danone требуют от министерства извинений, в PepsiCo на момент подготовки материала пока никак не комментировали ситуацию.

Скандал разгорелся во время совещания в Омске, посвящённого перспективам развития животноводства в Сибирском федеральном округе. Именно на нём, как потом сообщили информагентства, министр Николай Фёдоров и сделал заявление, обидевшее крупных производителей. «Мы субсидируем хозяйства из бюджета, они (транснациональные корпорации) покупают по дешёвке молоко, добавляют в него пальмовое масло и превращают это в молочный продукт, вводя в заблуждение нас всех. В этой молочной продукции остаётся 10–20% молока, остальное – растительные масла», – заявил министр.

При этом доподлинно неизвестно, упоминал ли Николай Фёдоров названия конкретных компаний или нет. По версии ТАСС, чиновник прямо просил губернаторов обратить внимание на деятельность «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo) и Danone. Однако в самом Минсельхозе позже отметили, что названия производителей молочной продукции в речи министра не звучали.

Как бы то ни было, приносить извинения чиновники не спешат. Более того, дальнейшие высказывания сотрудников ведомства косвенно подтверждают, что даже если Николай Фёдоров в ходе совещания и не высказывался целенаправленно о конкретных компаниях, то обозначенная министром проблема тем не менее стоит достаточно остро. «Моментальная реакция группы компаний Danone в России позволяет предположить, что многоуважаемый производитель, прочитав в прессе о проблемах, обозначенных руководителем Минсельхоза России, узнал себя», – заявил директор департамента животноводства Владимир Лабинов. По его словам, после того как транснациональные корпорации начали доминировать на российском рынке, в Минсельхозе действительно заметили снижение объёмов закупок сырого молока в целом ряде субъектов Федерации. Причём снижение это происходит именно за счёт уменьшения спроса со стороны молочных заводов, входящих в структуры транснациональных холдингов. Ещё одна претензия к крупным производителям Минсельхоза состоит в том, что они фактически обрушивают закупочные цены на молоко, мешая тем самым развитию отрасли, которое субсидируется из госбюджета. «Получается, что государство производство молока субсидирует из бюджета, а они (крупные производители. – Ред.) его по дешёвке скупают и фактически перекачивают себе огромные деньги», – выразил недовольство Николай Фёдоров.

Danone и PepsiCo действительно имеют достаточно влияния на формирование тех или иных рыночных трендов. К примеру, PepsiCo располагает в России более чем 30 предприятиями, на которых работают 25 тыс. сотрудников. Инвестиции компании в российский рынок составили в общей сложности около 9 млрд долларов. Danone, по словам руководства компании, также вложил немалые средства в том числе и в строительство новых ферм в нашей стране. Очевидно, что российский рынок в группе Danone рассматривают как одно из важных направлений деятельности компании, учитывая, что по итогам прошлого года на нашу страну пришлось 11% всех продаж Danone.

«Мы, Danone Россия, и все наши сотрудники глубоко оскорблены данным заявлением (главы Минсельхоза. – Ред.). Мы не только возмущены подобными высказываниями должностного лица, но расцениваем их как прямую клевету, наносящую ущерб нашей репутации как в России, так и во всём мире, – говорится в заявлении, размещённом на сайте компании. – Мы требуем публичного опровержения ложной порочащей нас информации». Кроме того, в своём заявлении Danone лишний раз напоминает о вкладе компании в развитие отечественного АПК. «Мы направляем значительные средства и усилия на развитие сельского хозяйства в РФ, обучение сельхозтоваропроизводителей, расширение и совершенствование существующих хозяйств, строительство новых ферм», – говорится в заявлении.

Как отмечают эксперты, молочный рынок в России сегодня действительно достаточно сильно консолидирован. Это обстоятельство позволяет крупным производителям влиять на цены поставщиков. «Что же касается качества продукции и возможного использования пальмового масла, то это вообще не вопрос о том, крупная или мелкая компания допускает подобные нарушения. Есть законы, техрегламенты, контролирующие органы должны выявлять подобные случаи и виновных наказывать. Но к размеру компании и её форме собственности всё это не имеет никакого отношения», –

резюмирует руководитель экспертной практики консалтинговой компании Reland Group Николай Григорьев.

Татьяна Нижегородская

08.12.2014 11:43

Просмотров: 2065